Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1443

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дополнение Закона N 122-ФЗ ст. 22.1 "Государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах" обусловливается включением, как правило, самих водных объектов в понятия "земельный участок", "недвижимость", "вещи" и повышенной опасностью указанных сооружений, нуждающихся в гражданско-правовой самостоятельной регистрации сделок с ними.

Гидротехническим и иным сооружениям посвящены Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" и немало норм ВК РФ (п. 3 ч. 6 ст. 45, ч. 2 ст. 60 и др.).


Статья 11


Комментарий к статье 11


Пункт 2 ст. 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) предусматривает:

"К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов (в данном Комментарии приводятся лишь те, которые могут быть связаны с использованием и охраной водных объектов):

5) предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

5.1) предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий;

6) передачи объектов собственности субъекта РФ в муниципальную собственность;

7) организации и осуществления межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

8) создания и обеспечения охраны государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации;

9) поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами);

10) планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель;

15) сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;


31) организации тушения пожаров (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

39) установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

42) утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

43) проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или об участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установления порядка пользования и распоряжения данными участками недр, в том числе разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

46) создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения;

50) осуществления поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

51) создания, содержания и организации деятельности аварийно- спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

54) организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации;

56) осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю";

59) см. выше.

В подпункте "ч" п. 2 ст. 26.11 Закона N 184-ФЗ, внесенном в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", предусматривались обособленные водные объекты, расположенные в пределах территории субъекта Российской Федерации, а также имущество, необходимое для их обустройства.


Признание этого положения утратившим силу связано с конкретизацией функций органов власти субъектов РФ и дополнением их полномочий подп. 59 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ.


Статья 12


Комментарий к статье 12


В пункте 4 ст. 333.3 "Ставки сборов" части второй Налогового кодекса РФ предусматривается, что ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих, устанавливаются в следующих размерах, если иное не установлено п. 6 настоящей статьи.

Таблица предусматривает наименование объекта водных биологических ресурсов, за который устанавливается ставка сбора в рублях (за одну тонну). В новой редакции строка выглядит по-другому.

В новой редакции ст. 333.8 "Налогоплательщики" (введенной в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ) гл. 25.2 "Водный налог" части второй Налогового кодекса РФ в ч. 1 сказано, что налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.


Статья 13


Комментарий к статье 13


В абзаце 2 ст. 3 "Основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности" Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ) предусматривается, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель, и перечисляются предусмотренные в ЗК РФ некоторые категории земель, из которых теперь исключаются указанные в комментируемой статье земли.

В пункте 1 ст. 4 "Основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности" Закона N 101-ФЗ приведено, что основанием такого внесения является включение этих земельных участков в состав, и перечисляются некоторые категории земель, предусмотренные в ЗК РФ. Из этого перечня исключаются названные в комментируемой статье земли.


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю" (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2002.


Аналогично в п. 3 комментируемой статьи вносятся изменения и дополнения в п. 1 ст. 5 "Основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности" Закона N 101-ФЗ (см.: Комментарий к Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003).

С 1 июля 2006 г. Закон N 101-ФЗ признается утратившим силу, а предусмотренные им отношения с 1 июля 2006 г. регулируются на основании ЗК РФ и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" 2001 г.



Статья 14


Комментарий к статье 14



КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт, 2006.


В пункте 2 ст. 18 "Собственность на землю субъектов Российской Федерации" ЗК РФ предусматривалось, что в собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки (подробнее см.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001, 2004, 2006).

По комментируемому Закону из этого перечня исключаются соответствующие земли водного фонда.

В пункте 3 ст. 23 "Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)" ЗК РФ предусматривается, что могут устанавливаться публичные сервитуты (в перечне 10 подпунктов).

Подпункт 8 п. 3 ст. 23 ЗК РФ в новой редакции выглядит так: "Для использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте, сбора дикорастущих растений в установленные сроки в установленном порядке".

Замена указанных терминов в данной и других статьях ЗК РФ обусловлена концепцией ВК РФ с исключением понятий "обособленный" и "замкнутый" водоемы.

В пункте 5 ст. 27 "Ограничения оборотоспособности земельных участков" ЗК РФ говорится: "Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки", и дается их перечисление.

Таким образом, оборот земельных участков, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ст. 27 ЗК РФ (п. 1), земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2).

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается в ЗК РФ (п. 3 ст. 27) и других федеральных законах. Одним из таких ограничений становится запрещение приватизации земельных участков в пределах береговой полосы в соответствии с ч. 6 ст. 6 ВК РФ.

В статье 40 "Права собственников земельных участков на использование земельных участков" ЗК РФ п. 1 начинается словами "собственник земельного участка имеет право".

Поэтому подп. 1 п. 1 ст. 40 ЗК РФ в редакции комментируемого Закона выглядит так:

"Использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Соответственно подп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ в редакции комментируемого Закона предусматривает:

"Проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями".


В пункте 2 ст. 77 "Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения" ЗК РФ приводится: "В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами (в ред. комментируемого Закона), а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции".

Пункт 12 ст. 85 "Состав земель поселений и территориальное зонирование" ЗК РФ в редакции комментируемого Закона гласит: "Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации" (ср. п. 4 ст. 14 комментируемого Закона).

В подпункте 1 п. 1 ст. 97 "Земли природоохранного назначения" гл. XVII "Земли особо охраняемых природных территорий и объектов" ЗК РФ предусматривались водоохранные зоны рек и водоемов. Это положение входило в противоречие с ч. 1 ст. 102 ЗК РФ, согласно которой земли водоохранных зон водных объектов признавались землями самостоятельной категории земель водного фонда, на что неоднократно обращалось нами внимание (см.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой. М.: Юстицинформ, 2002).

Устранение этого параллелизма и дублирования исключает земли водоохранных зон из категорий земель особо охраняемых территорий и объектов и земель водного фонда. Порядок установления, режим использования и охраны водоохранных зон содержатся в ст. 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" главы 6 "Охрана водных объектов" ВК РФ (см. комментарий к ней).


Статья 15


Комментарий к статье 15


В части 2 ст. 1181 "Наследование земельных участков" гл. 65 "Наследование отдельных видов имущества" части третьей ГК РФ предусматривается, что при наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.

Пункт 2 ст. 1213 "Право, подлежащее применению к договору в отношении недвижимого имущества" гл. 68 "Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям" части третьей ГК РФ после изменений гласит, что к договорам в отношении находящихся на территории Российской Федерации земельных участков, участков недр и иного недвижимого имущества применяется российское право.