Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1469

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из изложенного, судом может быть признано право собственности на самовольную постройку в водоохранной зоне водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если будет доказано, что постройка возведена до 1996 года включительно, не относится к объектам производственного назначения или социальной сферы и не "задевает" общедоступную береговую полосу водного объекта. Самовольные постройки, не отвечающие названным критериям или возведенные в водоохранных зонах в противоречие другим действовавшим правилам, не должны, как представляется, узакониваться судами.

Решение суда о признании права собственности на самовольную постройку в водоохранной зоне является основанием государственной регистрации права собственности на эту постройку в соответствии с ФЗ о регистрации. Только с момента государственной регистрации в установленном порядке возникают права на недвижимость и появляется юридическая возможность совершения с ней каких-либо сделок.


Статья 66. Особо охраняемые водные объекты


Комментарий к статье 66


Статья 66 - очередная "отсылочная" статья ВК, "отказывающаяся" от регулирования использования и охраны водных объектов, которые признаны особо охраняемыми или отнесенными к находящимся на землях ООПТ. Следует отметить, что ООПТ являются также округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, - об их использовании и охране см. комментарий к статьям 49 и 64 ВК.

В соответствии с ФЗ от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ООПТ - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями ОГВ полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются ООПТ федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значения и следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. На территориях каждой из них может быть особо охраняемый водный объект.

Работники ООПТ являются государственными инспекторами по охране указанных территорий и имеют право:

- проверять у лиц, находящихся на территориях ООПТ, разрешение на право пребывания на них;

- проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих к ООПТ территориях охранных зон;


- задерживать на ООПТ и в их охранных зонах лиц, нарушивших законодательство об ООПТ, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

- направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима ООПТ, к административной ответственности;

- изымать у нарушителей законодательства об ООПТ продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;

- производить на ООПТ и их охранных зонах досмотр транспортных средств, личных вещей;

- беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на ООПТ и в их охранных зонах, для проверки соблюдения требований законодательства об ООПТ;

- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны ООПТ и их охранных зон;

- применять при исполнении служебных обязанностей наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак;

- носить при исполнении служебных обязанностей служебное огнестрельное оружие;

- запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму ООПТ и их охранных зон;

- налагать административные взыскания за нарушения законодательства об ООПТ;

- предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу ООПТ средств в счет возмещения нанесенного им ущерба;

- направлять материалы о нарушениях законодательства об ООПТ в правоохранительные органы.

Комментируемый ВК в отличие от ВК-95 не содержит отдельной статьи об охране особо охраняемых водных объектов международного значения и трансграничных водных объектов - очевидно, по причине "невмешательства" в международные договоры РФ по этому вопросу.


Статья 67. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий


Комментарий к статье 67


1. Комментируемая статья касается охраны не столько вод, сколько от вод, их вредного воздействия. Она не называет их виды, в отличие от статьи 117 ВК-95, которая относила к ним:

- наводнения, затопления и подтопления;

- разрушения берегов, плотин, дамб и других сооружений;

- заболачивания и засоления земель;

- эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений;

- иное вредное воздействие вод.

Для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод Правительством и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ могут создаваться специальные комиссии, решения которых, принятые в пределах их полномочий, являются обязательными для всех граждан и юридических лиц.

2. Согласно статье 57 ФЗ о среде порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия. Однако такой отдельной отрасли законодательства не существует.


Законодатель пока не ввел адекватную замену действовавшим до 2002 года статьям 58 и 59 Закона РФ от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды", в соответствии с которыми зонами чрезвычайной экологической ситуации указами Президента должны были объявляться участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. В зоне чрезвычайной экологической ситуации подлежали полному прекращению деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду; приостановлению - работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду; ограничению - отдельные виды природопользования, проведение оперативных мер по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Зонами экологического бедствия должны были объявляться участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. В зоне экологического бедствия должны были прекращаться деятельность всех хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения; строительство и реконструкция новых хозяйственных объектов; существенно ограничиваться все виды природопользования; приниматься оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

Очевидно, появление в 1991 году данных положений было обусловлено относительно небольшим временем, прошедшим после чернобыльской катастрофы в 1986 году, и принятием Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", который подразделял территорию, подвергшуюся радиоактивному загрязнению, на зону собственно радиоактивного загрязнения, а также зону отчуждения, зону отселения, зону проживания с правом на отселение и зону проживания с льготным социально-экономическим статусом. В связи с этим к зонам чрезвычайной экологической ситуации или бедствия могли относиться отдельные пострадавшие от нее территории западных областей России. О зонах (участках) радиоактивного загрязнения упоминают также ФЗ от 10 июля 2001 года N 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" и ФЗ "О радиационной безопасности населения".


3. В соответствии с ФЗ о ЧС зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с исполнительными ОГВ и ОМС, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации, и на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Постановлением Правительства от 13 сентября 1996 года N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

ФЗ "О гидрометеорологической службе" в редакции ФЗ от 2 февраля 2006 года N 21-ФЗ ввел понятия "штормовое предупреждение" и "штормовое оповещение", под которыми понимается информация, соответственно, о прогнозируемом или начавшемся опасном природном явлении. Она относится к экстренной информации, выпуск которой вправе осуществлять только ФОИВ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и его территориальные органы. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обязаны незамедлительно предоставлять указанным органам информацию о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают или могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Гидрометеорологическая служба входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляет свою деятельность в чрезвычайных ситуациях в соответствии с ФЗ о ЧС.

4. Любой собственник водного объекта, в том числе частный, обязан за свой счет осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (часть 2 статьи 67 ВК). Для борьбы с паводками (затоплением и подтоплением) на отдельных территориях проводятся противопаводковые и осушительные мероприятия, в соответствии с решениями Правительства выделяются бюджетные средства на ликвидацию их последствий и оказание помощи пострадавшим. На территориях, подверженных затоплению, запрещается без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод размещение новых поселений, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений (часть 4 статьи 67 ВК).

Комментируемая статья не содержит критериев отнесения территорий к паводкоопасным (подверженным затоплению) и, соответственно, условия пользования такими территориями. Не содержатся они в Градостроительном кодексе РФ. Их отсутствие может повлечь незапланированные бюджетные расходы на борьбу с паводками. Представляется, что соответствующие нормы необходимо включить в комментируемую статью.


5. Практика показывает, что своевременное принятие мер охраны от вредного воздействия вод, особенно паводков, является исключительно важным. Их непринятие или несвоевременное принятие приводит к огромному материальному ущербу и человеческим жертвам. Достаточно вспомнить сильнейшие наводнения, которые в 2001 году имели место в городе Ленске и Краснодарском крае. Как отметил начальник Южного регионального центра МЧС, русло реки Кубань, протяженность которой 250 километров, за предшествовавшие 10 - 15 лет практически не прочищалось. Низовья реки были захламлены упавшими деревьями, а в устье образовалась песчаная подводная гряда. Во многом из-за этого в период резкого подъема воды стали возможны крупные аварии и заторы. Чтобы избежать повторного разрушительного воздействия воды, необходимо было незамедлительно расчистить русло реки, отремонтировать ГТС и укрепить берега на наиболее опасных участках <1>.

--------------------------------

<1> Независимая газета. 2002. 20 февраля.


В Федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы", утвержденной Постановлением Правительства от 26 июня 1999 года N 694, отмечалось, что в опасной зоне подтопления находится около 1300 поселений. Постановление Совета Министров - Правительства от 19 января 1993 года N 37 "О неотложных мерах на 1993 - 1995 годы по предотвращению затопления и подтопления городов, населенных пунктов, производственных и непроизводственных объектов, сельскохозяйственных угодий и других ценных земель, расположенных в прибрежной полосе Каспийского моря" <2> предусматривало строительство и укрепление берегоукрепительных сооружений. Однако оно действовало только в обозначенном им регионе и в определенное время.

--------------------------------

<2> См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 25 января 1993 года. N 4. Ст. 349.


Еще 21 марта 1996 года Правительством было принято Постановление (N 306) "О мерах по защите от подтопления территорий Российской Федерации", которое предусматривало разработку в 1996 году "концепции защиты освоенных территорий России от подтопления и его неблагоприятных последствий". Проект концепции соответствующим ФОИВ предписывалось представить на рассмотрение Правительства в I квартале 1997 года. Но лишь 7 декабря 2001 года Правительством была утверждена Федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)". В ней указано, что на паводкоопасных территориях, составляющих в целом по России свыше 400 тыс. кв. километров, ежегодно подвергаются затоплению до 50 тыс. кв. километров. Наиболее паводкоопасными районами являются Приморский край, Сахалинская и Амурская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, Северный Кавказ и Восточная Сибирь. Однако реализация этой программы была досрочно прекращена в 2005 году.