Файл: АПК_комм_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5878

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 305. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации


Комментарий к статье 305


1. В комментируемой статье устанавливаются правомочия Президиума ВАС РФ по результатам рассмотрения дела в порядке надзора. Эти правомочия реализуются им в постановлении, принятием которого должно заканчиваться заседание Президиума ВАС РФ (ч. 7 ст. 303 АПК РФ).

Президиум ВАС РФ может оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление (представление) - без удовлетворения, если в результате рассмотрения дела придет к выводу о законности оспариваемого судебного акта и об отсутствии оснований, предусмотренных в ст. 304 АПК РФ, для его изменения или отмены.

2. Президиум ВАС РФ вправе отменить оспариваемый судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд (п. 2 ч. 1 ст. 305 АПК РФ). Такое постановление Президиум ВАС РФ может принять при наличии оснований, предусмотренных в ст. 304 АПК РФ, если при этом нарушения, послужившие основанием для отмены или изменения судебного акта, не могут быть устранены Президиумом ВАС РФ в силу ограничения его полномочий рамками проверки законности судебного акта, невозможности изменения объема прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, в связи с их отсутствием в заседании Президиума ВАС РФ и по другим основаниям.

При этом Президиум ВАС РФ может указать на необходимость нового рассмотрения дела в ином составе судей. Данное обстоятельство важно иметь в виду во всех случаях, когда необходимы дополнительные гарантии независимости и беспристрастности суда или возникли сомнения в обеспечении этих гарантий, поскольку ст. 22 АПК РФ не ограничивает право судьи участвовать в повторном рассмотрении дела.

3. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 305 АПК РФ Президиум ВАС РФ вправе отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.

Реализация указанного правомочия позволит завершить процесс, внести определенность в положение сторон и в целом преследует цель процессуальной экономии.

Однако принять указанное постановление Президиум ВАС РФ может в тех случаях, когда речь идет об устранении или исправлении судебной ошибки, связанной с применением или толкованием нормы права, когда не требуется исследования либо оценки фактических обстоятельств по делу.

Новый судебный акт может быть принят Президиумом ВАС РФ только в том случае, если лицам, участвующим в деле, были обеспечены равные возможности для защиты своих прав, представления своих доводов и возражений при рассмотрении дела в Президиуме.

4. Президиум ВАС РФ вправе отменить судебный акт и прекратить производство по делу при наличии к тому оснований, предусмотренных ст. 150 АПК РФ, в том числе если дело неподведомственно арбитражному суду (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ) либо стороны заключили мировое соглашение (ч. 2 ст. 150 АПК РФ), а также оставить иск без рассмотрения в соответствии со ст. 148 АПК РФ.


5. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 305 АПК РФ Президиум ВАС РФ вправе оставить без изменения один судебный акт из числа судебных актов, принятых по данному делу арбитражным судом (или арбитражными судами). При этом Президиум должен обосновать свой вывод ссылками на законность указанного акта, отсутствие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных в ст. 304 АПК РФ.

6. При отмене или изменении судебных актов Президиум ВАС РФ должен руководствоваться основаниями, предусмотренными в ст. 304 АПК РФ. На наличие этих оснований в каждом конкретном случае должно быть указано в постановлении Президиума.

7. Согласно ч. 3 ст. 305 АПК РФ указания Президиума ВАС РФ, изложенные в постановлении, принятом по результатам рассмотрения дела, являются обязательными для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело. При этом Президиум может дать суду соответствующие предписания только в пределах своих полномочий, в части, касающейся вопросов применения и толкования норм права, обеспечивая тем самым защиту права, единообразие и правильность его применения. Президиум не может вмешиваться в осуществление нижестоящим судом своих полномочий.

8. Положение, содержащееся в ч. 4 ст. 305 АПК РФ, ограничивает Президиум ВАС РФ пределами его полномочий, связанных с проверкой законности судебных актов. Тем самым Кодекс обеспечивает гарантии независимости суда при новом рассмотрении дела и подчинения их только закону.

9. Постановление Президиума ВАС РФ должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 306 АПК РФ, а также быть подписано председательствующим в заседании Президиума (ч. 5 и 6 ст. 305 АПК РФ).


Статья 306. Содержание постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации


Комментарий к статье 306


Комментируемая статья устанавливает требования к содержанию постановления Президиума ВАС РФ, принимаемого по результатам пересмотра судебного акта в порядке надзора. Тем самым на законодательном уровне обеспечиваются законность, обоснованность и мотивированность судебного акта, принимаемого Президиумом ВАС РФ, являющиеся условиями обязательности судебных актов (ст. 15, 16 АПК РФ). При этом требования, предъявляемые к содержанию постановления Президиума, согласуются с общими правилами о содержании судебного решения (ст. 170 АПК РФ).

В числе обязательных реквизитов формально-юридического характера, названных в п. 1 комментируемой статьи, предусматривается необходимость указать в постановлении состав суда, принявшего постановление. Такое требование направлено на повышение ответственности каждого судьи за принимаемые решения, а также персонифицирует постановление Президиума ВАС РФ.

В постановлении должны быть отражены доводы, содержащиеся в заявлении (представлении) о пересмотре судебного акта, и возражения на них, содержащиеся в отзыве (п. 5 и 6 ст. 306 АПК РФ).


Требование относительно отражения в постановлении объяснений (а не выступлений) лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании (п. 7), направлено на обеспечение учета доказательств, исследованных в судебном заседании (ст. 10, ч. 2 ст. 64, ст. 81 АПК РФ).

Постановление Президиума ВАС РФ должно быть мотивировано, содержать ссылки на законодательство, указания на основания для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

В постановляющей части должны содержаться выводы и решения по результатам рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ.

При этом от четкости формулировок, содержащихся в постановлении, особенно в части выводов и указаний относительно необходимости выполнения предписаний Президиума ВАС РФ, во многом зависит исполнимость данного судебного акта.


Статья 307. Вступление в законную силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его опубликование


Комментарий к статье 307


1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи постановление Президиума ВАС РФ вступает в законную силу со дня его принятия.

При этом не предусматривается возможность его обжалования. Однако это не исключает возможности лиц, участвующих в деле, обратиться в международный суд в соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ.

2. Устанавливается пятидневный срок направления копий постановления не только лицам, участвующим в деле, но и другим заинтересованным лицам. В частности, копия постановления должна быть также направлена в арбитражные суды, судебные акты которых были предметом оценки в Президиуме ВАС РФ.

3. В отличие от АПК 1995 г. АПК 2002 г. в соответствии с ч. 3 ст. 307 предусматривает опубликование постановлений Президиума ВАС РФ в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", который согласно ст. 49 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" является печатным органом ВАС РФ.

Кроме того, названные постановления размещаются в электронных базах данных судебной практики.

Обязательность опубликования постановлений Президиума ВАС РФ обеспечивает открытость правосудия, а также единообразие судебной практики, способствует ее предсказуемости, что является важной гарантией права на правосудие.


Статья 308. Пересмотр в порядке надзора определений арбитражных судов


Комментарий к статье 308


1. В комментируемой статье предусматривается возможность пересмотра в порядке надзора определений арбитражных судов в тех случаях, когда в соответствии с АПК РФ они могут быть обжалованы отдельно от решений, постановлений или когда указанные определения препятствуют дальнейшему движению дела (ч. 1 ст. 308 АПК РФ).

При этом применяются те же правила пересмотра, что и при пересмотре в порядке надзора судебных актов.

Исходя из этого, определения могут быть отменены или изменены в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ. Эти же основания будут являться критерием отбора оспариваемых определений для их передачи в Президиум ВАС РФ коллегиальным составом судей в соответствии со ст. 299 АПК РФ.


2. В ч. 2 ст. 308 АПК РФ предусматриваются возможность и условия пересмотра в порядке надзора иных, кроме названных в ч. 1 ст. 308 Кодекса, определений.

Доводы относительно пересмотра указанных определений могут содержаться в заявлении (представлении) о пересмотре судебных актов. Это означает, что АПК РФ не исключает оспаривания определений как промежуточных судебных актов, обжалование которых не предусмотрено в АПК РФ, а только предусматривает отсрочку такого оспаривания до того момента, когда подается заявление об оспаривании решения, постановления арбитражного суда.


Глава 37. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ

ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ВНОВЬ

ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ


Статья 309. Право арбитражного суда пересмотреть судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам


Комментарий к статье 309


1. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам - самостоятельная факультативная стадия арбитражного судопроизводства, в ходе которой осуществляется проверка в связи с появлением новых обстоятельств, которые не были известны при первоначальном рассмотрении дела и являются существенными для дела.

2. Предметом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть лишь те судебные акты, которые вступили в силу (о вступлении в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции см. комментарий к ст. 180 АПК РФ). Предметом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, а также постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ после вступления их в законную силу.

Определения арбитражного суда могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, если:

1) в соответствии с АПК РФ предусмотрено обжалование определения;

2) определение препятствует дальнейшему движению дела.

При этом определения арбитражного суда первой инстанции, которые согласно АПК РФ обжалуются в порядке апелляционного производства, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам после истечения срока на подачу апелляционной жалобы.

Определения, которые в соответствии с АПК РФ могут быть обжалованы только в порядке кассационного производства (ч. 8 ст. 141, ч. 5 ст. 234, ч. 5 ст. 240, ч. 3 ст. 245 АПК РФ), а также определения арбитражного суда апелляционной и кассационной инстанций могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам со дня их вынесения <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 марта 2007 г. N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" // Вестник ВАС РФ. 2007. N 4.


Постановления, выносимые судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам практически сразу же после их принятия, поскольку вступают в законную силу немедленно (о немедленном исполнении см. комментарий к ст. 182 АПК РФ).


3. Стадия пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам имеет много общего со стадией пересмотра судебных актов в порядке надзора: объектом двух стадий выступают вступившие в законную силу судебные постановления. Лица, участвующие в деле, вправе обращаться в суд как с надзорной жалобой, так и с заявлением о пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу по вновь открывшимся обстоятельствам.

Различия в указанных стадиях состоят в основаниях пересмотра, подсудности дел, сроках и порядке рассмотрения и др.

Некоторые особенности пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам как стадии арбитражного процесса определены Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 марта 2007 г. N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам".


Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам


Комментарий к статье 310


1. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта проводит тот арбитражный суд, который его принял, если о пересмотре данного акта подано заявление.

В случаях, когда арбитражный суд апелляционной или кассационной инстанции либо Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ оставил оспариваемый судебный акт без изменения или оставил в силе один из ранее принятых по делу судебных актов, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам оставленного без изменения или оставленного в силе оспариваемого судебного акта производится судом, принявшим этот акт.

Если арбитражный суд апелляционной или кассационной инстанции либо Президиум ВАС РФ принял судебный акт об отмене оспариваемого судебного акта и прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения, то пересмотр такого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам производится судом, принявшим такой судебный акт.

2. Если заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подано в арбитражный суд первой, апелляционной или кассационной инстанции после того, как дело по пересмотру того же судебного акта принято к производству и находится в суде кассационной инстанции или в ВАС РФ в связи с рассмотрением соответственно кассационной жалобы или заявления (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, арбитражный суд, в который подано заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, приостанавливает производство по данному заявлению в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ до принятия судебного акта по результатам рассмотрения соответственно кассационной жалобы или заявления (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

В случае если после принятия к производству арбитражным судом заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам на этот судебный акт поданы жалоба или заявление (представление) о его пересмотре в порядке надзора, то суд, в который поданы жалоба или заявление (представление), приостанавливает рассмотрение жалобы или заявления (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ до вступления в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения заявления по вновь открывшимся обстоятельствам <1>.