Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1474

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с ФЗ от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях (землях, на которых проведены мелиоративные мероприятия); отдельно расположенные ГТС - это инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.

Одним из типов мелиорации является гидромелиорация, состоящая в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных ГТС. К гидромелиорации относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

Проектирование и строительство мелиоративных систем, в процессе функционирования которых используются водные объекты, осуществляются на основании данных, полученных в соответствии с водным законодательством. Строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных ГТС и защитных лесных насаждений.

Установление лимитов забора воды из государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных ГТС в пределах лимитов водопотребления, выделенных субъектам РФ, относится к полномочиям субъектов РФ.

5. Согласно части 5 статьи 60 ВК ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается. Данная норма должна применяться во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 46 ФЗ о среде, согласно которому строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных законодательством государственных экспертиз после восстановления загрязненных земель.


В соответствии с Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 15 апреля 2002 года N 240, работы по ликвидации могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором:

- исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории;

- допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);

- обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.

6. Запрещается проектирование прямоточных систем водоснабжения (часть 4 статьи 60 ВК), а также эксплуатация водохозяйственных систем, не отвечающая критериям, установленным частью 6 статьи 60 ВК. Данные положения "списаны" со статьи 106 ВК-95.

Часть 7 статьи 60 ВК устанавливает, что нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном ВК и другими ФЗ.

Статья 13 ФЗ о ГТС допускает эксплуатацию ГТС, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе ГТС, находящегося в аварийном состоянии), а также ГТС, которое подлежит консервации или ликвидации, и ГТС, которое не имеет собственника (бесхозяйного ГТС), в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства от 27 февраля 1999 года N 237. В соответствии с ним обеспечение безопасности ГТС, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, осуществляется собственником ГТС или эксплуатирующей организацией в соответствии с предписанием органа государственного надзора. Собственник ГТС или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность ГТС вплоть до момента перехода прав собственности (или обязанностей эксплуатирующей организации) к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации ГТС. При обнаружении ГТС, не имеющего собственника (бесхозяйного ГТС), орган государственного надзора сообщает данные о нем в ОМС и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено ГТС, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого ГТС.


Как следует из Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства от 6 января 2006 года N 1, в РФ в опасном состоянии находится около 30 тысяч ГТС.


Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ


Комментарий к статье 61


1. Любые работы должны оказывать как можно меньшее вредное воздействие на природные, в том числе водные объекты.

Проведение всех указанных в части 1 комментируемой статьи работ в соответствии с документацией, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов РФ, подлежит обязательной государственной экологической экспертизе федерального уровня; обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня подлежат проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геолого-разведочных, добычных, взрывных и иных видов работ (статьи 11 и 12 ФЗ "Об экологической экспертизе"). С 1 января 2007 года - даты введения ВК в действие - государственная экологическая экспертиза регионального уровня будет проводиться ОГВ субъектов РФ (сейчас - ФОИВ и его территориальными органами в области экологической экспертизы).

Градостроительный кодекс РФ, к которому отсылает часть 1 статьи 61 ВК, практически не касается работ, связанных с изменением исключительно природных объектов. Его назначение - регламентирование работ с объектами капитального строительства, наземной недвижимостью. Часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что лицо обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды.

Статья 10 КВВТ запрещает на береговой полосе проведение работ, несовместимых с обеспечением безопасности судоходства.

2. Согласно части 2 статьи 61 ВК водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других ВБР в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня. Данное положение исходит из взаимосвязи поверхностных и подземных вод, многоцелевого использования водных объектов и необходимости сохранения ВБР.

Об охране водных объектов при проведении мелиоративных работ (часть 3 статьи 61 ВК) см. комментарий к статье 60 ВК.



Статья 62. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии


Комментарий к статье 62


Комментируемая статья применительно к охране водных объектов фактически воспроизводит положения статей 39 и 40 ФЗ о среде, в соответствии с которыми лица, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. При проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.

При размещении гидроэлектростанций должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, ВБР, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, ООПТ и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства ВБР.

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования ФОИВ, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения.

Размещение ядерных установок, в том числе атомных станций, осуществляется при наличии по проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, предусмотренных законодательством и подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок.


Статья 63. Охрана лесов, расположенных в водоохранных зонах


Комментарий к статье 63


Водоохранные зоны определяются в соответствии со статьей 65 ВК (см. комментарий к ней). Если в водоохранной зоне имеется лес, то на его охрану распространяются положения не только комментируемой статьи, но и лесного законодательства.

Все леса в России разделены на группы и категории защитности. В соответствии со статьей 56 ЛК запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; памятники природы относятся к лесам первой группы и являются категориями их защитности. Их основное назначение - выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций, сохранение водоохранных свойств лесов в интересах здоровья человека. Поэтому часть 2 статьи 63 ВК запрещает в них рубки главного пользования, проводимые для заготовки древесины. В горных лесах рубки главного пользования могут применяться с учетом защитного, противоэрозионного и водорегулирующего значения этих лесов (статья 114 ЛК). Отнесение лесов к запретным полосам лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы лесов в другую, осуществляется территориальными органами Федерального агентства лесного хозяйства (статья 60 ЛК, Постановление Правительства от 15 сентября 1997 года N 1169).


Проведение рубок промежуточного пользования и прочих рубок в лесах водоохранных зон допускается в соответствии с лесным законодательством. Для проведения рубки необходим лесорубочный билет, выдаваемый лесхозом. При любом лесопользовании должно исключаться или (если невозможно исключить) ограничиваться вредное воздействие на состояние водных объектов.

В свою очередь, в лесах в пределах водоохранных зон выделяются участки у истоков рек, берегозащитные участки и др. Основные положения по выделению особо защитных участков леса утверждены Приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 30 декабря 1993 года N 348.

От лесов необходимо отличать древесно-кустарниковую растительность в водоохранных зонах. Принадлежность деревьев и кустов к лесам или к древесно-кустарниковой растительности определяется в зависимости от отнесения занятых ими земель к той или иной категории в соответствии с ФЗ о переводе. Допускается заготовка древесины при рубках древесно-кустарниковой растительности, теряющей водоохранные функции (статьи 113 и 136 ЛК).


Статья 64. Зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами


Комментарий к статье 64


1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

Округ санитарной (горно-санитарной) охраны - это ООПТ с режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны.

Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными ОГВ субъектов РФ.

2.1. Более подробные правила установлены Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства от 7 декабря 1996 года N 1425 (в редакции от 19 июля 2006 года). В соответствии с ним округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если: