Файл: АПК_комм_Фурсов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4776

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В узком смысле интерес для надзорной судебной инстанции будут представлять только те судебные акты, которые непосредственно указывают на неверное толкование и применение судом норм права, абстрагированных от обстоятельств дела.

В этом случае очевидные судебные ошибки, основанные на грамотном применении закона, но неверном или неполном исследовании обстоятельств дела, а также ущербной оценке собранных по делу доказательств, известные суду надзорной судебной инстанции, будут оставляться без исправления, если дело слушалось судом кассационной инстанции.

Несмотря на особую, чрезвычайную роль арбитражного суда надзорной инстанции, он, как и все иные контролирующие судебные инстанции, обязан для оценки законности и обоснованности обжалованного судебного акта проверять все материалы дела, а не только судебный акт.

Есть все основания полагать, основываясь на опыте работы суда надзорной инстанции, что до нахождения иных критериев пересмотра судебных актов в порядке судебного надзора применимо широкое толкование единообразия судебной практики до тех пор, пока оно реально не будет обеспечено арбитражными судами всех иных судебных инстанций, включая кассационную.

Под единообразием в толковании и применении арбитражными судами норм права понимается их единственно верное толкование и применение, соответствующее не только позитивному (писаному) праву, но и неотъемлемым правам человека.

Как известно, существует презумпция соответствия между такими правами и федеральными законами. Однако судебная практика может обнаружить их несоответствие в рамках рассматриваемого дела, применительно к заявленным обстоятельствам. Поэтому квалификация спорных отношений нормами позитивного права требует внимательного и вдумчивого отношения. В том числе при формировании представлений о единой судебной практике. Незаконный либо необоснованный судебный акт, оспариваемый заинтересованными лицами, всегда нарушает такое единство. Другого не дано.

Второе основание к пересмотру оспариваемого судебного акта связано с нарушением судебным актом прав и свобод человека и гражданина вопреки нормам международного права.

Третье основание к пересмотру оспариваемого судебного акта выступает частным проявлением обративших на себя внимание последствий его принятия.

Если оспариваемый судебный акт нарушает права и интересы неопределенного круга лиц либо государственные, иные публичные интересы, то он подлежит безусловному пересмотру в общеустановленном порядке.

Нарушение права на судопроизводство в разумный срок является основанием не только для присуждения соразмерной компенсации, но и проверки положенных в обоснование допущенных нарушений фактов, их оценки при пересмотре обжалованного акта в порядке судебного надзора.



Статья 305. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации


Комментарий к статье 305


1. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ обладает полным набором возможностей по итогам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта.

Если оспариваемый судебный акт по результатам его проверки не подлежит отмене полностью или в части, а также какому-либо изменению, то он оставляется без изменения, а заявление (представление) - без удовлетворения.

Если по результатам проверки оспариваемого судебного акта обнаруживается его незаконность или необоснованность, требующая проведения дополнительного собирания доказательств либо их исследования, после чего только и можно прийти к тем или иным выводам по существу заявленного спора, то сообразно обстоятельствам оспариваемый судебный акт подлежит отмене полностью или в части, а также изменению с передачей дела на новое рассмотрение в тот арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При отмене судебных актов нескольких судебных инстанций дело направляется на новое рассмотрение в первую из них.

Направляя дело на новое рассмотрение, суд надзорной инстанции может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей. Это может быть связано с самыми разными обстоятельствами: недостаточной квалификацией состава суда, занятого рассмотрением специальных вопросов, предвзятым отношением прежнего состава суда, безосновательным отказом в удовлетворении заявленных ходатайств и другими обстоятельствами.

Отменяя оспариваемый судебный акт полностью или в части, суд надзорной инстанции вправе принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.

Это возможно в тех случаях, когда собирания дополнительных доказательств, исследования иных существенных обстоятельств по делу не требуется.

Арбитражный процесс, как всякий судебный процесс, будет эффективным только тогда, когда ни одна судебная инстанция, включая кассационную и надзорную инстанции, имеющая право направить дело на новое рассмотрение, не будет этим правом пользоваться без необходимости.

Представляется крайне вредным для поступательного, а не возвратного развития процесса суждение о том, что вышестоящая судебная инстанция не вправе оценить факты и обстоятельства, если им не была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.

Во-первых, первая и апелляционная судебные инстанции имеют соответствующее их месту в судебной системе преимущество в собирании, а не оценке доказательств по делу.

Во-вторых, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исследует все обстоятельства дела, отраженные в его материалах, оценивает все собранные по делу доказательства, но в судебном акте описывает выборочно отдельные из них сообразно выбранной основной версии. Своеобразие жанра судебного акта не позволяет давать описание всем возможным версиям, которые предварительно исследовались и обсуждались судом.


То и другое не является поводом для ограничения полномочий суда как надзорной, так и кассационной судебных инстанций, изучивших все материалы дела, собранные в достаточно полном виде, высказаться по существу без передачи дела на новое рассмотрение.

Суд надзорной инстанции, отменяя оспариваемый судебный акт полностью или в части, может прекратить производство по делу (ст. 150 АПК) или оставить заявленное требование без рассмотрения полностью или в части (ст. 148 АПК) по основаниям, предусмотренным арбитражным процессуальным законом.

Суд надзорной инстанции не может проигнорировать установленные факты нарушения разумных сроков судопроизводства, поэтому к его компетенции относится присуждение компенсации за подобные нарушения.

2. Отменяя полностью или в части, а также изменяя оспариваемый акт, суд надзорной инстанции обязан указать на те основания, которые установлены арбитражным процессуальным законом (ст. 304 АПК).

Ссылка на одно из указанных законодателем оснований к отмене или изменению оспариваемого судебного акта в порядке надзора будет носить заведомо формальный характер.

Более важными для формирования единой судебной практики являются мотивы принятого постановления по существу заявленного требования и правовая квалификация спорных правоотношений при заявленных обстоятельствах дела.

3. Если суд надзорной инстанции направляет дело на новое рассмотрение, то его указания, изложенные в постановлении, обязательны для арбитражного суда при новом рассмотрении этого дела.

Указания могут иметь отношение к обстоятельствам, которые необходимо дополнительно установить во время судебного разбирательства, а также доказательствам, которые необходимо дополнительно собрать, проверить и оценить каждое из них, а затем всю их совокупность.

Указания суда надзорной инстанции обязательны для исполнения при новом рассмотрении дела и в части толкования того или иного закона, используемого арбитражным судом для квалификации спорных правоотношений.

4. Одновременно законодателем вводятся необходимые ограничения, гарантирующие беспристрастное новое разбирательство дела независимым судом.

К числу таких ограничений относится отсутствие у суда надзорной инстанции права устанавливать или признавать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в судебном решении (постановлении, определении) или были отвергнуты в оспоренных судебных актах.

Суд надзорной инстанции не вправе, передавая дело на новое рассмотрение, предрешать вопрос о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществах одних доказательств перед другими.

Суд надзорной инстанции не вправе давать указание о применимых к спорным правоотношениям нормах права и о том, какое решение (постановление) должно быть принято по результатам нового рассмотрения дела.


Указанные запреты относятся к полномочиям суда надзорной инстанции только при направлении дела на новое рассмотрение, а не во всех иных случаях применительно к его собственной деятельности по отправлению правосудия.

5. Правовые гарантии законности и безупречности постановления, принимаемого арбитражным судом надзорной инстанции, состоят в его соответствии установленным требованиям (ст. 306 АПК).

6. Одно из них, носящее завершающий характер, состоит в том, что постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ должно быть подписано лицом, председательствующим на заседании Президиума, в котором состоялось слушание оспариваемого судебного акта.

Внутренним регламентом может быть установлен предварительный порядок редактирования судебного постановления надзорной инстанции, его визирования судьей (докладчиком) и другими членами Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, но их подписи под этим постановлением наряду с подписью председательствующего не требуются.


Статья 306. Содержание постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации


Комментарий к статье 306


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, как каждый судебный акт, должно отвечать установленным законом требованиям применительно к форме и содержанию.

Надлежащее оформление постановления суда надзорной инстанции включает обязательное указание ряда реквизитов (номер дела, дата и место принятия постановления надзорной инстанцией с указанием состава суда, принимавшего участие в его рассмотрении; наименование лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта, с указанием его процессуального положения; наименование лиц, участвующих в деле; предмет спора; сведения о лицах, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий по доверенности или иному документу; наименования арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, принимавших участие в рассмотрении дела, с указанием сведений о принятых судебных актах).

Установленные законом требования к содержанию постановления суда надзорной инстанции включают указание на краткое содержание оспариваемого судебного акта, которое демонстрирует понимание его основного смысла; раскрытие доводов заявления (представления) о пересмотре судебного акта и требование заявителя; возражения по поводу пересмотра судебного акта в порядке надзора; объяснения лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании; основания для отмены (изменения) оспариваемого судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты; основания для присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок; выводы по результатам рассмотрения заявления (представления); мотивы принятого постановления с изложением его резолютивной части; указания на действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом при направлении дела на новое рассмотрение; размер компенсации при ее присуждении.


Надзорная судебная инстанция является последней, поэтому ее выводы, мотивы, указания должны носить исчерпывающий характер для подведения итогов судебного разбирательства, формирования практики или нового рассмотрения арбитражным судом дела, направленного в его адрес.


Статья 307. Вступление в законную силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его опубликование


Комментарий к статье 307


1. Постановление суда надзорной инстанции, равно как и суда апелляционной, кассационной инстанций, вступает в законную силу со дня его принятия и оглашения.

В отличие от постановлений суда апелляционной и кассационной инстанций постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в рамках национальной судебной системы обжалованию не подлежит.

Арбитражный процессуальный закон не содержит указаний на принятие постановлений судом надзорной инстанции в резолютивном виде с последующим составлением мотивированного постановления. Однако такой способ работы для Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ не только не исключен, но и является предпочтительным.

В этом случае действует общее правило о том, что датой принятия постановления, по аналогии с судебным решением (ч. 2 ст. 176 АПК), признается дата его изготовления в полном объеме.

2. Под иными заинтересованными лицами, которым также направляются копии постановления, понимаются те лица, которые не являются участвующими в деле, но о правах и обязанностях которых, по их мнению, принят судебный акт.

Пятидневный срок, предусмотренный для рассылки копий постановления, исчисляется со следующего дня после изготовления его полного текста и не включает нерабочие (выходные и праздничные) дни.

3. Действующий арбитражный процессуальный закон обязывает к опубликованию всех судебных постановлений, принимаемых высшей судебной инстанцией, без исключения и независимо от того, остались ли сомнения в правильности толкования той или иной нормы права применительно к заявленным обстоятельствам по рассматриваемому делу.

В последующее время судебная практика, имеющая тенденции постоянного развития, может уточняться, корректироваться. Но она всегда должна быть открытой для профессиональных и непрофессиональных пользователей.

Опубликование постановления в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" не исключает тиражирования сведений в других средствах массовой информации, включая электронные базы данных.

По воле законодателя принятые постановления подлежат обязательному размещению на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда в сети Интернет.


Статья 308. Пересмотр в порядке надзора определений арбитражных судов


Комментарий к статье 308


1. Если обжалование отдельных видов определений арбитражного суда предусмотрено законом безотносительно к судебному решению (постановлению), то они могут быть пересмотрены надзорной судебной инстанцией по инициативе заинтересованных лиц в том же порядке, что и решение (постановление).