Файл: metodichka_vopros-otvet_antiterror-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 416

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

Революция  1905  года,  последующие  за  ней  события  сопровождались 

дальнейшим 

развитием 

политического 

террора, 

который 

широко 

использовали  в  своей  деятельности  как  левые  (эсеры)  так  и  правые 
(черносотенцы)  партии  и  движения.  Очередная  волна  террора  в  России 
поднялась  после  Октябрьской  революции  1917  года.  Она  была  вызвана 
исключительно острой политической борьбой, развернувшейся на территории 
страны  между  новой  властью  и  контрреволюционными  силами, 
поддерживаемыми  извне  и  заинтересованными  в  реставрации  прежнего 
режима 

20  декабря  1917года  постановлением  Совета  Народных  Комиссаров 

для  борьбы  с  контрреволюцией  и  саботажем  в  Советской  России  была 
образована Всероссийская чрезвычайная комиссия. Ее первым председателем 
был  назначен  Ф.Э.Дзержинский.  Этот  орган  фактически  стал  основой 
системы  противодействия  контрреволюционному  террору,  которому  был 
противопоставлен «красный террор». Террор как метод борьбы за укрепление 
власти  применялся  государством  и  после  окончания  гражданской  войны. 
Этому  во  многом  способствовала  атмосфера  угрозы  фашистского 
государственного  террора  и  агрессии,  в  условиях  которой  формировалась 
политика нашего государства в тот период.  

В  70-х  -  80-х  годах  прошлого  века  терроризм  как  системное 

социально-политическое явление практически исчезло из политической жизни 
нашей  страны.  Однако  в  последующем,  в  связи  с  изменением  социально-
политической  ситуации,  ростом  кризисных  явлений  в  обществе,  число 
террористических проявлений на территории СССР начало расти. 

Ослабление государства и его системы противодействия терроризму в 

условиях  резкого  снижения  уровня  жизни  «разморозили»  многие  давние  
межэтнические,  межконфессиональные  противоречия  и  конфликты.  Поднял 
голову  и  начал  стремительно  организовываться  криминал,  активизировалось 
вмешательство 

во 

внутренние 

дела 

нашей 

страны 

спецслужб 

недружественных  России  государств.  Террористический  вызов  90-х  годов 
прошедшего  века  поставил  под  угрозу  суверенитет  и  территориальную 
целостность страны.  

Выход  Российской  Федерации    из  полосы  кризисных  потрясений    и 

решительные  шаги  руководства  государства  по  повышению  эффективности 
системы противодействия терроризму позволили в настоящее время добиться 
ощутимых  успехов  в  этой  сфере,  прежде  всего  в  наиболее  подверженном 
террористическим проявлениям Северо-Кавказском регионе. 

 

 
4. Что 

представляет 

собой 

общегосударственная 

система 

противодействия  терроризму  в  Российской  Федерации?  Каково  место  в 
ней Национального антитеррористического комитета? 

 

Организационные 

основы 

общегосударственной 

системы 

противодействия  терроризму  в  нашей  стране  определены  Федеральным 
законом  от  6  марта  2006  года  №  35-ФЗ  «О  противодействии  терроризму»,  а 


background image

 

также Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 
116 «О мерах по противодействию терроризму». 

Согласно перечисленным выше нормативным документам определены 

полномочия  в  сфере  противодействия  терроризму  органов  государственной 
власти  –  Президента  и  Правительства  Российской  Федерации,  а  также 
структур,  созданных  с  целью  повышения  эффективности  координации 
антитеррористической деятельности - Национального антитеррористического 
комитета,  Федерального  оперативного  штаба,  а  также  антитеррористических 
комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации. 

Президент Российской Федерации  определяет основные направления 

государственной 

антитеррористической 

политики, 

устанавливает 

компетенцию  непосредственно  руководимых  им    федеральных  органов 
исполнительной  власти  в  сфере  противодействия  терроризму,  а  также 
принимает  решение  об  использовании  воинских  и  специальных 
подразделений  за  рубежом  для  борьбы  с  террористическими  проявлениями 
против Российской Федерации и ее граждан. 

 

Схема координации деятельности

по противодействию терроризму в Российской Федерации

Национальный антитеррористический комитет

Федеральный оперативный штаб

Аппарат

Национального

антитеррористического

комитета

Антитеррористические комиссии в

субъектах Российской Федерации

Аппараты

(формируются высшими

должностными лицами субъектов

Российской Федерации)

Оперативные штабы в

субъектах Российской Федерации

Аппараты

(образованы в территориальных

органах безопасности)

Президент

Российской Федерации

 

Правительство  Российской  Федерации  определяет  компетенцию 

федеральных  органов  исполнительной  власти  (руководство  деятельностью 
которых оно осуществляет) в сфере противодействия терроризму, организует 
разработку  и  реализацию  антитеррористических  мероприятий,  всестороннее 
обеспечение  антитеррористической  деятельности  федеральных  органов 
исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов 
Российской Федерации и органов местного самоуправления. 


background image

 

Координатором  действий  федеральных  органов  исполнительной 

власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и 
органов  местного  самоуправления  по  противодействию  терроризму  Указом 
Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах 
по 

противодействию 

терроризму» 

определен 

Национальный 

антитеррористический комитет.  

В  субъектах  Российской  Федерации  координацию  деятельности 

территориальных  органов  федеральных  органов  исполнительной  власти, 
органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органов 
местного самоуправления в сфере противодействия терроризму осуществляют 
антитеррористические 

комиссии, 

возглавляемые 

главами 

субъектов 

Российской Федерации. 

Для  организации  планирования  применения  сил  и  средств 

федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов 
по  борьбе  с  терроризмом,  а  также  для  управления    контртеррористическими 
операциями  в  составе  Национального  антитеррористического  комитета 
образован Федеральный оперативный штаб. 

Управление  контртеррористическими  операциями  в  субъектах 

Российской  Федерации  осуществляют  сформированные  в  них  для  этой  цели 
оперативные штабы. 

Деятельность 

антитеррористических 

комиссий  и  оперативных  штабов  в  субъектах 
Российской 

Федерации 

координируется 

и 

контролируется 

Национальным 

антитеррористическим комитетом. 

Председателем  Комитета  по  должности 

является 

Директор 

Федеральной 

службы 

безопасности Российской Федерации. 

Основными задачами НАК являются: 

 - 

подготовка  предложений  Президенту 

Российской 

Федерации 

по 

формированию 

государственной 

политики 

в 

области 

противодействия 

терроризму, 

а 

также 

по 

совершенствованию 

законодательства Российской Федерации в этой области;  

-  координация  деятельности  по  противодействию  терроризму 

федеральных  органов  исполнительной  власти,  антитеррористических 
комиссий  в  субъектах  Российской  Федерации,  а  также  организация  их 
взаимодействия  с  органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской 
Федерации, 

органами 

местного 

самоуправления, 

общественными 

объединениями и организациями; 

-  разработка  мер  по  противодействию  терроризму,  устранению 

способствующих  ему  причин  и  условий,  в  том  числе  мер  по  обеспечению 
защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; 


background image

 

участие 

в 

международном 

сотрудничестве 

в 

области 

противодействия  терроризму,  в  том  числе  в  подготовке  проектов 
международных договоров Российской Федерации в этой области; 

-  подготовка  предложений  по  обеспечению  социальной  защиты  лиц, 

осуществляющих  борьбу  с  терроризмом  и  (или)  привлекаемых  к  этой 
деятельности,  а  также  по  социальной  реабилитации  лиц,  пострадавших  от 
террористических актов. 

В  состав  НАК  по  должностям  входят:  Директор  ФСБ  России 

(председатель  Комитета),  Заместитель  Руководителя  Администрации 
Президента  Российской  Федерации  -  помощник  Президента  Российской 
Федерации,  Министр  внутренних  дел  Российской  Федерации  (заместитель 
председателя  Комитета),  Заместитель  директора  ФСБ  России  (заместитель 
председателя  Комитета  –  руководитель  аппарата  Комитета),  Заместитель 
Председателя  Совета  Федерации  Федерального  собрания  Российской 
Федерации  (по  согласованию),  Заместитель  Председателя  Государственной 
Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  (по  согласованию), 
Руководитель  Аппарата  Правительства  Российской  Федерации  –  Министр 
Российской  Федерации,  Министр  Российской  Федерации  по  делам 
гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий 
стихийных  бедствий,  Министр  иностранных  дел  Российской  Федерации, 
Министр  здравоохранения  и  социального  развития  Российской  Федерации, 
Министр  информационных  технологий  и  связи  Российской  Федерации, 
Министр  транспорта  Российской  Федерации,  Министр  юстиции  Российской 
Федерации,  Директор  СВР  России,  Директор  ФСО  России,  Руководитель 
Росфинмониторинга,  Начальник  Генерального  штаба  Вооруженных  Сил 
Российской Федерации – первый заместитель Министра обороны Российской 
Федерации,  Заместитель  Секретаря  Совета  Безопасности  Российской 
Федерации. 

 

5. В настоящее время во многих ведущих странах мира в ответ на 

продолжающийся  рост  опасности  террористического  вызова  происходят 
серьезные  изменения  в  системе  мер  государственного  реагирования  на 
террористические 

проявления 

– 

вводятся 

различные 

степени 

террористической  опасности,  определяется  порядок  оповещения 
населения и т.п. Какие меры в этом направлении принимаются в нашей 
стране? 

 

В  ряде  зарубежных  стран  (США,  Канада,  Великобритания,  Франция) 

разработаны  и  введены  в  действие  различные  системы  предупреждения  о 
террористической  опасности,  основная  цель  которых  сводится  к 
ранжированию  всех  потенциальных  угроз,  выработке  единого  алгоритма 
противодействия  им,  а  также  унификации  систем  оповещения  и 
взаимодействия органов власти всех уровней, бизнес-сообщества и населения 
в случае террористической опасности. Так, в США, Канаде, Франции уровням 
террористической  опасности  соответствует  цветовая  шкала.  Например,  в 


background image

 

10 

США введено 5 цветов соответствующих уровней (зеленый, голубой, желтый, 
оранжевый,  красный).  В  Великобритании  от  использования  цветовых  шкал 
отказались  и  классифицируют  критические  уровни  опасности  как  низкий, 
средний,  повышенный,  высокий,  критический.  Япония  планирует  создать 
единую  автоматизированную  систему  оповещения  об  опасности  стихийных 
бедствий, ракетного нападения и террористических актов. 

За  рубежом  используются  и  различные  способы  оповещения 

населения об установленном уровне террористической опасности. Так в США 
и  Великобритании  информация  размещается  в  сети  Интернет.  В  Японии 
предусматривается  транслирование  голосового  предупреждения  по  каналам 
радио и телевидения. 

Работа по созданию подобной государственной системы реагирования 

на террористические угрозы ведется в настоящее время и в нашей стране. Так 
в  аппарате  Национального  антитеррористического  комитета  с  учетом 
имеющегося 

отечественного 

и 

зарубежного 

опыта 

разработаны 

соответствующие  предложения  правового  и  организационного  порядка, 
которые  после  изучения,  анализа  и  согласования  в  заинтересованных 
федеральных  органах  исполнительной  власти  должны  быть  положены  в 
основу указанной системы. 

 
6. Имеет  ли  отношение  к  террору  деятельность  различных  так 

называемых «деструктивных сект»? 

 

Общая  картина  террористических  проявлений  в  современном  мире 

была  бы  неполной  без  учета  деятельности  различных  тоталитарных 
религиозных  сект,  выдающих  себя  либо  за  объединения  якобы  «истинных, 
подлинных,  чистых»  представителей  различных  традиционных  мировых 
религий, либо за последователей «богоизбранных, получивших благословение 
и 

познавших 

божественное 

откровение 

лиц», 

признающих 

и 

пропагандирующих  право  своих  сторонников  на  террор  во  имя  реализации 
авантюристических идеологических установок лидеров. 

Примером  такой  международной  тоталитарной  секты,  имевшей  ещѐ  

10 – 15 лет назад свои отделения в Австралии, России, Германии, Шри-Ланке,  
Югославии,  США,  на  Украине,  Tайване,  является  основанная  в  1987  году  в 
Японии  «Аум  Сенрике»,  «прославившаяся»  химическими атаками  в  Токио и 
Иокагаме, в результате которых 10 человек погибло и почти 5 тыс. получили 
отравления  различной  степени  тяжести.  В  настоящее  время  эта  секта, 
продолжающая  свою  деятельность  под  названием  «Алеф»,  продолжает 
вынашивать  планы  захвата  власти  в  Японии  посредством  активного 
использования возможностей кибертерроризма.  

По  оценкам  специалистов,  в  настоящее  время  в  России  численность 

последователей различных деструктивных сект составляет около 1 миллиона 
человек.