Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1481

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- содержащих оценку воздействия на окружающую природную среду намечаемой деятельности;

- положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с ОМС;

- заключений ФОИВ по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями).

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации в порядке, устанавливаемом ФОИВ в области экологической экспертизы. В настоящее время такими органами являются Росприроднадзор (пункт 5.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования) и Ростехнадзор (пункт 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства от 30 июля 2004 года N 401).

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного органом, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

- доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

- изменения условий природопользования ФОИВ в области охраны окружающей природной среды;

- реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

- внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.


Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения



Комментарий к статье 56


1. Водный объект является загрязненным или засоренным, если в результате поступления с суши или воздуха, деятельности на поверхности или дне водного объекта, а также в результате образования в нем вредных веществ изменились установленные нормативы качества вод, ограничилось его использование, проявилось негативное влияние на здоровье людей, животных, птиц и ВБР, на состояние растений, дна и берегов.

Охрана водных объектов должна осуществляться от всех видов загрязнения и засорения: химического, бактериального, теплового, "бытового" и др. Источниками загрязнения и засорения являются различные промышленные предприятия, сбрасывающие отработанные воды в водные объекты; коммунально-бытовые организации, утилизирующие канализационные стоки; сельскохозяйственные организации, применяющие химические вещества и имеющие стоки животноводческих комплексов; суда и иные передвижные средства и установки на воде; сплав древесины; проведение строительных работ на водных объектах и другие источники загрязнения и засорения.

Охрана водных объектов от загрязнения и засорения осуществляется путем ограничения деятельности источников загрязнения или засорения. Лица, осуществляющие их эксплуатацию, должны принимать установленные законодательством меры по предотвращению загрязнения (засорения) и восстановлению водных объектов.

2.1. Предотвращение загрязнения водных объектов с плавучих средств (часть 1 статьи 56 ВК) осуществляется путем оборудования их специальными емкостями для сбора загрязняющих и засоряющих веществ и отходов и сдачи их на береговые очистные сооружения; сбора мусора специальными судами; применения автономных судовых установок для полной очистки сточных вод, локализации и обезвреживания пролитых в водные объекты нефтепродуктов и других примесей. На судне должен иметься журнал операций со сточными водами (статья 25 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ).

В соответствии со статьей 42 ФЗ "Об использовании атомной энергии" сброс ядерных материалов и радиоактивных веществ в воды океанов, морей, рек и внутренних водоемов с судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками в количествах, превышающих пределы, установленные нормами и правилами в области использования атомной энергии, не допускается. При проведении ремонтных работ на указанных судах и плавсредствах, а также после остановки ядерных установок и радиационных источников и до вывода их из эксплуатации должны быть предусмотрены меры по предотвращению радиоактивного загрязнения вод.

2.2. Часть 2 комментируемой статьи ограничивает присутствие в воде твердых взвешенных частиц. В соответствии с неотмененными в РФ Общими требованиями к составу и свойствам воды водотоков и водоемов в местах хозяйственно-питьевого, коммунально-бытового и рыбохозяйственного назначения, утвержденными Госкомприроды СССР 21 февраля 1991 года, показатели взвешенных веществ при сбросе сточных вод в контрольном створе (пункте) не должны увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,25 мг/куб. дециметр для хозяйственно-питьевых нужд и 0,75 мг/куб. дециметр для коммунально-бытовых нужд.


Часть 3 статьи 56 ВК говорит о мерах по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие чрезвычайных ситуаций. Подробнее об этом см. комментарий к статье 67 ВК.

2.3. В соответствии с ФЗ от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности" естественный радиационный фон - это доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. В этом значении это понятие используется в части 4 статьи 56 ВК. Согласно статье 16 ФЗ "О радиационной безопасности населения" продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю.

Части 5 - 7 статьи 56 ВК запрещают сброс, захоронение или выделение в водные объекты каких-либо ядерных материалов, радиоактивных и или токсичных веществ и других опасных для здоровья человека соединений, если их содержание превышает нормативы предельно допустимого воздействия на водные объекты. Это означает также запрет ввоза на территорию России из иностранных государств таких материалов и веществ для их захоронения в водном объекте. Исключение из этого правила может предусматриваться только международным договором РФ, ратифицированным специально принятым ФЗ и вступившим в силу. Но заключение таких договоров очень опасно для экологии и граждан России и поэтому не должно практиковаться.

2.4. В соответствии со статьей 37 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" захоронение отходов и других материалов - это любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит ФЗ и международным договорам РФ.


Вредное вещество - это вещество, которое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с международными договорами РФ. Сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества, - это любой сброс с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним.

Захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море РФ запрещаются.

2.5. В соответствии с ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" нормы, правила и меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, действующие в пределах территориального моря и внутренних вод РФ, распространяются на исключительную экономическую зону РФ с учетом международных норм и стандартов и международных договоров РФ. Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне РФ с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, установлен Постановлением Правительства от 24 марта 2000 года N 251 и включает в себя все виды пластмасс; изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки, сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы, за исключением пищевых отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судов, свежей рыбы и ее остатков; боеприпасы, взрывчатые вещества, биологическое, химическое оружие и компоненты для его приготовления; вещества, химический состав которых неизвестен и пределы допустимых концентраций которых в сбросе не установлены; 73 химических вещества по Списку ООН, а также балластные, промывочные воды или иные остатки и смеси, содержащие указанные химические вещества. Пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ утверждены Постановлением Правительства от 3 октября 2000 года N 748.


Если столкновение судов, посадка судна на мель, морская авария при разведке или промысле живых ресурсов, при разведке или разработке неживых ресурсов либо транспортировании живых или неживых ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне РФ, либо иная морская авария, произошедшие в исключительной экономической зоне, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство в соответствии с нормами международного права вправе принять необходимые меры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья РФ либо связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения.

3. Статья 56, как и статья 55 ВК, устанавливает требования охраны от загрязнения и засорения всех водных объектов независимо от их собственника, пользователя или цели использования. Их положения детализируются иными нормативными актами.

В соответствии с ФЗ о среде при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране вод; объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, а также захоронение опасных и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, запрещается.

В соответствии с приложением 1 к ФЗ от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся, в частности, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

- средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

- средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

- средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр.

Согласно статье 18 ФЗ о СЭБН водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.