Файл: АПК_комм_Ярков_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 7276

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно п. 1 ст. 57, абз. 2 п. 2 ст. 120 ФЗ о банкротстве последствием окончания расчетов с кредиторами после проведения процедуры внешнего управления является прекращение производства по делу о банкротстве. Следовательно, с учетом положений ст. 52 ФЗ о банкротстве определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится коллегиальным составом судей.

Также коллегиальным составом судей выносится определение об утверждении мирового соглашения и определение о его расторжении, поскольку из содержания ст. ст. 164, 165 ФЗ о банкротстве не следует, что указанные определения могут быть рассмотрены судьей единолично.

Дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей единолично (п. 4 ст. 228 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве))".

В соответствии с п. 4 ст. 59 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. ФЗ от 30.12.2008 N 296-ФЗ) порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве устанавливается в решении арбитражного суда или определении арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения дела о банкротстве.

Таким образом, заявление арбитражного управляющего о выплате ему вознаграждения и о распределении расходов по осуществлению процедур банкротства подлежит рассмотрению коллегиальным составом судей.

В деле о банкротстве отсутствующего должника указанное заявление рассматривается судьей единолично согласно п. 4 ст. 228 ФЗ о банкротстве.

В-четвертых, в первой инстанции коллегиально рассматриваются дела, направленные арбитражным судом кассационной инстанции в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на необходимость рассмотрения дела коллегиальным составом судей (п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК).

Необходимость такого рассмотрения может быть продиктована сложностью спора, его общественной значимостью. Кроме того, в связи с закреплением в АПК правила о возможности повторного участия судьи в рассмотрении дела в суде первой инстанции после его отмены, коллегиальное рассмотрение дела в этом случае позволит обеспечить реализацию принципа объективности и беспристрастности суда при повторном рассмотрении спора с участием судьи, ранее принимавшего участие в рассмотрении данного дела.

ФЗ от 27.07.2010 N 228-ФЗ комментируемая статья дополнена п. 5, в соответствии с которым коллегиальным составом судей рассматриваются дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи.

Введение данной нормы представляется актуальным, поскольку при рассмотрении сложных с точки зрения правоприменения дел у судьи возникает потребность обсуждения как правовых вопросов, так и обстоятельств дела с коллегами, что АПК не предусмотрено. Закрепленная законодательно возможность коллегиально рассматривать такого рода дела, т.е. трем профессиональным судьям непосредственно исследовать доказательства, устанавливать фактические обстоятельства дела и совместно принимать решение с учетом правовой позиции трех судей, несомненно, будет способствовать не только принятию законного и обоснованного решения по конкретному делу, но и обеспечению единообразия судебной практики.


В соответствии с ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" коллегиальным составом судей федеральные арбитражные суды округов рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (ч. 3 ст. 34, ст. 222.8 АПК).

Вне зависимости от того, единолично или коллегиально будет рассматриваться дело, АПК предоставлено право судье единолично совершать отдельные процессуальные действия, связанные с производством по делу.

К ним отнесены:

- рассмотрение заявления об обеспечении иска (ч. 1.1 ст. 93 АПК); вопрос об отмене обеспечения в арбитражном суде первой инстанции также рассматривается судьей единолично (п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер");

- разрешение вопроса о принятии арбитражным судом искового заявления и о возбуждении производства по делу (ч. 1 ст. 127 АПК);

- подготовка дела к судебному разбирательству (ч. 2 ст. 133 АПК; п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству");

- рассмотрение дела в предварительном судебном заседании (ч. 1 ст. 136 АПК);

- принятие заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2 ст. 314 АПК, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 "О применении АПК РФ при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам");

- подписание исполнительного листа (ч. 2 ст. 320 АПК) и др.

Поскольку в соответствии с АПК вопрос о принятии искового заявления к производству разрешается судом единолично, связанные с ним процессуальные действия (рассмотрение ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера (ч. 4 ст. 102 АПК), оставление искового заявления без движения (ст. 128 АПК), возвращение искового заявления (ст. 129 АПК) от имени арбитражного суда совершаются судьей также единолично.

Вопрос об оставлении заявления без рассмотрения и прекращения производства по делу разрешается единолично судьей, проводящим подготовку дела к судебному разбирательству, за исключением случаев, когда данное дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом, в том числе и при рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Если дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом суда, то вопрос об оставлении заявления без рассмотрения и о прекращении производства по делу разрешается названным составом суда в судебном заседании (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").

В случае удовлетворения заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам вопрос о составе арбитражного суда, повторно рассматривающего дело, решается с учетом положений комментируемой статьи о единоличном или коллегиальном рассмотрении дела. При этом дело рассматривается тем же составом арбитражного суда, который рассматривал дело по существу, или в ином судебном составе того же арбитражного суда (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 "О применении АПК РФ при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам").


3. Указанная норма закрепила в АПК предусмотренную ст. 1 ФКЗ "О судебной системе РФ" возможность привлечения к осуществлению правосудия в арбитражных судах арбитражных заседателей.

Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению в первой инстанции экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений, является реализацией права сторон на рассмотрение дела коллегиальным составом суда, и возможно только по ходатайству какой-либо из сторон. Возможности привлечения к рассмотрению дела арбитражных заседателей по инициативе самого судьи ни АПК, ни ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ" не предусматривают.

ФЗ об арбитражных заседателях и АПК установлены ограничения, связанные с участием арбитражных заседателей в рассмотрении дел. Так, не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, отнесенные к коллегиальному рассмотрению профессиональными судьями, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

С участием арбитражных заседателей не рассматриваются дела о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК, поскольку они возникают из публичных правоотношений (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82).

Кроме того, участие арбитражных заседателей не предусмотрено в суде апелляционной (ч. 1 ст. 266 АПК), кассационной (ч. 1 ст. 284 АПК) и надзорной инстанций.

4. Коллегиальным составом суда рассматриваются дела в апелляционной (ч. 1 ст. 266 АПК) и кассационной (ч. 1 ст. 284 АПК) инстанциях арбитражного суда, а также в порядке надзора.

Принцип коллегиальности в этом случае не только гарантирует тщательное и многостороннее изучение дела в ходе его проверки вышестоящей инстанцией, но и обеспечивает единство судебной практики.

Дела в апелляционной и кассационной инстанциях рассматриваются судом в составе трех профессиональных судей.

Иное нечетное количество судей предусмотрено АПК в составе Президиума ВАС РФ, рассматривающего дело в суде надзорной инстанции.

Порядок формирования состава суда для рассмотрения заявления о пересмотре дела в порядке надзора и порядок организации работы Президиума ВАС РФ устанавливается Регламентом арбитражных судов в соответствии со ст. 17 ФЗ "Об арбитражных судах в РФ" и Порядком организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в ВАС РФ, утверждаемым Председателем ВАС РФ.

Дела в порядке надзора рассматриваются Президиумом ВАС РФ при наличии большинства членов Президиума (ч. 3 ст. 303 АПК).

При коллегиальном рассмотрении дела один из судей является председательствующим в судебном заседании.

К рассмотрению дела в порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства не привлекаются арбитражные заседатели.


Несмотря на то что проверка законности и обоснованности судебных актов производится только коллегиальным составом суда, ряд процессуальных действий в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций судья вправе совершать единолично.

Так, в силу ч. 2 ст. 261, ч. 2 ст. 278 АПК вопрос о приеме апелляционных и кассационных жалоб разрешается судьей единолично.

Также единолично судьей выполняются иные процессуальные действия, совершаемые при решении вопроса о принятии апелляционной и кассационной жалоб: рассмотрение ходатайства о восстановлении процессуального срока в порядке, предусмотренном ст. 117 АПК; рассмотрение ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера (ч. 4 ст. 102 АПК); оставление апелляционных и кассационных жалоб без движения (ст. 263, ст. 280 АПК); возвращение жалоб (ст. ст. 264, 281 АПК).

Жалобы на определение о возвращении кассационной жалобы рассматриваются судом кассационной инстанции коллегиальным составом суда (ст. 291 АПК). Судья, вынесший определение о возвращении кассационной жалобы, не может входить в состав суда, рассматривающего жалобу на это определение.

Ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта, поданное одновременно с кассационной жалобой или после принятия кассационной жалобы к производству, рассматривается коллегиальным составом судей.

Также коллегиальным составом судей решается вопрос о принятии дополнительного постановления в порядке, предусмотренном ст. 178 АПК, судом апелляционной инстанции (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").

Вопрос о прекращении производства по апелляционным и кассационным жалобам рассматривается арбитражным судом коллегиально по правилам ст. ст. 265, 282 АПК.

В надзорной инстанции единолично судьей ВАС РФ решается вопрос о принятии заявления или представления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта в порядке надзора к производству и истребовании дела из арбитражного суда (ч. 2 ст. 293, ч. ч. 1, 4 ст. 295 АПК), а также о возвращении заявления или представления (ст. 296 АПК).

Коллегиальным составом судей ВАС РФ рассматривается вопрос о приостановлении исполнения судебного акта (ч. 2 ст. 298 АПК), а также заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ч. 1 ст. 299 АПК).

5. АПК судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы.

В этом случае судья действует от имени арбитражного суда строго в рамках правил, установленных АПК.

Важность соблюдения правил о составе суда при рассмотрении арбитражных дел очевидна и подтверждается позицией законодателя.

Так, в силу п. 4 ч. 1 ст. 270, п. 1 ч. 4 ст. 288 АПК рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе в любом случае является безусловным основанием для отмены судебного акта. Соблюдение указанной нормы проверяется судом апелляционной, кассационной и надзорной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в жалобе (ч. 6 ст. 268, ч. 2 ст. 286 АПК).



Статья 18. Формирование состава суда


Комментарий к статье 18


1. Закрепление в законе порядка формирования суда, рассматривающего конкретное дело, является не только процессуальной гарантией реализации права сторон на надлежащий суд, но и средством обеспечения справедливого разбирательства, исключающего какое-либо постороннее вмешательство.

На важность работы по распределению исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб, а также необходимость совершенствования и углубления специализации судей и судебных составов указано в информационном письме ВАС РФ от 11.11.1999 N С1-7/ОУ-1190 "Об организации работы по распределению исковых заявлений и дел между судебными составами и судьями арбитражных судов".

В соответствии с ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" в судебных коллегиях ВАС РФ, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ образуются, а в судебных коллегиях федеральных арбитражных судов округов могут быть образованы судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении отдельных категорий дел. В арбитражных судах, где численность судей не позволяет сформировать такой состав, на рассмотрении дел определенной категории специализируются отдельные судьи (п. 20 Регламента арбитражных судов, утв. Постановлением Пленума ВАС РФ (в ред. от 08.04.2004 N 6)).

Специализация судебных составов и судей внедряется в арбитражных судах для рациональной организации работы судей и повышения качества судебной деятельности.

Учитывая сложность и многообразие экономических споров, большое количество нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере экономики, рассмотрение дел специализированными судьями и составами способствует быстрому и квалифицированному разрешению споров, формированию единой судебной практики.

Организует работу по определению специализации судей, судебных составов по рассмотрению экономических споров и других дел и издает по этим вопросам приказы (распоряжения) председатель суда.

Единых правил и критериев для специализации судебных составов не установлено. В некоторых судах субъектов РФ действует территориальный принцип приема исковых заявлений, возможно существование одновременно обоих критериев: прием заявлений по территории и рассмотрение некоторых категорий дел специализированными судебными составами.

В настоящее время практика сформировала в арбитражных судах различные специализированные судебные составы.

Так, в ФАС Уральского округа в настоящее время действуют шесть судебных составов (три в коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских правоотношений и три в коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений).

Порядок формирования судебного состава для рассмотрения конкретного дела определяется Регламентом арбитражных судов.