Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2502

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<113> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 2. Ст. 35; Российская газета. 14.07.1992. N 159.


Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров:

всех видов транспорта международных сообщений;

железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;

морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;

автомобильного транспорта на городских маршрутах.

Указом также установлено, что до вступления в силу закона Российской Федерации, регулирующего вопросы обеспечения страховой защиты пассажиров (туристов, экскурсантов), обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями (далее - перевозчики) и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Установлена обязанность страховщиков обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая.

Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию соответственно с Министерством транспорта РФ, Министерством путей сообщения РФ и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью <114>.

--------------------------------

<114> О полномочиях см. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314.


Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Установлена страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.

Пассажиру (туристу, экскурсанту) при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.


Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Установлен 10-дневный срок страховой выплаты по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) застрахованному лицу или его наследникам после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.

Для перевозчика установлена обязанность составлять акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого следует вручить застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик также обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течение 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

Часть страховых взносов, полученных страховщиками при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в предусмотренном законодательством порядке направляется на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте <115>.

--------------------------------

<115> По вопросу, касающемуся формирования и использования резерва для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на воздушном транспорте, см. Положение, утвержденное Росстрахнадзором от 9 августа 1996 г. N 02-04-06/1, Федеральной авиационной службой РФ от 8 августа 1996 г. N 1.16-170.


Указом также установлено, что порядок взаиморасчетов по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) определяется страховщиками совместно с Министерством транспорта РФ, Министерством путей сообщения РФ и другими заинтересованными ведомствами и юридическими лицами.

Страхование является обязательным и при выполнении международных полетов воздушным судном - страхование ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного судна, в том числе ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажирах. При этом размер страховой суммы не должен быть менее размера, предусмотренного международными договорами Российской Федерации или законодательством соответствующего иностранного государства.

См. комментарий к статье 131 ВК РФ.


Статья 134. Обязательное страхование ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем


Комментарий к статье 134


Учитывая, что договорная ответственность может быть застрахована только в случаях, установленных федеральным законом, высказывается мнение, что комментируемая статья устанавливает обязательное страхование ответственности за неисполнение перевозчиком договора перевозки. Однако это спорно, так как в упомянутой норме говорится об ответственности за утрату, повреждение или порчу груза, то есть за причинение вреда имуществу, а не об ответственности за неисполнение обязательств по договору перевозки.


В развитии анализа обязательного страхования авиаперевозчиков хотелось бы отметить тот факт, что Российской Федерацией принята государственная гарантия, обеспечивающая обязательство страховщика по возмещению ущерба при страховании гражданской ответственности российских авиаперевозчиков перед третьим лицом по военным и связанным с ним рискам, определенным обычаями делового оборота <116>. В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" Правительство РФ постановило предоставить до 1 апреля 2002 г. государственную гарантию Российской Федерации при страховании гражданской ответственности российских авиаперевозчиков перед третьими лицами по военным и связанным с ними рискам, определенным обычаями делового оборота ("Оговорка о дополнительном покрытии (авиационная ответственность) AVN 52D 19.09.01", опубликованная Ассоциацией авиационных страховщиков "Ллойдс"), в размере до 30 млрд. руб.

--------------------------------

<116> Постановление Правительства РФ от 13 марта 2002 г. N 151 "О предоставлении государственной гарантии Российской Федерации при страховании гражданской ответственности российских авиаперевозчиков" (СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1055).


Министерству финансов РФ было поручено заключить соглашение о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации с лицом, выигравшим открытый конкурс страховых компаний на право выдачи полисов страхования гражданской ответственности российских авиаперевозчиков перед третьими лицами по военным и связанным с ними рискам (далее - страховщик), обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, предусмотрев, что:

а) государственной гарантией Российской Федерации обеспечиваются обязательства страховщика по возмещению ущерба, причиненного в период действия указанной гарантии, в соответствии с договором страхования гражданской ответственности российского авиаперевозчика перед третьими лицами по военным и связанным с ними рискам, повлекшим за собой убытки в размере, превышающем 50 млн. долл. США, но не более суммы, указанной в пункте 1 указанного Постановления (по каждому страховому случаю и в совокупности за период действия государственной гарантии Российской Федерации). При этом государственной гарантией Российской Федерации обеспечиваются обязательства страховщика по возмещению исключительно части ущерба, причиненного третьим лицам по указанным рискам, в размере, превышающем 50 млн. долл. США;

б) полис страхования гражданской ответственности российского авиаперевозчика перед третьими лицами по военным и связанным с ними рискам, обеспеченный государственной гарантией Российской Федерации, выдается страховщиком российскому авиаперевозчику при предъявлении этим авиаперевозчиком действующего договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами, предусматривающего страхование военных и связанных с ними рисков с лимитом ответственности в размере не менее 50 млн. долл. США.


Требования к российским авиаперевозчикам, которым страховщик может выдать указанный полис, устанавливаются Министерством транспорта РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установлено также, что:

- государственная гарантия Российской Федерации предоставляется страховщику на безвозмездной основе;

- исполнение Министерством финансов РФ обязательств, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, по возмещению ущерба, определенного пунктом 2 указанного Постановления, не ведет к возникновению эквивалентных требований со стороны Министерства к страховщику, не исполнившему обязательства;

- при оформлении и выдаче российским авиаперевозчикам полисов страхования гражданской ответственности перед третьими лицами по военным и связанным с ними рискам, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, страховщик не вправе взимать с авиаперевозчиков страховую премию, брокерское или комиссионное вознаграждение.

См. комментарий к статье 131 ВК РФ.


Статья 135. Обязательное страхование ответственности эксплуатанта при авиационных работах


Комментарий к статье 135


Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 86 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" констатируется обязанность причинителя вреда возместить вред в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Если вред причинен субъектами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды и окружающих (ст. 1079 ГК РФ, ст. 88 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"), то ответственность наступает вне зависимости от наличия вины причинителя вреда. Лица, совместно причинившие вред, в соответствии со ст. 1080 ГК РФ несут солидарную ответственность перед потерпевшим.

Обязанности возмещения вреда вследствие загрязнения окружающей среды при осуществлении промышленной, оборонной и иных видов деятельности установлены, в частности, комментируемой статьей.

Пленум также указал, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

В частности, разграничение уголовно наказуемой добычи водных животных и растений (ст. 256 УК РФ) и аналогичного административного проступка необходимо проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации).


Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка - нарушения правил охоты следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также, если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.


Глава XVIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 136. Введение в действие настоящего Кодекса


Комментарий к статье 136


Комментируемая статья предусматривает порядок вступления в действие Воздушного кодекса РФ, содержит акты, признанные утратившими силу, а также содержит переходные положения.

В связи с введением в действие с 1 апреля 1997 года Воздушного кодекса РФ признан утратившим силу пункт 8 Постановления Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 г. N 4604-1 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" (в части применения Воздушного кодекса Союза ССР), который устанавливал, что впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории Российской Федерации применяются положения главы 13 Основ гражданского законодательства, а также Воздушный кодекс Союза ССР, утвержденный Законом СССР от 17 июня 1983 года, Кодекс торгового мореплавания СССР, утвержденный Законом СССР от 13 декабря 1968 года, Устав внутреннего водного транспорта СССР, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г., Устав железных дорог СССР, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г., а также Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г.

С момента вступления в действие Воздушного кодекса РФ на территории Российской Федерации не применяются:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1983 г. N 9275-X "Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР";

Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9202-X "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР", а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1987 года N 7812-XI "О внесении изменений в Воздушный кодекс Союза ССР".

В отношении иных нормативных правовых актов установлено, что они подлежат приведению в соответствие с принятым Воздушным кодексом. До приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Воздушным кодексом РФ законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат принятому Воздушному кодексу РФ.