Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1477

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Последний (из перечисленных в статье 3 ВК) принцип водного законодательства - использование водных объектов в местах традиционного проживания КМН для осуществления ими традиционного природопользования (пункт 16) - также не нов и обусловлен ФЗ от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".


Статья 4. Отношения, регулируемые водным законодательством


Комментарий к статье 4


1. Согласно части 2 статьи 2 ВК водные отношения - это отношения по использованию и охране водных объектов. Такое определение исходит из статьи 9 (часть 1) Конституции, устанавливающей, что природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Следует отметить, что ВК (статья 5) в качестве разновидности водных объектов рассматривает водохранилища, а статья 102 ЗК (в редакции статьи 14 Вводного закона) допускает строительство водохранилищ и других искусственных водных объектов. Поэтому водное законодательство регулирует отношения не только по использованию и охране, но и развитию существующих и строительству новых водных объектов, воспроизводству водных ресурсов.

2. Определять "использование" и "охрану" водных объектов необходимо применительно к основным понятиям статьи 1 ФЗ о среде, в соответствии с которой использование природных (в том числе водных) ресурсов - это их эксплуатация и вовлечение в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них; а охрана окружающей (в том числе водной) среды - это деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Отношения в области использования и охраны водных объектов регулируются не только водным законодательством, но и ФЗ о среде (пункт 5 статьи 2 ФЗ о среде). В большей степени ФЗ "Об охране окружающей среды" регулирует, конечно, охрану, а не использование водных объектов. В первоочередном порядке подлежат охране водные объекты, не подвергшиеся антропогенному (человеческому) воздействию (пункт 2 статьи 4 ФЗ о среде).

3. Ни комментируемая статья, ни другие положения ВК и Вводного закона не ограничивают регулирование ВК водных отношений только на ЗВФ. Следовательно, ВК регулирует отношения по использованию и охране водных объектов на всех категориях земель.

В случае если водный объект находится не на ЗВФ, к его использованию и охране, помимо водного законодательства, подлежат применению также положения иных отраслей законодательства: лесного законодательства - если водный объект находится на землях лесного фонда; законодательства о водном транспорте - если водный объект отнесен к судоходным, и т.д. В зависимости от нахождения водного объекта на землях той или иной категории ограничивается и его использование. Например, водный объект в черте поселения вряд ли может быть использован для взрывных работ.


4.1. Статья 4 ВК по сравнению с ВК-95 (статьей 5) существенно сократила положения об отношениях, регулируемых водным законодательством.

Статья 5 ВК-95 наряду с положениями, вошедшими в статью 4 ВК, устанавливала, что отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету регулирования водного законодательства; отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским законодательством, санитарным и иным законодательством; отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов; отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством о недрах и водным законодательством; отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регулируются водным законодательством в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским законодательством и земельным законодательством; финансовые отношения, включая налоговые, а также иные административные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в соответствии с общими положениями финансового и административного законодательства.

Отсутствие в статье 4 комментируемого ВК приведенных положений обусловлено, очевидно, развитием после принятия ВК-95 различных отраслей законодательства: земельного, лесного, о ВБР и др. В результате необходимость закрепления в новом ВК других положений о соотношении водного и других отраслей законодательства отпала. Тем не менее положения статьи 5 ВК-95 дают ориентир для разграничения и применения к сходным ("пограничным") ситуациям актов водного и смежных отраслей законодательства.

4.2. В пояснительной записке к проекту комментируемого ВК в обоснование его принятия отмечалось, что в ВК-95 были "недостаточно развиты положения Гражданского кодекса Российской Федерации". Между тем ВК - не "придаток" ГК, а главный нормативный акт самостоятельной от ГК отрасли законодательства.

Поэтому имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, то есть с переходом прав на них и со сделками, регулируются гражданским законодательством, но не полностью, а только в той мере, в какой они не урегулированы ВК, и в случаях, когда в ВК содержится ссылка на гражданское законодательство.

Комментируемый ВК не содержит статьи об оборотоспособности водных объектов, которая имелась в ВК-95 (статья 22). Но это означает не запрет их оборотоспособности или свободу совершения сделок (оборотоспособности), а отсутствие в некоторых случаях особенностей оборота, установленных водным законодательством. Например, статья 8 ВК признала многообразие собственности только на пруды и обводненные карьеры. Поэтому они могут менять собственников посредством купли-продажи, наследования и других сделок, совершаемых в отношении земельных участков, в пределах которых располагается пруд или обводненный карьер, в соответствии с земельным и гражданским законодательством.


5. Водное законодательство не применяется к воде, находящейся вне водных объектов: почвенная влага, подземное оледенение (в том числе в зоне "вечной мерзлоты"), бутылированная вода для продажи и т.п. Вместе с тем любая вода в водных объектах, какого бы состояния и качества она ни была, является предметом регулирования водного законодательства. При этом необходимо иметь в виду, что вода в водном объекте постоянно обновляется вследствие испарения, выпадения осадков и других естественных природных явлений, поэтому ее количество и качество в разное время может меняться.

В связи с этим статья 31 ВК-95 устанавливала, что "понятие владения не применимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена". Данное положение не ограничивало владение водным объектом, а лишь напоминало о естественных свойствах воды. Именно "напоминало", а не "закрепляло", поскольку объективные законы природы не подчиняются юридическим законам. Комментируемый ВК аналогичного положения не содержит.


Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты


Комментарий к статье 5


1. Комментируемая статья, основываясь на природно-климатических, гидрологических и других данных, перечисляет и классифицирует объекты водных отношений - водные объекты, что имеет большое практическое значение для установления возможности получения их в собственность или пользование. Для упорядочения водных отношений по специфичным водным объектам приняты отдельные ФЗ: "Об охране озера Байкал", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Статья 5 ВК подразделяет все водные объекты на поверхностные (надземные) и подземные. Части 2 - 4 комментируемой статьи посвящены поверхностным водным объектами, части 5 и 6 - подземным водным объектам. Такое подразделение необходимо для установления границ различных водных объектов, дифференциации правового регулирования их использования и охраны. При этом необходимо иметь в виду, что многие водные объекты не существуют изолированно: некоторые реки впадают в моря или пополняются за счет подземных вод, встречаются каскады прудов и т.п. Вместе с тем существует и немало водных объектов, не имеющих гидравлической связи с другими водными объектами.

Следует учитывать возможную естественную трансформацию водных объектов. Например, даже за короткое время река может превратиться в ручей (обмелеть). Это может произойти и в связи с чрезмерным забором воды как из самой реки, так и питающих ее подземных вод - из колодцев и скважин.

2.1. В пункте 1 части 2 статьи 5 ВК имеются в виду внутренние морские воды и территориальные моря РФ. Их статус и правовой режим использования определяется ФЗ от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". В соответствии с данным ФЗ внутренние морские воды РФ - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ. К внутренним морским водам относятся воды:


- портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

- заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили (1 морская миля = 1852 метра);

- заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ, перечень которых устанавливается Правительством.

Территориальное море РФ - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. Определение территориального моря применяется также ко всем островам РФ. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. Ими являются:

- линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в РФ морских картах;

- прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

- прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

- прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат РФ;

- система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими РФ.

Россия принадлежит к числу государств, которые, руководствуясь Конвенцией ООН по морскому праву (1982), выбрали максимальную ширину своего территориального моря. Конвенция позволяет установить и меньшую ширину, как это сделали некоторые другие государства, руководствуясь своими интересами. Территориальные моря России "с юга на север, с запада на восток и с севера на юг": Каспийское, Черное, Азовское, Балтийское (у берегов "анклава" Калининградской области), Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское.

2.2. Прилежащая зона РФ - это морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских мили, отмеряемые от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.


От прилежащей зоны необходимо отличать исключительную экономическую зону РФ - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", международными договорами РФ и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, которые непригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

"Под" исключительной экономической зоной находится континентальный шельф РФ - морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ, за исключением искусственных островов, а также установок и сооружений, которые не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (статьи 1 и 16 ФЗ от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации").

3. Статья 5 ВК не дает определение понятий "водоток" и "водоем". ВК-95 определял поверхностные водотоки как поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения, и относил к ним реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов (статья 10); а поверхностные водоемы - как поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена, то есть озера, водохранилища, болота и пруды (статья 11).