Файл: ВК_комм_Иванова_2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3022

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<*> Постановление Правительства РФ от 13 марта 2002 г. N 151 "О предоставлении государственной гарантии Российской Федерации при страховании гражданской ответственности российских авиаперевозчиков" (СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1055).


Министерству финансов РФ было поручено заключить соглашение о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации с лицом, выигравшим открытый конкурс страховых компаний на право выдачи полисов страхования гражданской ответственности российских авиаперевозчиков перед третьими лицами по военным и связанным с ними рискам (далее - страховщик), обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, предусмотрев, что:

а) государственной гарантией Российской Федерации обеспечиваются обязательства страховщика по возмещению ущерба, причиненного в период действия указанной гарантии, в соответствии с договором страхования гражданской ответственности российского авиаперевозчика перед третьими лицами по военным и связанным с ними рискам, повлекшим за собой убытки в размере, превышающем 50 млн. долл. США, но не более суммы, указанной в пункте 1 указанного Постановления (по каждому страховому случаю и в совокупности за период действия государственной гарантии Российской Федерации). При этом государственной гарантией Российской Федерации обеспечиваются обязательства страховщика по возмещению исключительно части ущерба, причиненного третьим лицам по указанным рискам, в размере, превышающем 50 млн. долл. США;

б) полис страхования гражданской ответственности российского авиаперевозчика перед третьими лицами по военным и связанным с ними рискам, обеспеченный государственной гарантией Российской Федерации, выдается страховщиком российскому авиаперевозчику при предъявлении этим авиаперевозчиком действующего договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами, предусматривающего страхование военных и связанных с ними рисков с лимитом ответственности в размере не менее 50 млн. долл. США.

Требования к российским авиаперевозчикам, которым страховщик может выдать указанный полис, устанавливаются Министерством транспорта РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установлено также, что:

- государственная гарантия Российской Федерации предоставляется страховщику на безвозмездной основе;

- исполнение Министерством финансов РФ обязательств, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, по возмещению ущерба, определенного пунктом указанного Постановления, не ведет к возникновению эквивалентных требований со стороны Министерства к страховщику, не исполнившему обязательства;

- при оформлении и выдаче российским авиаперевозчикам полисов страхования гражданской ответственности перед третьими лицами по военным и связанным с ними рискам, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, страховщик не вправе взимать с авиаперевозчиков страховую премию, брокерское или комиссионное вознаграждение.


См. комментарий к статье 131 ВК РФ.


Статья 135. Обязательное страхование ответственности эксплуатанта при авиационных работах


Эксплуатант обязан страховать свою ответственность за вред, который может быть причинен в связи с выполнением им авиационных работ.


Комментарий к статье 135


Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05 ноября 1998 N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 86 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" констатируется обязанность причинителя вреда возместить вред в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Если вред причинен субъектами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды и окружающих (ст. 1079 ГК РФ, ст. 88 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"), то ответственность наступает вне зависимости от наличия вины причинителя вреда. Лица, совместно причинившие вред, в соответствии со ст. 1080 ГК РФ несут солидарную ответственность перед потерпевшим.

Обязанности возмещения вреда вследствие загрязнения окружающей среды при осуществлении промышленной, оборонной и иных видов деятельности установлены, в частности, комментируемой статьей.

Пленум также указал, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

В частности, разграничение уголовно-наказуемой добычи водных животных и растений (ст. 256 УК РФ) и аналогичного административного проступка необходимо проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации).

Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка - нарушения правил охоты следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также, если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.



Глава XVIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 136. Введение в действие настоящего Кодекса


1. Ввести в действие настоящий Кодекс с 1 апреля 1997 года.

2. Признать утратившим силу с 1 апреля 1997 года пункт 8 (в части применения Воздушного кодекса Союза ССР) Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 г. N 4604-I "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 11, ст. 393; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3302).

С 1 апреля 1997 года на территории Российской Федерации не применяются:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1983 г. N 9275-X "Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, N 20, ст. 303);

Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9202-Х "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, N 25, ст. 384);

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1987 г. N 7812-XI "О внесении изменений в Воздушный кодекс Союза ССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1987, N 40, ст. 652).

Иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Кодексом.

3. Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно настоящему Кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.


Комментарий к статье 136


Комментируемая статья предусматривает порядок вступления в действие Воздушного кодекса РФ, содержит акты, признанные утратившими силу, а также содержит переходные положения.

В связи с введением в действие с 1 апреля 1997 года Воздушного кодекса РФ признан утратившим силу пункт 8 Постановления Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 г. N 4604-I "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" (в части применения Воздушного кодекса Союза ССР), который устанавливал, что впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории Российской Федерации применяются положения главы 13 Основ гражданского законодательства, а также Воздушный кодекс Союза ССР, утвержденный Законом СССР от 17 июня 1983 года, Кодекс торгового мореплавания СССР, утвержденный Законом СССР от 13 декабря 1968 года, Устав внутреннего водного транспорта СССР, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г., Устав железных дорог СССР, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г., а также Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г.


С момента вступления в действие Воздушного кодекса РФ на территории Российской Федерации не применяются:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1983 г. N 9275-Х "Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР";

Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9202-Х "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР", а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1987 года N 7812-XI "О внесении изменений в Воздушный кодекс Союза ССР".

В отношении иных нормативных правовых актов установлено, что они подлежат приведению в соответствие с принятым Воздушным кодексом. До приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Воздушным кодексом РФ законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат принятому Воздушному кодексу РФ.

Изданные до введения в действие Воздушного кодекса РФ нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно Воздушному кодексу РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.


Статья 137. Порядок применения положений настоящего Кодекса


1. Положения настоящего Кодекса применяются к гражданским правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие настоящего Кодекса, положения настоящего Кодекса применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

2. Установленные статьями 126, 127 и 128 настоящего Кодекса сроки предъявления претензий применяются к тем претензиям, сроки предъявления которых, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, не истекли к моменту введения в действие настоящего Кодекса.


Комментарий к статье 137


Многие отношения, регулируемые воздушным законодательством, носят длящийся характер. Вследствие этого введение в действие Воздушного кодекса РФ могло привести к ситуации, когда отношения, возникшие в период действия прежнего Воздушного кодекса РФ, не были завершены до 1 апреля 1997 года. В связи с этим комментируемая статья устанавливает, что поскольку положения Воздушного кодекса РФ применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения его в действие, то по таким отношениям, которые возникли до введения в действие Воздушного кодекса, его положения применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения.


Комментируемой статьей определено, что установленные ст. ст. 126, 127 и 128 Воздушного кодекса РФ сроки предъявления претензий применяются и к тем претензиям, сроки предъявления которых, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, не истекли к моменту введения в действие Воздушного кодекса РФ.

Поскольку сроки предъявления претензий, установленные в Воздушном кодексе Союза ССР (далее - ВК Союза ССР) и Воздушном кодексе РФ отличаются, то с момента введения в действие Воздушного кодекса РФ установленные в нем указанные сроки будут применяться и в случае наличия претензий, предъявленных в соответствии с ВК Союза ССР, в том случае, если сроки их предъявления не истекли к этому моменту.

Так, статьей 110 ВК Союза ССР предусматривался порядок исчисления срока по претензиям о возмещении за недостачу или повреждение багажа, груза или почты, а также за просрочку в доставке багажа, груза или почты, который начинал течь со дня их выдачи. Статьей 126 Воздушного кодекса РФ срок по претензиям о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки - со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты - с даты составления коммерческого акта.

Однако статьей 111 ВК Союза ССР <*> срок рассмотрения претензии и уведомления заявителя об удовлетворении или отклонении ее установлен - три месяца, а в отношении претензий по перевозке в прямом смешанном сообщении - шесть месяцев, тогда как статьей 128 Воздушного кодекса РФ этот срок изменен и составляет всего тридцать дней. Таким образом, в связи с введением Воздушного кодекса РФ следует уже применять новый срок, но только с 1 апреля 1997 г. Тоже касается и срока исковой давности в случае отклонения или неполучения ответа в установленный срок.

--------------------------------

<*> Свод законов СССР. Том 8. II полугодие. 1987.


Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

19 марта 1997 года

N 60-ФЗ