Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1473

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- радиуса водоохранной зоны для истоков рек и ручьев протяженностью меньше 10 километров от истока до устья и водоохранной зоны сточного или проточного озера внутри болота и соответствующих водотоков - во всех случаях ровно 50 метров;

- озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение, - их прибрежные защитные полосы составляют 200 метров, и поэтому их водоохранные зоны не могут быть меньше 200 метров.

Прибрежная защитная полоса установлена в границах водоохранной зоны. Она, ее часть, "ближе к воде". В связи с этим точнее говорить о водоохранной зоне и ее прибрежной защитной полосе (как в статье 111 ВК-95). Прибрежная полоса не может быть шире водоохранной зоны: она может совпадать с ней или быть меньше (уже) ее.

Для водных объектов в пределах черты поселения при наличии одновременно набережной и ливневой канализации ширина прибрежной защитной полосы водоохранной зоны совпадает с парапетом набережной, а ширина всей водоохранной зоны устанавливается от парапета набережной или (при отсутствии набережной) от береговой линии шириной от 50 до 200 метров - в зависимости от водного объекта (части 3 - 14 статьи 65 ВК).

Как следует из приведенных положений ВК, береговая полоса водного объекта общего пользования всегда меньше его водоохранной зоны и ее прибрежной защитной полосы. Она является их частью, хотя законодатель и "развел" положения о них по разным статьям ВК (6 и 65) - не исключено, что с целью запутывания населения и попытки создания условий для узаконивания ранее возведенной недвижимости на них. Поэтому предоставление земельных участков, полностью или какой-либо своей частью расположенных в пределах береговой полосы, в пользование или собственность частного лица для его личных бытовых нужд не допускается, поскольку это ограничило бы общедоступность береговой полосы. Полное же занятие береговой полосы всего водного объекта приводит к прекращению общедоступности и его акватории.

1.3.1. Согласно части 7 статьи 65 ВК ширина водоохранной зоны озера Байкал определяется ФЗ "Об охране озера Байкал". Данный ФЗ упоминает о существовании водоохранной зоны Байкала в составе Байкальской природной территории и предписывает утвердить ее Правительству. Однако протяженность водоохранной зоны Байкала в метрах Правительством не установлена. Следовательно, ширина водоохранной зоны Байкала как озера в соответствии со статьей 65 ВК составляет всего 50 метров. Но Байкал нельзя не признать озером, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение, поскольку только в нем обитают такие рыбы, как байкальский омуль, байкальский черный и белый хариус. Исходя из этого, прибрежная защитная полоса Байкала составляет 200 метров, а его водоохранная зона, соответственно, не может быть меньше 200 метров.

На необходимость установления Правительством водоохранной зоны Байкала во исполнение ФЗ "Об охране озера Байкал" обращается внимание в Постановлении Государственной Думы от 19 апреля 2006 года N 3029-IV ГД "Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о совершенствовании правового регулирования охраны озера Байкал". Пока же вследствие неустановления Правительством водоохранной зоны Байкала прокладка трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" севернее Байкала планировалась всего в нескольких сотнях метров от него, что в случае аварии грозило Байкалу непоправимым ущербом. Личное вмешательство Президента В. Путина в 2006 году о переносе маршрута трубопровода дальше к северу от Байкала не было закреплено соответствующими документами. Но и на "президентском" расстоянии трубопровод будет находиться в экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории.


Следует отметить, что строительство магистральных нефтепроводов, газопроводов и иных продуктопроводов Постановлением Правительства от 30 августа 2001 года N 643 включено в Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне озера Байкал. Тем не менее прокладывающая трубопровод компания "Транснефть" получила на него положительное заключение государственной (!) экологической экспертизы следующим образом. В январе 2006 года 46 из 52 экспертов высказались о проекте трубопровода отрицательно. Тогда вместо "несговорчивых" экспертов ввели 34 новых, а комиссию разделили на три части: первая рассматривала проект "до Байкала", вторая - "вдоль Байкала", третья - "после Байкала". Первая и третья части проекта были приемлемы и одобрены. Вторую часть эксперты отклонили, но их группа составила всего треть от общего числа экспертов, то есть меньшинство, поэтому их мнение не стало решающим <1>.

--------------------------------

<1> См.: Байкальское противостояние. Серьезная борьба только начинается // "Советская Россия" от 29 апреля 2006 года.


Известно, что после встречи главы "Транснефти" с Президентом весной 2006 года проект Вводного закона депутатами Государственной Думы от пропрезидентской "Единой России" был срочно возвращен к повторной процедуре второго чтения. В результате из проекта Вводного закона была исключена статья, которая дополняла ФЗ "Об охране озера Байкал" положением о том, что "водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, устанавливается по первому водоразделу и включает в себя дельты рек - притоков озера Байкал".

Между тем прилегающая к Байкалу территория сейсмически опасна. В XIX веке рядом с Байкалом опустилась огромная территория. В одну ночь на дне озера оказалось несколько деревень, погибло много людей. По наблюдениям специалистов, каждые 2 года в районе Байкала случаются землетрясения в 8 баллов, каждые 7 лет - в 9 баллов, каждые 24 года - самые сильные землетрясения в 10 - 12 баллов по шкале Рихтера. Технологий безопасного строительства на таких территориях не существует. Поэтому в случае землетрясения нефть из поврежденного трубопровода нанесет Байкалу непоправимый ущерб всего за 30 минут <1>. А ведь Байкал - это пятая часть запасов поверхностной пресной воды всего мира, стоимость его воды несопоставимо дороже нефти.

--------------------------------

<1> Там же.


Исходя из этого, трубопровод необходимо провести как можно дальше от Байкала исходя из принципа земельного законодательства, согласно которому "при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат" (подпункт 3 пункта 1 статьи 1 ЗК). Исключения из этого принципа не предусмотрены.


1.3.2. ФЗ "Об охране озера Байкал" устанавливает Байкальскую природную территорию, на которой выделяются следующие экологические зоны:

- центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону (не установленную Правительством), а также ООПТ, прилегающие к озеру Байкал;

- буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории РФ;

- экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории РФ шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

Во исполнение ФЗ "Об охране озера Байкал" Постановлением Правительства от 30 августа 2001 года N 643 утвержден Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне озера Байкал (а значит, и в его водоохранной зоне). К ним, в частности, относятся:

- деятельность горнодобывающая и по разработке карьеров в части добычи песка, гальки, гравия и щебня на акватории озера Байкал, в его прибрежной защитной полосе, в руслах нерестовых рек и их прибрежных защитных полосах, кроме дноуглубительных работ;

- производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них без использования бессточных систем водопользования на производственные нужды;

- строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек;

- реконструкция и перепрофилирование предприятий без использования бессточных систем водопользования на производственные нужды этих предприятий;

- деятельность внутреннего водного транспорта в части:

использования плавучих средств (за исключением маломерных судов), не имеющих устройств по сбору и сдаче нефтесодержащих, льяльных, хозяйственно-бытовых сточных вод и отходов производства и потребления;

перевозки нефтепродуктов, сельскохозяйственных удобрений, пестицидов, сильнодействующих и ядовитых веществ без упаковки в герметичную тару, обеспечивающую сохранность груза при авариях судов и иных плавучих средств; использования судов и иных плавучих средств в 3-километровой зоне от мест лежбищ байкальской нерпы и в местах нерестилищ ценных видов рыб, кроме использования судов в целях охраны, мониторинга и воспроизводства рыбных запасов и проведения неотложных аварийно-спасательных работ; буксировки по озеру Байкал древесины в плотах и кошелях;

- сплав древесины по рекам, впадающим в озеро Байкал;

- деятельность по отведению сточных вод и утилизации отходов в части:


складирования, захоронения и обезвреживания вновь образующихся опасных промышленных отходов; обезвреживания отходов производства и потребления путем сжигания;

сброса в водные объекты и захоронения в них отходов, а также наземного и подземного захоронения отходов, в том числе радиоактивных веществ (материалов); сброса сточных вод без очистки до нормативного качества, а также сточных вод, содержащих токсичные и иные вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации этих веществ в водных объектах рыбохозяйственного назначения;

сброса сточных и дренажных вод в водные объекты в местах нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб, в местах размножения эндемичных, реликтовых и занесенных в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ видов животных и растений (к Байкалу примыкают территории двух субъектов РФ: Иркутской области и Республики Бурятия); сброса с судов и других плавучих средств в водные объекты мусора, нефтесодержащих, льяльных и иных сточных вод;

- деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг при эксплуатации санаторно-курортных и рекреационных комплексов без сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух до утвержденных нормативов;

- деятельность, связанная с проведением взрывных работ на акватории озера Байкал и в прибрежной защитной полосе его водоохранной зоны.

1.3.3. Преамбула ФЗ "Об охране озера Байкал" подчеркивает, что Байкал является объектом всемирного наследия.

Принятое в 1996 году решение ЮНЕСКО о включении Байкала в Список участков мирового природного наследия было беспрецедентным - площадь этого участка около 90 тыс. кв. километров. Другие участки мирового наследия (в мире их более 100) гораздо меньше (не более 9 тыс. кв. километров).

В Байкал впадает более 300 рек и ручьев, вытекает лишь одна река Ангара. Из 2530 видов и подвидов животных и растений, живущих на Байкале, свыше 2000 нигде в мире больше не встречаются.

Площадь Байкальской природной территории - 386 тыс. кв. километров - превышает суммарную площадь всех заповедников и национальных парков России. На ней находится более 400 памятников природы. Непосредственно к побережью Байкала примыкает 12 ООПТ: 3 заповедника, 3 национальных парка и 6 заказников.

О Байкале см. также комментарий к статье 43 ВК.

1.4. Таким образом, ВК устанавливает водоохранные зоны и их прибрежные защитные полосы не для всех водных объектов. Не установлены водоохранные зоны:

- озера Байкал во исполнение ФЗ "Об охране озера Байкал";

- болот и озер, расположенных внутри болот;

- озер и водохранилищ с акваторией менее 0,5 квадратного километра, не имеющих особо ценного рыбохозяйственного значения;

- рек и их частей, помещенных в закрытые коллекторы (часть 10 статьи 65 ВК);

- прудов и обводненных карьеров, даже если они находятся в государственной или муниципальной собственности;


- ледников, снежников, родников и гейзеров.

Отсутствие установленных водоохранных зон и, соответственно, их прибрежных защитных полос означает, что вблизи таких водных объектов не действуют установленные статьей 65 (части 15 - 17) ВК ограничения использования водоохранных зон и их прибрежных защитных полос.

В связи с признанием возможности нахождения в частной собственности только отдельных прудов и обводненных карьеров и отказом от установления их водоохранных зон частные лица, желающие получить в собственность водный объект и, соответственно, его береговую полосу, в том числе для последующей застройки, заинтересованы в принятии уполномоченными органами решений, например, о признании того или иного водоема именно прудом или обводненным карьером (а не озером и не водохранилищем), а также в "переименовании" озера или водохранилища в пруд или обводненный карьер. О юридических основаниях принятия таких решений см. комментарий к статьям 5 и 8 ВК.

2.1. Комментируемый ВК не содержит положений о выделении земельных участков в водоохранных зонах, а также не предоставляет Правительству право установить режим их использования. Такие положения содержались в статьях 111 и 112 ВК-95. В соответствии с ними было принято Постановление Правительства от 23 ноября 1996 года N 1404 "Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах". Оно устанавливало, что собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос. В этих положениях просматривалось непоследовательное отношение государства к охране водоохранных зон, поскольку в них нарушается причинно-следственная связь двух явлений: установления водоохранных зон и предоставления земельных участков в них. Не водоохранные зоны находятся на землях, используемых (в том числе временно) частными лицами, а наоборот - земли частных могут находиться в "постоянно действующих" водоохранных зонах.

Отличия Постановления Правительства от 23 ноября 1996 года N 1404 и статьи 65 ВК:

1) Постановление Правительства ширину водоохранной зоны моря устанавливало от линии максимального прилива. ВК (часть 4 статьи 5 и часть 8 статьи 65) установил ее от уровня максимального отлива, пытаясь тем самым узаконить недвижимость в водоохранной зоне моря, если она расположена за пределами 500 метров от линии максимального отлива, но в пределах 500 метров от линии максимального прилива;

2) Постановление Правительства устанавливало водоохранные зоны рек протяженностью от их истока до 10 километров - 50 метров, от 10 до 50 километров - 100 метров, от 50 до 100 километров - 200 метров, от 100 до 200 километров - 300 метров; от 200 до 500 километров - 400 метров; от 500 и более километров - 500 метров. Статья 65 (часть 4) ВК ограничивает водоохранную зону реки свыше 50 километров независимо от ее протяженности 200 метров. Другими словами, водоохранная зона крупнейших рек (например, Волги) сокращена в два с половиной раза (с 500 до 200 метров). Тем самым сделана попытка узаконить застройку водоохранных зон в пределах от 200 до 500 метров от воды (береговой линии);