Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1479

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Запрещается оставление в акватории и на береговой полосе в пределах ВВП безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние ВВП и береговой полосы (пункт 11 статьи 10 КВВТ).

4. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты, упоминаемые в статье 56 ВК, устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти.

В настоящее время разработка, согласование и представление на утверждение в МПР нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты по бассейну водного объекта или его участку, согласование нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты для водопользователей возложены на Росводресурсы (пункт 5.6.7 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов). Но могут быть решения и других ОГВ или уполномоченных ФЗ или решениями Правительства должностных лиц, например Главного государственного санитарного врача РФ. ГОСТом 17.1.3.04-82 установлены Общие требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения пестицидами, а ГОСТом 17.1.3.11-84 - Общие требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения минеральными удобрениями.

Требования комментируемой статьи детализируются также другими статьями ВК.


Статья 57. Охрана болот от загрязнения и засорения


Комментарий к статье 57


В ВК-95 отсутствовала отдельная статья об охране от загрязнения и засорения болот. Но в нем содержалась статья 102 об охране водосборных площадей водных объектов "в порядке, определяемом Правительством" (который так и не был определен).

Комментируемый ВК, напротив, не предусматривает статью об охране водосборных площадей водных объектов и даже не определяет понятие "водосборная площадь". Статья 1 ВК-95 определяла водосборную площадь как территорию, сток с которой формирует водный объект.

Отдельное внимание ВК к охране от загрязнения и засорения болот можно приветствовать. Но отказ от специальных положений об охране водосборных площадей водных объектов не может способствовать их охране. Представляется, что новый ВК необходимо дополнить положениями об охране водосборных площадей.

Охрану болот можно рассматривать как меру охраны водосборных площадей. Очевидно, поэтому статья 57 ВК запрещает всякое загрязнение или засорение болота как при его использовании, так и без использования, которое может привести к ухудшению состояния других (связанных с ним) водных объектов и к истощению их вод. Одновременно она признает болото сложным водным объектом, состоящим из различных частей. Следует отметить, что статья 65 (часть 6) ВК учитывает возможность нахождения внутри болота озера, то есть другого водного объекта.


Статья 58. Охрана ледников и снежников от загрязнения и засорения


Комментарий к статье 58


Наличие в ВК отдельной статьи об охране ледников и снежников обусловлено тем, что они являются источниками чистой пресной воды. В ледниках заключено во много раз больше пресной воды, чем во всех реках Земли. Запасы влаги, содержащиеся в них, обеспечивают питание рек. Поэтому изъятие льда не должно приводить к истощению вод.


О понятии ледников и снежников см. комментарий к статье 5 ВК.


Статья 59. Охрана подземных водных объектов


Комментарий к статье 59


1. Требования, аналогичные установленным частью 1 комментируемой статьи, предусмотрены законодательством о недрах и обусловлены тем, что подземные водные объекты нередко являются источниками питьевого водоснабжения с помощью бурения скважин. Вместе с тем при недропользовании необходимо предотвращать вредное воздействие так называемых плывунов, воды которых, вырвавшись из вскрытых земных пластов, способны причинить огромные разрушения, как это произошло, например, при строительстве метрополитена в Ленинграде.

Учитывая сложность и опасность использования недр, в том числе для добычи подземных вод (в частности, при рытье колодцев на садовых и дачных участках), Закон РФ "О недрах" требует лицензирования недропользования и устанавливает, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков имеют право, по своему усмотрению (без лицензии), в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину только до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин лишь на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Водоносный горизонт - это слой водонепроницаемых горных пород, пустоты которых заполнены подземными водами. При рытье бытовых колодцев на земельных участках с высоким уровнем грунтовых вод, достаточно чистых и пригодных для питья, первый водоносный горизонт обычно не достигается. При вскрытии водоносных горизонтов необходимо принять меры по охране подземных водных объектов (часть 4 статьи 59 ВК).

2. Практически все положения комментируемой статьи, особенно часть 5, указывают на неразрывную взаимосвязь поверхностных и подземных вод, использование которых осуществляется для различных нужд в соответствии с теми или иными ФЗ. Они обоснованно исходят из принципа "все, что попало в землю, влияет на воду".

Так, согласно части 5 статьи 12 ФЗ об отходах, запрещается захоронение отходов в водоохранных зонах, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Согласно статье 22 ФЗ о СЭБН отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и отходов потребления должен осуществляться радиационный контроль в соответствии с ФЗ "О радиационной безопасности".


В соответствии со статьей 16 ФЗ от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не разрешается устройство кладбищ на территориях:

- первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;

- с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

- на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;

- со стоянием грунтовых вод более двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам и заболоченных землях.

Не менее важно воздержание от захоронения на водосборных площадях водных объектов трупов животных (особенно умерших от болезни), а также от использования для орошения и осушения земель (обычно в сельском хозяйстве) сточных вод.

3. Часть 2 статьи 59 ВК запрещает размещать отходы производства и потребления только на водосборных площадях подземных водных объектов, которые могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Между тем статья 51 ФЗ о среде запрещает сбрасывать отходы производства и потребления на водосборные площади любых, в том числе поверхностных водных объектов. В соответствии с ней запрещаются:

- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

- размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

- захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

- ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания.


Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем


Комментарий к статье 60


1. Комментируемая статья "объединила" статьи 105 - 106 ВК-95, но изменила их содержание.

Так, статья 60 (часть 4) ВК запрещает проектирование (а значит, и строительство) прямоточных систем технического водоснабжения. Статья 105 ВК-95 допускала проектирование и строительство прямоточных систем технического водоснабжения "в исключительных случаях при положительном заключении государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию и государственной экологической экспертизы".


Вместе с тем комментируемой статье отнюдь не "помешали" бы положения статьи 105 ВК-95, согласно которым запрещается ввод в эксплуатацию:

- хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;

- водозаборных и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;

- животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон;

- оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других ГТС до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие вод;

- ГТС без рыбозащитных устройств, а также устройств для пропуска паводковых вод и рыбы;

- водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитывающими приборами;

- водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;

- сооружений и устройств для транспортировки и хранения нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных продуктов.

Отсутствие приведенных положений в статье 60 ВК ослабляет охрану водных объектов. Представляется необходимым дополнение ВК такими положениями.

2. Водохозяйственная система - это комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов ГТС (статья 1 ВК).

Отношениям, возникающим при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации ГТС, посвящено основное содержание ФЗ о ГТС. Об обязанностях собственников ГТС и эксплуатирующих ГТС организаций см. комментарий к статье 39 ВК.

На стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации ГТС, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник ГТС или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности ГТС, являющуюся основным документом, который содержит сведения о соответствии ГТС критериям безопасности. Содержание декларации безопасности ГТС и порядок ее разработки установлены Постановлением Правительства от 6 ноября 1998 года N 1303.

Нельзя не отметить, что часть 1 статьи 60 ВК допускает при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации ГТС и при внедрении новых технологических процессов несоблюдение нормативов допустимого воздействия на водные объекты, если эти случаи установлены ФЗ. В связи с этим представляется необходимым предостеречь законодателя от установления таких случаев, не имеющих с охраной водных объектов ничего общего.


3. Комментируемая статья (часть 2) упоминает о ГТС нового водохранилища в связи с необходимостью изъятия для этого земельных участков, расположенных в границах затопления. При этом делается отсылка к земельному и гражданскому законодательству. В данном случае имеются в виду положения ЗК и ГК об изъятии земельных участков для государственных нужд у частных лиц, которое допускается только при условии предварительного и равноценного возмещения <1>. Следует отметить, что сами "места", то есть земельные участки для строительства водохозяйственных систем, должны предоставляться в соответствии с ЗК.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см.: Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Мазуров А.В., Минина Е.Л. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. М.: Юрайт, 2006 (а также электронная версия в системе "КонсультантПлюс").


После изъятия у частных лиц земельных участков, возмещения им всех убытков и переселения жителей начинаются работы по строительству водохранилища. Иногда эти работы столь масштабны, что воды завершенного строительством водохранилища покрывают территорию не одного населенного пункта. Примером является Рыбинское водохранилище, за свои огромные размеры иногда называемое в обиходе Рыбинским морем, в результате строительства которого в 1940-е годы был затоплен целый город Молога, большая часть территории городов Калязин и Весьегонск, а также сотни деревень на территории нынешних Ярославской, Тверской и Вологодской областей. Памятником о "городах-утопленниках" осталась выступающая на много метров из воды колокольня, не снесенная перед затоплением ("Калязинская колокольня"), которую укрепили подсыпкой грунта в начале 2000-х годов. Иногда - при понижении уровня воды Рыбинского водохранилища примерно на полтора метра - строения города Молога показываются из-под воды. До затопления территории нынешнего Рыбинского водохранилища - примерно 17 тысяч лет назад - на его месте было холодное ледниковое озеро, которое постепенно обмелело, образовав низменность.

4. И в отношении ГТС, и в отношении объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, ввод в эксплуатацию которых без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах не допускается (часть 3 статьи 60 ВК), подлежит применению статья 43 ФЗ о среде, согласно которой при осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.