Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1472

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья 19 Вводного закона, вступающая в силу с 1 января 2007 года, исключила из него слова "которые заняты водными объектами, находящимися в федеральной собственности". Но еще раньше пункт 3 части 1 статьи 15 ФЗ о переводе был признан утратившим силу в полном объеме с 1 июля 2006 года ФЗ от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ. Таким образом, в редакции статьи 19 Вводного закона пункт 3 части 1 статьи 15 ФЗ о переводе не мог действовать.

Исключение из ФЗ о переводе пункта 3 части 1 статьи 15 означает, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, ОМС (часть 2 статьи 15 ФЗ о переводе). После разграничения государственной собственности на землю перевод ЗФВ в другие категории земель должен осуществляться Правительством - в отношении земель, находящихся в федеральной собственности; органами исполнительной власти субъектов РФ - в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ; ОМС - в отношении земель, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, образованных согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и наделенных полномочиями собственника в отношении водных объектов статьями 7 и 17 Вводного закона.

От установления публичного собственника земельного участка с водным объектом зависит поступление средств платы за его использование в определенный бюджет. Кто является собственником водного объекта, тот и получает деньги за его использование другими лицами. До разграничения государственной собственности на землю с водными объектами плата за их использование или продажу распределяется в бюджеты РФ, субъектов РФ или муниципальных образований по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ и ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год, то есть может меняться ежегодно.


Статья 20


Комментарий к статье 20


Пункт 5 части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса РФ устанавливал, что "документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации" в области, в частности, использования и охраны водных объектов. Статья 20 Вводного закона это положение исключила. Часть 6 статьи 36 Градостроительного кодекса в редакции статьи 20 Вводного закона установила, что для земель водного фонда, "занятых водными объектами" (ранее было "покрытых поверхностными водами"), градостроительные регламенты не устанавливаются. Приведенные изменения оправданно ограничивают действие Градостроительного кодекса на землях различных категорий с водными объектами.



Статья 21


Комментарий к статье 21


1. Вводный закон, за исключением его статей 12 и 19, вступил в силу 5 июня 2006 года - со дня первого официального опубликования в СЗ.

Статья 19 Вводного закона, которой внесены изменения в ФЗ о переводе, вступает в силу с 1 января 2007 года (см. комментарий к статьям 1 и 19 Вводного закона).

2. Согласно части 3 статьи 21 Вводного закона его статья 12, вносящая изменения в НК, "вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования". Подобная формулировка типична для введения в действие законов о налогах и сборах и обусловлена положением статьи 5 НК ("Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени"), согласно которому "федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования".

Вводный закон официально опубликован 5 июня 2006 года. Месяц после его официального опубликования истек 5 июля 2006 года, то есть задолго до 1 января 2007 года. Поэтому применение к нему названной "налоговой" формулировки становится бессмысленным, но она сохранилась. Почему?

Дело в том, что окончательное принятие и, следовательно, официальное опубликование ВК и Вводного закона планировалось раньше - возможно, в конце 2005 года (см. вступительную статью). В статье 1 проекта Вводного закона, принятого Государственной Думой в первом чтении 22 апреля 2005 года, устанавливалось, что ВК вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. Поскольку точные даты его дальнейшего принятия Государственной Думой, одобрения Советом Федерации, подписания Президентом и официального опубликования не были известны, такая формулировка имела смысл на стадии принятия Вводного закона в первом чтении. В дальнейшем, когда к принятию Вводного закона во втором чтении в его статье 1 появилось положение о введении ВК в действие с 1 января 2007 года, которое сохранилось и в окончательной редакции Вводного закона, такая формулировка потеряла смысл. Очевидно, она осталась по недосмотру депутатов Государственной Думы, также как и внесение Вводным законом изменений в фактически утративший силу ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (см. комментарий к статье 13 Вводного закона).

Исходя из изложенного, в настоящее время можно сказать, что статья 12 Вводного закона вступает в силу с 1 января 2007 года, то есть одновременно с ВК и в соответствии со статьей 5 НК.

Вводный закон подписан Президентом В. Путиным 3 июня 2006 года с присвоением N 73-ФЗ и направлен им для официального опубликования в СЗ. Датой ФЗ, в том числе Вводного закона и ВК, считается дата его подписания Президентом.



Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

3 июня 2006 года

N 73-ФЗ



3 июня 2006 года N 74-ФЗ




ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Принят

Государственной Думой

12 апреля 2006 года


Одобрен

Советом Федерации

26 мая 2006 года


Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе


Комментарий к статье 1


1. Комментируемый ВК, как и ВК-95, начинается со статьи, в которой определяются основные понятия, используемые в ВК. Определение этих понятий в самом ВК придает им общеобязательный характер и силу ФЗ.

Перечень основных используемых в ВК понятий существенно сокращен. Если статья 1 комментируемого ВК содержит определение 19 понятий, то статья 1 ВК-95 - 30 понятий.

В статью 1 комментируемого ВК не включены такие понятия статьи 1 ВК-95, как "вода", "воды", "поверхностные воды", "подземные воды", "поверхностный водоток", "поверхностный водоем", "обособленный водный объект (замкнутый водоем)", "водосборная площадь", "загрязнение водных объектов", "засорение водных объектов", "водопотребитель", "водохозяйственный объект", "водозабор", "водохозяйственная деятельность", "лицензия на водопользование", "распорядительная лицензия".

В заключении на проект ВК Комитета Государственной Думы по экологии отмечалось, что отсутствие в статье 1 ВК определения понятий "вода" и "воды", предусмотренных ВК-95, "недопустимо, так как основной целью охраны водных объектов является в первую очередь сохранение содержащихся в них вод и водных экологических систем".

Уже из приведенного перечня "сокращенных" понятий можно сделать вывод, что комментируемый ВК имеет некоторые принципиальные отличия от ВК-95, например не предусматривает лицензирование водопользования (оно сохранено различными ФЗ для использования подземных водных объектов, пользования водными объектами в связи с охотой и водными объектами, содержащими природные лечебные ресурсы). "Сокращение" же "экологических" понятий в ВК можно объяснить изменением системы и содержания законодательства о природных ресурсах. Так, отсутствие в статье 1 ВК определения понятия "загрязнение водных объектов" компенсируется наличием понятия "загрязнение окружающей среды" в статье 1 ФЗ о среде, распространяющегося в том числе на загрязнение водных объектов и их охрану от загрязнения.

В то же время в статью 1 комментируемого ВК включены понятия, которые не содержались в статье 1 ВК-95: "водное хозяйство", "водоотведение", "водоснабжение", "водохозяйственная система", "водохозяйственный участок".

Некоторые понятия ВК-95 остались и в новом ВК, но стали формулироваться и определяться по-другому. Принципиально в этом отношении понятие "водопользование". Если в ВК-95 под ним понималось использование водных объектов только гражданами и организациями (при этом статья 1 ВК-95 отдельно определяла понятие "использование водных объектов" этими же лицами), то комментируемый ВК более обоснованно определяет водопользование через использование водных объектов для удовлетворения потребностей не только организаций и граждан, но и других физических лиц, а также РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.


2. Определение основного понятия ВК - "водный объект" - отличается от его определения по ВК-95, который понимал под водным объектом "сосредоточение вод на поверхности суши в форме ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима". Комментируемый ВК определяет водный объект как "природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима".

Несмотря на сходство концовок данных определений, их содержание существенно различается. Если по ВК-95 водным объектом признавалось сосредоточение вод только в природных границах ("на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах") и не уточнялось, что сосредоточение вод постоянное или временное, то по комментируемому ВК водный объект - не только природный, но и искусственный объект как с постоянным, так и с временным сосредоточением вод.

В комментируемом ВК, как и в ВК-95, статья 1 не устанавливает минимума вод, которые образуют водные объекты. Это объясняется тем, что в разных регионах и климатических зонах скопление вод неодинаково.

Таким образом, понятие "водный объект" по комментируемому ВК имеет более широкое содержание и теоретически позволяет признать водным объектом любое скопление воды, в том числе мелкое и кратковременное (лужа). Однако на практике водным объектом может считаться лишь тот, сведения о котором включены в государственный водный кадастр (ГВР).

О понятиях различных водных объектов см. комментарий к статье 5 ВК.


Статья 2. Водное законодательство


Комментарий к статье 2


1. Комментируемая статья ВК имеет более широкое содержание, чем статья 2 ВК-95 с аналогичным наименованием. По сравнению со статьей 2 ВК-95 появились положения, закрепленные в частях 3, 4, 5 и 7 статьи 2 комментируемого ВК. В связи с этим в статье 2 ВК-95 несколько изменились формулировки о водном законодательстве.

Вместе с тем нельзя не отметить, что объем нового ВК по сравнению с ВК-95 существенно сокращен. Структура и содержание комментируемого ВК "отдалились" от требования к кодексу как к систематизированному законодательному акту, в котором содержатся исчерпывающие положения о регулируемых им отношениях. В ВК очень много "отсылок" к другим законам (ГК, ФЗ "О недрах" и др.), в то время как кодифицированный акт должен воздерживаться от широкого использования отсылочных положений.

Комментируемый ВК имеет следующую структуру:

Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 7);

Глава 2. Право собственности и иные права на водные объекты (статьи 8 - 10);

Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование (статьи 11 - 23);

Глава 4. Управление в области использования и охраны водных объектов (статьи 24 - 36);

Глава 5. Водопользование (статьи 37 - 54);

Глава 6. Охрана водных объектов (статьи 55 - 67);


Глава 7. Ответственность за нарушение водного законодательства (статьи 68 - 69).

Как видно, новый ВК содержит 69 статей. ВК-95 содержал 148 статей. По числу статей комментируемый ВК более чем в два раза меньше ВК-95. Но использование и охрана водных объектов зависят не от количества статей ВК, а от их содержания и исполнения.

Статьи ВК подразделяются на пронумерованные части (не пункты, как в ЗК), обозначаемые цифрами с точкой. Некоторые статьи ВК большего объема кроме как на части подразделяются также на пункты, обозначаемые цифрами со скобкой.

2. В статье 2 ВК не просто перечислены акты, составляющие водное законодательство, а установлена система (иерархия) таких актов и, следовательно, их юридическая сила, обусловленная Конституцией, имеющей высшую юридическую силу. Актом, регулирующим водные отношения и имеющим после Конституции наибольшую юридическую силу, является ВК, наименьшую юридическую силу - акты ОМС.

В соответствии со статьей 72 (пункт "к" части 1) Конституции водное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, что предполагает регулирование водных отношений актами не только федеральных ОГВ, но и актами ОГВ субъектов РФ. При этом ФЗ (в том числе ВК) имеют верховенство на всей территории РФ, в случае противоречия между ФЗ и иным актом, регулирующим водные отношения, в том числе изданным ФОИВ, действует ФЗ. Такой вывод следует из статей 4 (часть 2) и 76 (часть 5) Конституции, это закреплялось и в статье 2 ВК-95.

В связи с этим нельзя не обратить внимание на включение в число актов, регулирующих водные отношения, указов Президента. Согласно части 3 статьи 2 ВК указы Президента не должны противоречить ВК и другим ФЗ, что согласуется со статьей 90 (часть 3) Конституции. Однако Конституционный Суд РФ некоторыми своими решениями установил, что указы Президента могут издаваться и по вопросам, требующим законодательного решения. Издавалось немало президентских указов "вместо" ФЗ, были среди них и регулирующие водные отношения (например, Указ от 16 декабря 1993 года N 2144 "О федеральных природных ресурсах").

Оценка "законозаменяющих" указов Президента и обосновывающих их издание решений Конституционного Суда давалась нами в других публикациях <1>. В последнее время президентские указы, регулирующие водные отношения, не издавались, но статья 2 ВК сохраняет такую возможность. Сам ВК непосредственно не предусматривает издание указов Президента.

--------------------------------

<1> Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации (основные социальные и правовые характеристики). М.: ЮНИТИ, 2000; Мазуров А.В. Конституция и общественная практика (монография). М.: Частное право, 2004.


3. К уполномоченным Правительством ФОИВ, которые издают акты, регулирующие водные отношения (часть 5 статьи 2 ВК), относятся МПР и находящиеся в его ведении Росводресурсы и Росприроднадзор. Органами исполнительной власти субъектов РФ, издающими такие акты (часть 6 статьи 2 ВК), являются органы (министерства, управления и др.), установленные конституцией (уставом) и законами субъектов РФ, а также актами высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ (президента, губернатора, главы администрации); ОМС (часть 7 статьи 2 ВК) - органы муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений.