Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1470

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Постановление Правительства минимальную ширину водоохранных зон озер и водохранилищ при площади акватории до 2 кв. километров устанавливало в 300 метров, от 2 кв. километров и более - 500 метров. Статья 65 ВК водоохранную зону водохранилищ и озер с акваторией менее 0,5 километров вообще не установила (возможно, с целью их "переименования" в пруды и передачи в частную собственность), а водоохранную зону других озер и водохранилищ определила в размере 50 метров, то есть сократила ее в 10 раз (с 500 до 50 метров). Как известно, многие коттеджи построены именно в зоне от 50 до 500 метров от береговой линии водохранилищ и озер;

4) Постановление Правительства устанавливало ширину прибрежных защитных полос водоохранных зон в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту: для пашни при крутизне склонов прилегающих территорий с обратным и нулевым уклоном - от 15 до 30 метров, с уклоном до 3 градусов - 35 - 55 метров, с уклоном более 3 градусов - 55 - 100 метров; для лугов и сенокосов - соответственно 15 - 25 метров, 25 - 35 метров и 35 - 50 метров; для лесов и кустарников - соответственно 35 метров, 35 - 50 метров и 55 - 100 метров. Размеры водоохранных зон в указанных пределах должны были утверждаться органами исполнительной власти субъектов РФ. Статья 65 (часть 11) ВК установила ширину прибрежной защитной полосы максимум в 50 метров (кроме озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение), то есть сократила ее в два раза, не предоставив субъектам РФ полномочия по их уточнению, что не учитывает местные климатические условия, состояние различных водных объектов, а также особенности ГТС и иных объектов, расположенных в акваториях водных объектов;

5) Постановление Правительства ширину прибрежных защитных полос для водных объектов, имеющих ценное рыбохозяйственное значение, устанавливало в размере 100 метров. Статья 65 (часть 13) ВК повысила его до 200 метров;

6) Постановление Правительства в пределах водоохранных зон запрещало:

- проведение авиационно-химических работ;

- применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

- использование навозных стоков для удобрения почв;

- размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

- складирование навоза и мусора;

- заправку топливом, мойку и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

- размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

- размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;


- проведение рубок главного пользования;

- проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда МПР строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

Статья 65 (часть 15) ВК в водоохранных зонах запрещает лишь использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений, а также движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. Другими словами, с 1 января 2007 года - даты введения ВК в действие - заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов; проведение рубок главного пользования; проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда МПР строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ в водоохранных зонах разрешено;

7) Постановление Правительства в пределах прибрежных защитных полос дополнительно к видам деятельности, запрещенным в водоохранных зонах, не допускало также:

- распашку земель;

- применение удобрений;

- складирование отвалов размываемых грунтов;

- выпас и организацию летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;

- установку сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство;

- движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.

Статья 65 (часть 17) ВК в пределах прибрежных защитных полос дополнительно к видам деятельности, запрещенным в водоохранных зонах, не допускает лишь распашку земель, размещение отвалов размываемых грунтов, а также выпас сельскохозяйственных животных и организацию для них летних лагерей и ванн. Другими словами, с 1 января 2007 года применение удобрений, установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство, а также движение автомобилей и тракторов в прибрежных защитных полосах водных объектов будут разрешены. Как в прибрежных защитных полосах, так и в водоохранных зонах в целом отсутствует запрет строительства на них даже многоквартирных домов.


Поскольку статья 65 ВК не предусматривает принятие постановления Правительства о водоохранных зонах, с 1 января 2007 года Постановление Правительства от 23 ноября 1996 года N 1404 "Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" не действует.

2.2. Сравнение приведенных правил убедительно свидетельствует о том, что комментируемый ВК почти по всем позициям (за исключением расширения прибрежных защитных полос озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение) существенно ослабил требования к охране водных объектов и расширил возможности использования водоохранных зон, в том числе теми лицами, которые нарушали требования действовавшего ранее законодательства. Если действовавшие ранее правила не способствовали надлежащей охране водных объектов (чтобы в этом убедиться, достаточно пройти по берегу практически любого из них), то новые правила будут способствовать еще большему загрязнению, засорению и присвоению водных объектов и земельных участков в водоохранных зонах.

Для охраны водных объектов и обеспечения их общедоступности ВК необходимо дополнить всеми положениями об ограничении использования водоохранных зон, содержащимися в Постановлении Правительства от 23 ноября 1996 года N 1404 и не включенными в статью 65 ВК. Но дело здесь, конечно, не только в установленных правилах, но и в недостатке у многих экологической культуры. В обществе, в котором граждане обладают высоким уровнем экологической культуры, умышленное загрязнение и самовольная застройка водоохранных зон должны быть редкими явлениями.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что эта "либерализация" не затрагивает правовой режим 20-метровой береговой полосы водных объектов, не переданных в частную собственность конкретных физических или юридических лиц (таких водных объектов большинство). Для водных объектов и их водоохранных зон, отнесенных к источникам питьевого водоснабжения, действуют свои, отдельно установленные ограничения использования (см. комментарий к статье 43 ВК). Кроме того, любые работы и строения в водоохранных зонах (а не только в их прибрежных защитных полосах) допускаются только при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод (часть 16 статьи 65 ВК).

Поскольку для различных водных объектов статьей 65 ВК установлены различные водоохранные зоны и их прибрежные защитные полосы, их границы должны обозначаться на местности специальными информационными знаками (часть 18 статьи 65 ВК). Такие знаки не требуются для обозначения границ береговых полос, поскольку статьей 6 ВК они определены более четко.

3.1. Необходимо уяснить законность размещения недвижимых объектов в водоохранных зонах в период действия различных нормативных актов. Поскольку использование водоохранных зон, в том числе незаконное, все больше расширяется именно в последние годы, рассмотрим их в обратном порядке - до начала распада СССР, в котором случаи незаконного строительства в водоохранных зонах были единичными.


Прежде всего необходимо повторить, что комментируемый ВК вводится в действие только с 1 января 2007 года (статья 1 Вводного закона). Поэтому все содержащиеся в нем положения могут применяться только с указанной даты и не имеют обратной силы. Лишь с 1 января 2007 года законно можно начать новое строительство в водоохранной зоне, но с соблюдением правил нового законодательства.

Отсутствие в статье 65 ВК запрета на размещение в водоохранных зонах построенных ранее объектов не означает их автоматическое узаконивание после 1 января 2007 года. Если в нарушение действовавших норм в водоохранной зоне был построен объект, то подлежат применению положения статьи 222 ГК ("Самовольная постройка").

В соответствии со статьей 222 ГК самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Исключение составляют случаи, когда право собственности на самовольную постройку признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении или постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Но право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц (например, общедоступность береговой полосы) либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (например, загрязняет водный объект).

Следует отметить, что статья 222 ГК была изменена ФЗ от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", больше известного как "закон о дачной амнистии". Данный ФЗ вступил в силу с 1 сентября 2006 года. Он исключил из статьи 222 ГК абзац, устанавливавший, что "право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку". Тем самым была исключена возможность признания судом права собственности на постройки в водоохранных зонах за лицами, застроившими не предоставленные им в установленном порядке земли. Данный ФЗ не вносил каких-либо изменений ни в действовавший ВК-95, ни в уже принятый и официально опубликованный комментируемый ВК.


В любом случае суд, исходя из обстоятельств дела, может отказать в признании права собственности на самовольную постройку, поскольку законность использования водных объектов и земельных участков в водоохранных зонах, в том числе в прибрежных защитных полосах и на береговых полосах, возникшего ранее, должна оцениваться исходя из положений ВК-95 и актов, принятых в соответствии с ним. Статья 112 ВК-95 допускала предоставление земельных участков в водоохранных зонах "в порядке, установленном земельным законодательством по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда". Но такая возможность не означала допустимость игнорирования других положений ВК и принятого на их основе Постановления Правительства от 23 ноября 1996 года N 1404, запрещавшего в установленных им прибрежных защитных полосах водных объектов выделение земельных участков под индивидуальное строительство и размещение садово-огородных и дачных участков, а в водоохранных зонах в целом, в том числе в пределах их прибрежных защитных полос - размещение дачных и (или) садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов. Данные положения с декабря 1996 года имели прямое действие. Поэтому попытки оправдания строительства коттеджей в водоохранных зонах с нарушением установленных правил согласованием ФОИВ в области управления использованием и охраной водного фонда, актами ОМС или субъектов РФ являются несостоятельными: если определенный вопрос решен нормативным актом Правительства, то противоречащие ему решения нижестоящих органов и должностных лиц недействительны.

Иски о правах на обособленные водные объекты, земельные участки и иную недвижимость предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов (статья 30 Гражданского процессуального кодекса РФ).

3.2. До Положения о водоохранных зонах и их прибрежных защитных полосах, утвержденного Постановлением Правительства от 23 ноября 1996 года N 1404 и ни разу не изменявшимся, действовало Положение о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 марта 1989 года N 91. Оно устанавливало аналогичные размеры водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, но запрещало в них лишь "строительство новых и расширение действующих объектов производственного назначения и социальной сферы". Запрет дачного (коттеджного, жилого) строительства не устанавливался. Не был он предусмотрен и действовавшими до ВК-95 Земельным кодексом РСФСР от 1 июля 1970 года, Земельным кодексом РСФСР от 25 апреля 1991 года, Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик от 10 декабря 1970 года и Водным кодексом РСФСР от 30 июня 1972 года (с последующими изменениями). Очевидно, поэтому на вопрос о том, имеет ли право гражданин - собственник строения (жилого дома) на бесплатную передачу в собственность земельного участка, находящегося в постоянном бессрочном пользовании, если земельный участок расположен в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта, в том случае, если правомерное пользование земельным участком или находящимся на земельном участке строением возникло у гражданина до введения в действие ВК-95, Верховный Суд РФ ответил, что "действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта. Следовательно, если у гражданина возникло правомерное пользование земельным участком, который расположен в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта, или находящимся на данном земельном участке строением, то он имеет право приобрести этот земельный участок в собственность с согласия соответствующего федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда" ("Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных федеральных законов", утвержденные Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 года). Если такое согласие не получено, оно может быть обжаловано в судебном порядке. С 1 января 2007 года такое согласие получать не потребуется.