Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1484

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пользователи ВБР не вправе осуществлять:

- рыболовство без разрешения и без выделенной квоты на добычу (вылов) ВБР, за исключением видов ВБР, промысел которых осуществляется свободно в соответствии с законодательством;

- рыболовство с превышением объемов выделенных им квот добычи (вылова) по районам промысла и видам ВБР;

- добычу (вылов) ВБР в запретные сроки и в закрытых для промысла районах;

- добычу (вылов) и другие операции, связанные с промыслом ВБР, на расстоянии менее 0,5 морской мили от морских границ ООПТ и акваторий;

- добычу (вылов) ВБР в объемах квот, превышающих объемы, указанные в разрешении на добычу (вылов) ВБР;

- добычу (вылов) ВБР с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих на борту четко нанесенных опознавательных знаков установленного образца;

- добычу (вылов) ВБР с применением взрывчатых, токсичных и наркотических средств, колющих орудий лова, огнестрельного оружия (за исключением добычи (вылова) водных млекопитающих), а также других запрещенных законодательством орудий лова;

- добычу (вылов) ВБР на зимовальных ямах, судоходных фарватерах, у плотин, шлюзов на расстоянии ближе 500 метров, у сбросовых коллекторов в радиусе менее 500 метров;

- добычу (вылов) ВБР гоном, способом багрения, при помощи бряцал и ботания (это требование не относится к КМН, которым разрешается применение традиционных орудий и способов лова, запрещенных для всех других пользователей);

- любительский и спортивный вылов (добычу) ВБР на рыбопромысловых участках без согласования с пользователями ВБР, осуществляющими промысел на данных участках в соответствии с выданными разрешениями на добычу (вылов) и заключенными договорами на пользование рыбопромысловым участком;

- принимать (сдавать), иметь на борту промыслового судна уловы ВБР (либо продукцию из них) одного вида под названием других видов или без указания видового состава, принимать (сдавать) уловы без взвешивания или иных форм учета;

- вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) ВБР с искажением фактических размеров улова, его видового состава, используемых орудий лова, сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района промысла или с указанием неверного наименования района промысла;

- иметь на борту промысловых судов и других транспортных средств, а также в местах обработки сырья ВБР, не учтенные в промысловых документах;

- иметь на палубе судна и тоневых участках в рабочем состоянии орудия лова, применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено;

- заниматься подводной охотой во время нерестового периода, в местах массового и организованного отдыха граждан, а также применять средства подводной охоты с берега, с борта плавучих средств и взабродку; охотиться с использованием аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов;


- устанавливать орудия лова с перекрытием более 2/3 ширины русла реки, ручья или протока, причем свободная часть должна приходиться на наиболее глубокую часть русла (запрещается также одновременный или поочередный замет неводов с противоположных берегов "в замок"), а также ставные орудия лова в шахматном порядке;

- использовать орудия лова из водоемов, в которых обнаружены очаги паразитных и инфекционных заболеваний ВБР, в других водоемах без предварительной дезинфекции этих орудий лова, а также ставные (якорные) и дрифтерные орудия лова, не обозначая их положения с помощью буев или опознавательных знаков установленного образца;

- выбрасывать добытые ВБР; в случае вылова запрещенных видов ВБР либо превышения допустимого прилова ВБР, не указанных в разрешении, они должны, независимо от состояния, выпускаться в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями; при этом пользователь обязан сменить позицию лова или прекратить добычу (вылов) ВБР на данном рыбопромысловом участке и снять орудия лова;

- применять орудия лова, имеющие размер (шаг) ячеи, не соответствующий требуемому;

- производить добычу (вылов) ВБР в малоисследованных и во временно не имеющих промыслового значения районах, за исключением рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, в объемах, необходимых для проведения научных исследований в соответствии с планом ресурсных исследований и государственного мониторинга ВБР;

- допускать ухудшение естественных условий обитания ВБР;

- ездить по руслам нерестовых рек, озерам, водохранилищам и их протокам на всех видах транспорта (в том числе на моторных плавсредствах) в период нерестового хода рыбы.

2. Согласно частям 2 и 3 статьи 51 ВК водные объекты или их части, являющиеся средой обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, могут использоваться для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства; использование водных объектов для охоты и ведения охотничьего хозяйства осуществляется в соответствии с водным законодательством и законодательством о животном мире.

Статья 41 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" предусматривает принятие ФЗ об охоте, но за 11 лет его действия это так и не было сделано. В соответствии со статьей 22 ФЗ "О животном мире" деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, не должна причинять вред водному хозяйству.

Поскольку вопросы владения водными и другими природными ресурсами отнесены Конституцией к совместному ведению РФ и ее субъектов (пункт "в" части 1 статьи 72), субъекты РФ принимают свои акты по вопросам охоты. Например, действует Закон Московской области от 12 июля 2000 года "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Московской области", в соответствии с которым охотничьи угодья Московской области включают в себя водные объекты, а право пользования охотничьими животными отделено от права пользования землями, водами и лесами, являющимися охотничьими угодьями, для целей, не связанных с ведением охотничьего хозяйства. По ходатайствам охотопользователей в границах определенных участков охотничьих угодий по согласованию с собственниками, владельцами и пользователями земель, вод и лесов исполнительные ОГВ Московской области могут ограничивать или запрещать отдельные виды хозяйственной деятельности, наносящие ущерб охотничьим животным и ухудшающие качество среды обитания, условия размножения, отдыха, нагула и пути миграции животных.


Поскольку статья 11 (пункт 10 части 3) ВК допускает пользование водными объектами для охоты без письменных договоров и решений о водопользовании, это должно повлечь соответствующие изменения в ФЗ "О животном мире" и акты субъектов РФ, упрощающие правила использования водных объектов для охоты. Пока же статья 33 ФЗ "О животном мире" предусматривает лицензирование пользования объектами животного мира.


Статья 52. Использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых


Комментарий к статье 52


Часть 1 комментируемой статьи отсылает к Закону РФ "О недрах".

Добыча полезных ископаемых - один из основных и, возможно, самый высокодоходный вид недропользования. Поэтому на использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых распространяются многие положения законодательства о недрах: требования к недропользователям, платежи за недропользование и др. Использование водного объекта для разведки и добычи полезных ископаемых должно осуществляться в соответствии с решением уполномоченного органа (пункт 6 части 2 статьи 11 ВК).

Положения части 2 комментируемой статьи устанавливают особенности использования для добычи полезных ископаемых болот и на другие водные объекты не распространяются. Требование искусственного заболачивания болота после окончания его использования исходит из необходимости восстановления первоначального природного состояния болота.


Статья 53. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности


Комментарий к статье 53


Требование части 1 комментируемой статьи согласуется с пунктом 4 части 3 статьи 11 ВК и распространяется на все водные объекты, независимо от их нахождения в собственности того или иного лица. Собственник или пользователь водного объекта обязан незамедлительно и бесплатно предоставить его в пользование для (до) полной ликвидации происходящих поблизости пожаров. ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязывает всех граждан оказывать содействие в тушении пожаров (неконтролируемых горений).

Часть 2 комментируемой статьи допускает существование "специализированных" водных объектов, воды которых предназначены исключительно для тушения пожаров. Обычно это специально обустроенные пруды, около которых установлены щиты со средствами пожаротушения красного цвета (ведра с острыми концами и др.).


Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации


Комментарий к статье 54


Использование водных объектов в местах традиционного проживания КМН для осуществления их традиционного природопользования - принцип водного законодательства и может осуществляться представителями КМН без письменных договоров и решений уполномоченных органов (пункт 16 статьи 3, пункт 11 части 3 статьи 11 ВК).


В соответствии с ФЗ от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" территории традиционного природопользования КМН - это ООПТ, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни КМН; традиционное природопользование КМН - исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов КМН.

На территориях традиционного природопользования могут выделяться участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе акватории моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя. Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к КМН и их общинам, в безвозмездное (бесплатное) пользование.

Пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования КМН, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.


Глава 6. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ


Статья 55. Основные требования к охране водных объектов


Комментарий к статье 55


1. Большинство водных объектов, кроме отдельно указанных, находятся в федеральной собственности (см. комментарий к статье 8 ВК). Их собственником является РФ. Соответственно, часть 1 комментируемой статьи обязывает РФ осуществлять все меры по охране своих водных объектов, предотвращению и ликвидации вредного воздействия водных объектов федеральными ОГВ и их подразделениями за счет средств, предусматриваемых ФЗ о федеральном бюджете.

Вместе с тем статья 26 ВК предусматривает передачу федеральных полномочий по охране водных объектов со средствами на их осуществление субъектам РФ. В этом случае ответственными за надлежащую водных объектов становятся ОГВ субъектов РФ (см. комментарий к статье 26 ВК).

Охрана водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципального образования, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными ОГВ или ОМС в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 ВК (см. комментарий к ним).

В настоящее время федеральным ОГВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны водного фонда, является МПР. Надзор за охраной всех водных объектов возложен на Росприроднадзор. Они осуществляют свои полномочия через свои территориальные органы.


Охране подлежат любые водные объекты - как используемые, так и неиспользуемые. Это особенно важно подчеркнуть, так как многие водные объекты или их части значительно отдалены от мест проживания, хозяйственной и иной деятельности человека. Естественно, неиспользуемые водные объекты, не несущие (либо несущие незначительную) антропогенную нагрузку, не нуждаются в интенсивной охране. Их охрана будет выражаться в основном в сохранении естественного состояния, а также предотвращении вредного воздействия самих вод.

2.1. Отдельные пруды и обводненные карьеры могут находиться в частной собственности. В этом случае ответственными за их охрану и ее финансирование являются соответствующие организации и физические лица.

Но любой собственник - государственный, муниципальный или частный - может передать свой водный объект в пользование другому лицу с возложением на него обязанностей по охране водного объекта. Поэтому часть 2 статьи 55 ВК возлагает обязанность охраны водных объектов не только на собственников, но и на пользователей водных объектов, в том числе на тех, которые пользуются ими без письменных договоров и решений о водопользовании.

2.2. Неисполнение обязанности по охране и надлежащему содержанию водных объектов может иметь тяжкие последствия.

Так, смерть актера С. Бодрова и его съемочной группы в горах была обусловлена прекращением финансирования из бюджета работ по наблюдению за состоянием ледника, в результате чего его воды "сошли внезапно" (ледник - один из видов водных объектов). Едва ли не главная причина наводнений в различных регионах России, в том числе с человеческими жертвами - прекращение очистных и дноуглубительных работ в водных объектах, находящихся в федеральной собственности.

От того, кто являлся ответственным за охрану водного объекта, зависит установление ответчика и возмещение за его счет вреда, причиненного вследствие ненадлежащей охраны водного объекта.

3. К основным требованиям охраны водных объектов следует отнести также экологическую экспертизу, то есть установление соответствия намечаемой деятельности на водном объекте или вблизи него экологическим требованиям. Экологическая экспертиза должна проводиться едва ли не перед каждым использованием водного объекта, поскольку она исходит из презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности и требуется в том числе при изменении условий природопользования. Предотвращение загрязнения природной среды обходится в несколько раз дешевле, чем ликвидация экологически необоснованных решений.

В соответствии с ФЗ от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям ФЗ "Об экологической экспертизе", установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов: