Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1478

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На береговой полосе (кроме водных объектов, не находящихся в общем пользовании) каждый вправе находиться и передвигаться, но без автомобилей, мотоциклов и тракторов. Это означает, что данные механические транспортные средства запрещено подгонять к воде (береговой линии) ближе соответственно 5 или 20 метров.

Пользование береговой полосой может быть ограничено и другим ФЗ. В настоящее время таким ФЗ является КВВТ.

3. Ни ВК, ни Вводный закон не предусмотрели изменение КВВТ. Между тем статья 10 КВВТ содержит положения о береговой полосе ВВП.

В соответствии со статьей 10 КВВТ в пределах ВВП, расположенных за чертой городских поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных ВВП. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:

- пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей;

- устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;

- осуществлять рубку произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек; установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным и водным законодательством;

- использовать безвозмездно для нужд водного транспорта грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;

- разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими ФОИВ;

- разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

Отвод земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории ВВП, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным и водным законодательством по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.


Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее. Установка на береговой полосе каких-либо постоянных огней, направленных в сторону судовых ходов, за исключением навигационных огней, запрещается. Владельцы временных огней должны согласовать их установку с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте и обеспечить ограждение таких огней со стороны судовых ходов.

Пользование водными участками для рыболовства в случае, если такие участки используются для судоходства, допускается по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Запрещается оставление в акватории и на береговой полосе в пределах ВВП безнадзорных судов или сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние ВВП и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.

Безвозмездное пользование организациями внутреннего водного транспорта береговой полосой не распространяется на ООПТ, территории ГТС, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным и иным законодательством. Пользование береговой полосой в пределах ВВП на участках пограничных зон РФ осуществляется по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности.

Приведенные положения статьи 10 КВВТ действуют в отношении только тех водных объектов и их береговых полос (земельных участков на них), которые являются ВВП и используются организациями внутреннего водного транспорта. В отношении водных объектов, не являющихся ВВП, положения статьи 10 КВВТ (ее ограничения по использованию береговых полос) не действуют.

Перечень ВВП утвержден распоряжением Правительства от 19 декабря 2002 года N 1800-р. Он относит к ним Канал имени Москвы, Беломоро-Балтийский канал, Волго-Балтийский канал, Волго-Донской судоходный канал, Северо-Двинскую шлюзованную систему, озеро Байкал, реки Волга, Кама, Дон, Кубань, Печора, Иртыш, Обь, Енисей, Лена и Амур. Для каждого из названных водных путей в Перечне подробно указаны их верхние и нижние границы по течению и протяженность в километрах.

Во исполнение статьи 10 КВВТ Постановлением Правительства от 6 февраля 2003 года N 71 утверждено Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации, которое практически ничего не дополняет к положениям статьи 10 КВВТ.


Статья 7. Участники водных отношений


Комментарий к статье 7


1. ВК об участниках водных отношений предусматривает всего одну (комментируемую) статью лаконичного содержания. В ВК-95 содержалась отдельная глава "Субъекты водных отношений" (статьи 23 - 30).


Состав участников водных отношений - традиционный и общий. Положения, аналогичные статье 7 ВК, содержатся во многих ФЗ. "Участие в отношениях" означает совершение действий либо воздержание от них в соответствии с законодательством.

2. Статья 7 ВК допускает участие в водных отношениях (в водопользовании) любых физических лиц, то есть граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Они могут участвовать в таких отношениях как непосредственно, так и через представителя, если имеют документы, удостоверяющие личность (обычно паспорт), не лишены судом дееспособности (то есть способности приобретать и осуществлять права и обязанности) и (для предпринимателей без образования юридического лица) прошли государственную регистрацию.

Юридические лица (организации), в том числе иностранные, могут участвовать в водных отношениях, если они зарегистрированы в установленном порядке, в соответствии со своими учредительными документами и в различных организационно-правовых формах, допускаемых гражданским законодательством (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и др.), через своих руководителей или представителей, являющихся физическими лицами. Представителями физических и юридических лиц могут быть любые физические лица.

Статья 29 ВК-95 выделяла из участников водных отношений водопользователей, использующих водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей. Она касалась водопользователей, обеспечивающих водой лиц, непосредственного доступа к водным объектам не имеющих (жильцов квартир и др.). Такой водопользователь (например, ГУП "Мосводоканал") должен был получить лицензию на водопользование и заключить договор водопользования в интересах водопотребителей, а те оплачивать подаваемую "Мосводоканалом" воду по установленным соответствующими органами тарифам. Комментируемый ВК лицензирование водопользования не предусматривает и в главе об участниках водных отношений аналогичной статьи не содержит.

3. Публичные образования - РФ, субъекты РФ (области, края и др.) и муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, городские и сельские поселения) - участвуют в водных отношениях гораздо разнообразнее частных лиц. РФ участвует в них путем принятия и изменения актов водного законодательства, в качестве собственника водных объектов, "государственного управляющего" водными объектами посредством установления водного налога, ведения ГВР и др., "арбитра" при разрешении споров, связанных с пользованием водными объектами. Соответственно, РФ может участвовать в таких отношениях через различные органы (законодательные, исполнительные и судебные) и их должностных лиц.

РФ участвует в водных отношениях через федеральные ведомства, субъекты РФ - через образуемые ими ОГВ; муниципальные образования - через образуемые ими ОМС и их должностных лиц. Органы публичных образований для участия в таких отношениях могут создавать юридические лица - унитарные предприятия или учреждения.


ОМС могут наделяться ФЗ или законами субъектов РФ государственным полномочиями для участия в водных отношениях на основании статьи 132 (часть 2) Конституции.


Глава 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫЕ ПРАВА НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ


Статья 8. Право собственности на водные объекты


Комментарий к статье 8


1. Статья 8 ВК допускает многообразие форм собственности только на некоторые искусственные водные объекты - пруд или обводненный карьер, причем в единственном числе. Это значит, что, например, пруд, имеющий "водную" (гидравлическую) связь с другим прудом или водным объектом, не может находиться в частной собственности. В то же время в собственности одного лица могут находиться два или больше обособленных прудов и обводненных карьеров, расположенных на разных земельных участках, либо на одном земельном участке, если между прудами и обводненными карьерами нет гидравлической связи. Установленная статьей 8 ВК возможность нахождения различных водных объектов у разных собственников полностью соответствует Конституции, согласно которой "природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности" (часть 2 статьи 8).

Возможность нахождения прудов и обводненных карьеров у различных собственников означает допустимость установления на отдельные из них и права федеральной собственности. Чем меньше собственников на водные объекты, чем меньше они меняют собственника, тем легче осуществлять за ними государственный контроль.

Все остальные водные объекты, кроме прудов и обводненных карьеров (реки, водохранилища и др.), могут находиться только в федеральной собственности, что означает запрет их приватизации и купли-продажи. "Новация в части отнесения водных объектов, за исключением обособленных водных объектов, к собственности Российской Федерации, - говорилось в пояснительной записке к проекту ВК перед его внесением в Государственную Думу, - вызвана нереализуемостью норм, предусмотренных действующей редакцией Водного кодекса Российской Федерации в отношении разграничения прав собственности на водные объекты между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Этот вывод основан на определении бассейна водного объекта как территории, включающей водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро". Бассейн водного объекта, характеризующийся описанными признаками, располагается, как правило, на территории нескольких субъектов РФ и в соответствии с законодательством должен быть отнесен к федеральной собственности. Исключением из общего правила являются немногочисленные водные объекты в Приморском крае, Краснодарском крае, Чукотском автономном округе, Сахалинской, Камчатской областях и ряде других субъектов РФ, по территории которых протекают небольшие реки, впадающие в море, чьи бассейны полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ.


Таким образом, фактически большинство водных объектов, формирующих запасы водных ресурсов государства, находятся и находились в собственности РФ. Тем не менее в соответствии с ФЗ о федеральном бюджете в 2002 - 2004 годах 100 процентов платы за пользование водными объектами зачислялось в доходы бюджетов субъектов РФ. Лишь с 2005 года в связи с введением в действие главы НК "Водный налог" он стал полностью поступать в федеральный бюджет.

В финансово-экономическом обосновании к проекту ВК указывалось, что в соответствии со статьей 125 ВК-95 плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, поступающая в бюджеты субъектов РФ, должна была использоваться для финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов. Тем самым предусматривалось активное участие субъектов РФ в финансировании этих мероприятий. Однако в 2002 году из поступивших в консолидированный бюджет платежей за пользование водными объектами в размере 6,9 млрд. рублей субъектами РФ было израсходовано на объекты водного хозяйства 1,32 млрд. рублей. За 2003 год в консолидированный бюджет было собрано 10,9 млрд. рублей платы за пользование водными объектами, что в 1,6 раза больше, чем за 2002 год, однако расходы субъектов РФ на указанные цели составили около 1,42 млрд. рублей.

Исходя из изложенного, статья 8 ВК закрепила преимущественно федеральную собственность на различные водные объекты. Это значит, что если до 1 января 2007 года на водные объекты, кроме пруда или обводненного карьера, было зарегистрировано право собственности субъекта РФ, муниципальной или частной собственности, то они подлежат принудительному отчуждению в федеральную собственность на основании статьи 238 ГК, в соответствии с которой, "если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года". В противном случае водный объект по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или ОМС, подлежит принудительной передаче в федеральную собственность с возмещением бывшему собственнику его стоимости, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение водного объекта.

2. Комментируемый ВК, допуская нахождение в частной собственности только прудов и обводненных карьеров, в большей степени, чем ВК-95, ограничивает частную собственность на водные объекты. Статья 34 ВК-95 допускала частную собственность на любые "обособленные водные объекты", к которым относятся не только пруды и обводненные карьеры, но и, например, непроточные озера. Новый ВК этого не допускает.

В связи с этим необходимо отметить, что ВК-95 в отношении частной собственности на обособленные водные объекты содержал противоречивые положения. С одной стороны, он допускал нахождение их в частной собственности (статья 34) и переход от одного лица к другому (часть третья статьи 22); с другой - запрещал совершение с ними любых сделок, "которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов" (часть вторая статьи 22), в том числе их отчуждение из частной собственности в государственную либо передачу разрешенного к нахождению в частной собственности небольшого водного объекта по наследству.