Файл: АПК_комм_Ярков_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 7293

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> См. обстоятельный анализ развития подведомственности в сфере нормоконтроля: Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам. Актуальные вопросы. М.: Проспект, 2010. С. 431 - 452.


4. Обращает на себя внимание уточнение подведомственности дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия), которое содержится в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи. К этим делам отнесены акты иных органов, организаций, наделенных ФЗ отдельными государственными или иными публичными полномочиями. В частности, может идти речь о саморегулируемых организациях, которые могут быть наделены законом отдельными публичными полномочиями.

5. Перечень дел административного судопроизводства, подведомственных арбитражным судам, не является закрытым и может расширяться в соответствии с новыми законами. Подробнее о рассмотрении данных дел см. комментарий к разд. III АПК.


Статья 30. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение


Комментарий к статье 30


1. Условия подведомственности арбитражным судам дел об установлении юридических фактов сформулированы в гл. 27 АПК (см. комментарий к гл. 27 АПК) <1>.

--------------------------------

<1> См. подробный анализ данного вопроса: Чудиновская Н.А. Установление юридических фактов в гражданском и арбитражном процессе. М.: Волтерс Клувер, 2008.


2. В аспекте подведомственности по данному вопросу имеется не утратившее своего значения Постановление Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 N 13 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в суде первой инстанции". В п. 2 Постановления определены четыре условия, при наличии которых в совокупности арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов:

- если согласно закону факт порождает юридические последствия, т.е. влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;

- если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт;

- если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.


Статья 31. Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов


Комментарий к статье 31


1. В данной статье речь идет о двух категориях дел, подведомственных арбитражным судам: оспаривание решений третейских судов и выдача исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.


2. Возникает вопрос о понятии третейского суда, поскольку данный термин используется в российском законодательстве в самых разных значениях. Под ним понимается как третейский суд, образованный в соответствии с ФЗ "О третейских судах в РФ", так и третейский суд, выполняющий функции международного коммерческого арбитража, образованного на территории РФ. Дело в том, что Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже" также использует данный термин. Полагаем, что компетенция арбитражных судов на осуществление полномочий в соответствии с комментируемой статьей распространяется на деятельность и тех и других третейских судов (см. также комментарий к ст. 4 АПК). При этом сохраняют силу общие критерии подведомственности дел арбитражным судам: спор должен быть подведомствен арбитражному суду в связи с его характером и (по общему правилу за исключением случаев специальной подведомственности, предусмотренной в ст. 33 АПК) субъектным составом.

3. Оспаривание решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляется при наличии следующих условий.

Во-первых, арбитражные суды вправе рассматривать заявления об оспаривании решений третейских судов, вынесенных в соответствии с ФЗ "О третейских судах в РФ", если дело, рассмотренное третейским судом, подведомственно арбитражному суду.

Во-вторых, хотя согласно п. 2 ст. 6 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" функции компетентного суда выполняет областной и равный ему по статусу суд общей юрисдикции, тем не менее применяются правила, установленные в комментируемой статье. По смыслу и содержанию норм о подведомственности в новом АПК все дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, должны рассматриваться арбитражным судом. Поэтому оспаривание решений международных коммерческих арбитражей производится в арбитражный суд, если дело, разрешенное арбитражем, касается предпринимательской и иной экономической деятельности.

4. Выдача исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, относится к подведомственности арбитражных судов также исходя из общих правил их компетенции в соответствии с гл. 4 АПК.

Во-первых, арбитражные суды компетентны на выдачу исполнительных листов по решениям третейских судов, образованных в соответствии с ФЗ "О третейских судах в РФ", по делам, которые им подведомственны.

Во-вторых, в соответствии с п. 2 комментируемой статьи арбитражным судам подведомственны дела по выдаче исполнительных листов на решения третейских судов, выполняющих функции международного коммерческого арбитража, а также международных коммерческих арбитражей, образованных на территории РФ. Логика правил современного процессуального законодательства заключается в последовательной передаче дел из предпринимательских и иных экономических отношений к ведению арбитражных судов.



Статья 32. Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений


Комментарий к статье 32


1. В комментируемой статье разрешен вопрос о компетентном суде по вопросам признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и арбитражей. До вступления в силу АПК данные вопросы регулировались ГПК, целым рядом международных договоров и соглашений РФ (в частности, Соглашением стран СНГ от 20.03.1992 о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993), а также Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1988 N 9131-XI "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей", который в качестве компетентного суда называл соответствующий областной суд общей юрисдикции.

По действующему АПК можно сформулировать следующее правило разграничения подведомственности в сфере признания и приведения в исполнение решений иностранных судов. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, относится к подведомственности арбитражного суда. Вопросы признания и приведения в исполнение иных решений иностранных судов, например по семейным делам, имущественным спорам между физическими лицами, разрешаются судами общей юрисдикции.

2. Такие же правила действуют и при определении компетентного суда, которому подведомственно разрешение вопросов о признании и приведении в исполнение решений международных коммерческих арбитражей.

Более подробный анализ дается в комментариях к гл. 30 и 31 АПК.


Статья 33. Специальная подведомственность дел арбитражным судам


Комментарий к статье 33


1. Данная статья называется "специальная подведомственность", что, на наш взгляд, сделано не случайно с целью разграничения правил специальной и исключительной подведомственности. Под специальной подведомственностью понимаются правила, относящие определенные категории дел к ведению только одного юрисдикционного органа - в данном случае арбитражного суда в соотношении с судами общей юрисдикции. Такой порядок определения подведомственности является оптимальным, поскольку позволяет избежать споров о подведомственности и каких-либо коллизий в процессе правоприменения, исключает возможности возникновения альтернативной подведомственности. При наличии правил специальной подведомственности не имеет значения субъектный состав, поскольку определяющим и практически единственным критерием подведомственности является характер дела.

При понимании правил специальной подведомственности следует исходить из того, что она является специальной с точки зрения разграничения предметов ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции, другими федеральными судами и судами субъектов Федерации, т.е. между судами РФ. Использование категории "специальная подведомственность" в отличие от "исключительная компетенция" показывает, что целью ст. 33 АПК было разграничение подведомственности дел с судами общей юрисдикции, а не иностранными судами и международными коммерческими арбитражами, за теми исключениями, которые определены в ст. 248 АПК.


В этом плане ст. 33 АПК не конкурирует с правилами ст. 248 АПК, которые устанавливают исключительную компетенцию арбитражных судов в аспекте международного гражданского процесса, поскольку они имеют разные сферы действия и последствия несоблюдения.

2. Дела о несостоятельности относятся к делам как специальной, так и исключительной подведомственности арбитражных судов, поскольку не могут рассматриваться не только судами общей юрисдикции, но и иностранными судами и международными коммерческими арбитражами. Данное положение подчеркнуто также в ст. 33 ФЗ о несостоятельности (банкротстве).

3. Подведомственность корпоративных споров изменилась в соответствии с ФЗ от 19.07.2009 N 205-ФЗ по сравнению с первоначальной редакцией ст. 33 АПК 2002 г. Такие изменения направлены на исключение возможности вынесения противоречивых решений и определений об обеспечении иска судами общей юрисдикции и арбитражными судами (см. подробнее комментарий к ст. 225.1 АПК).

4. Споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей подведомственны арбитражным судам при условии, если юридическое лицо создано для целей осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Как отмечено в п. 5 Постановления Пленума ВАС от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ", дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Например, в Определении ВАС РФ от 24.12.2008 N 17030/08 по делу N А56-589/2008 отмечено, что в передаче дела о признании недействительным решения регистрационного органа об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о некоммерческой организации для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, правомерно прекращая производство по делу, исходил из того, что фонд является некоммерческой организацией, основной целью его деятельности не является извлечение прибыли.

Следует обратить внимание, что дела, указанные в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, отнесены одновременно и к исключительной подведомственности арбитражных судов в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 248 АПК.

5. Категории дел, указанных в п. п. 4 и 4.1 ч. 1 комментируемой статьи, были включены в АПК в соответствии с ФЗ от 19.07.2009 N 205-ФЗ. В данном случае уточнена специальная подведомственность приведенных категорий дел не только в отношении судов общей юрисдикции. Дела, указанные в п. 4.1 ч. 1 комментируемой статьи, отнесены одновременно и к исключительной подведомственности арбитражных судов в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 248 АПК.


6. При применении п. 5 ч. 1 ст. 33 АПК необходимо учитывать, что дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в арбитражных судах и в случае привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том числе автора распространенных (опубликованных) сведений (п. 9 Постановления Пленума ВАС от 09.12.2002 N 11).

7. В АПК не разрешен вопрос о том, как поступить при определении подведомственности в случае объединения истцом нескольких требований, когда хотя бы одно из них подведомственно суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду. Например, на действия судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника во исполнение исполнительных листов, выданных судом общей юрисдикции и арбитражным судом. Полагаем, что в таких ситуациях должна сохранять силу коллизионная норма ст. 22 ГПК о том, что подобные дела подведомственны судам общей юрисдикции. Вместе с тем в связи с отсутствием в АПК норм об отказе в принятии искового заявления подобные иски с несколькими требованиями, подведомственными различным судам, будут приниматься арбитражными судами к рассмотрению.

8. Перечень дел, отнесенных к специальной подведомственности, согласно п. 6 ч. 1 данной статьи не является закрытым и может быть расширен другими законами.


§ 2. Подсудность


Статья 34. Подсудность дел арбитражным судам


Комментарий к статье 34


1. В отличие от института подведомственности, необходимого для определения компетентного юрисдикционного органа по разрешению того или иного юридического дела, институт подсудности разграничивает подведомственные арбитражным судам дела между различными звеньями единой системы арбитражных судов. Иными словами, по правилам подсудности, среди всех арбитражных судов РФ определяется конкретный арбитражный суд, обладающий компетенцией по разрешению дел в качестве суда первой инстанции. Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности - родовая и территориальная.

В ст. 34 АПК сформулированы правила родовой подсудности дел, подведомственных арбитражным судам. По правилам родовой подсудности определяется, какого уровня арбитражный суд вправе рассматривать то или иное дело. Так как критерием родовой подсудности является род (категория) дела, то она и получила название родовой подсудности. Именно родовая подсудность позволяет разграничить подведомственные арбитражному суду дела в зависимости от их рода между арбитражными судами различных уровней, звеньев в системе арбитражных судов.

По общему правилу родовой подсудности, сформулированному в ч. 1 ст. 34 АПК, дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются по первой инстанции арбитражными судами субъектов РФ. Арбитражные суды субъектов - это основное звено в судебно-арбитражной системе, поскольку суды этого уровня вправе рассматривать по первой инстанции практически все категории дел, подведомственных арбитражному суду, за исключением дел, отнесенных к подсудности ВАС РФ.