Файл: Islam_traditsionny_i_vymyshlenny-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 354

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

15  

 

 

5. Индивидуальное мнение сподвижников пророка; 
6. Суждение по аналогии; 
7. Метод «истислах» (благосостояние); 
8. Метод «садд аз-зараи» (духовная преграда против зла); 
9. Местные обычаи. 
География  распространения  школы:  страны  Северной  Африки  и 

Западной Африки, Кувейт, Бахрейн и др. 

 

Богословская школа или мазхаб имама аш-Шафии 

 
Основоположник  школы:  Мухаммад  ибн  Идрис  ибн  Аббас  ибн 

Усман  ибн  Шафии  аль-Курайший  (сокращенно  имам  аш-Шафии).  Годы 
жизни: 767 – 820. 

Источники школы: 
1. Священный Коран; 
2. Пречистая Сунна; 
3. Единое мнение сподвижников; 
4. Индивидуальные суждения сподвижников;  
5. Суждение по аналогии; 
6. Метод «истисхаб» (увязка, поиск связи). 
География распространения школы: Сирия, Ливан, Ирак, Палестина, 

Иордания, Йемен, Бахрейн, страны Юго-Восточной Азии, Россия и др. 

 

Богословская школа или мазхаб имама Ахмада ибн Ханбаля 

 
Основоположник  школы:  Абу  Абдуллах  Ахмад  ибн  Ханбаль  аш-

Шейбани (сокращенно имам Ахмад ибн Ханбаль). Годы жизни: 780 – 855. 

 
Источники школы: 
1. Священный Коран; 
2. Пречистая Сунна; 
3. Единогласие сподвижников пророка Мухаммада; 
4. Индивидуальное мнение сподвижников пророка Мухаммада; 
5. Метод «истисхаб» (увязка, поиск связи). 
География  распространения  школы:  Саудовская  Аравия,  Катар, 

частично в ОАЭ, Кувейте, на палестинских территориях. 

 


background image

 

16  

 

 

Последователи Традиции и Согласия 

 
Сегодня,  в  эпоху  многочисленных  разногласий,  захлестнувших 

исламский  мир,  зачастую  приходится  слышать  термин  «традиционный 
ислам».  Недруги  мусульман  говорят  о  том,  что  в  природе  не  существует 
такого  понятия,  как  «традиционный  ислам».  Так  ли  это?  На  самом  деле 
«традиционный 

ислам» 

представляет 

собой 

стройную 

систему 

мусульманского  вероубеждения,  теории  и  практики,  состоящую  из  двух 
доктрин и четырех традиционных богословских школ.  

В  исламоведческой  литературе  зачастую  встречается  термин  «Ахль 

ас-Сунна ва аль-Джамаа». В переводе с арабского языка: люди Традиции и 
Согласия; последователи Традиции и Согласия; приверженцы Традиции и 
Согласия.  Слово  «аль-Джамаа»  в  более  широком  смысле  имеет  значение 
«общее согласие», «община», «единство» и т.д. 

Что  означает  этот  термин  в  богословии?  Мусульманский  богослов 

Наджм ад-Дин аль-Газзи в своем многотомном труде: «Хусн ат-Танаббух 
фи  ат-Ташаббух»  написал,  что  под  стезей  людей  Традиции  и  Согласия 
подразумеваются убеждения посланника Аллаха и его сподвижников. 

Пророк  Мухаммад  предупредил  свою  общину  о  будущих  смутах: 

«Иудеи  разделились  на  71  течение,  христиане  на  72,  а  моя  община 
разделится на 73 течения». В данном контексте слово «течения» означает, 
по сути, секты, группировки. В продолжение этого высказывания сказано: 
«И все они в огне, кроме одной из них». Сподвижники спросили: «Что это 
за группа?» Посланник Аллаха ответил: «Это то, на чем пребываю я и мои 
сподвижники». 

Тот  путь,  на  который  указал  пророк  Мухаммад,  которого 

придерживался  он  и  его  сподвижники,  является  путем  Традиции  и 
Согласия. Приверженцы этого пути именуются последователями Традиции 
и  Согласия.  Собственно  путь  Традиции  и  Согласия  –    это  и  есть 

традиционный ислам

.

 

Все 

суннитские 

богословские 

школы, 

т.е. 

ханафитский, 

маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы, верны, т.к. сходятся в 
той  или  иной  словесной  форме  этого  положения  о  вероучении.  В  своей 
совокупности  они  составляют  то,  что  именуется  «Ахль  ас-Сунна  ва  аль-
Джамаа»,  т.е.  люди  Традиции  и  Согласия.  Течения  же  (группы, 
группировки),  несогласные  с  вышесказанными  положениями,  откололись 
от «Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» и стали именоваться «хариджитами». 

 

Что значит «хариджизм» 

 
Значение слова «хариджизм» связано с арабским глаголом хараджа, 

что  значит  «выходить».  В  этом  контексте  термин  «хариджизм»  означает 


background image

 

17  

 

 

«выход» или «исход». Это известное явление, связанное с идеологическим 
расхождением  и  расколом  в  молодой  мусульманской  общине  VII  века. 
Слово «хариджит» значит «выходец» или «вышедший» (из мусульманской 
общины). Смысл этих терминов связан с историческим явлением первого 
идеологического раскола в исламе. 

Один  из  известнейших  мусульманских  историков  Аш-Шахристани  

достаточно четко определил сущность явления «хариджизм»: «Любой, кто 
выступил  против  законного  правителя  мусульман,  вокруг  которого 
собрались  мусульмане,  является  хариджитом.  И  нет  разницы  в  том, 
выступали  ли  они  против  праведных  халифов,  праведных  людей  после 
них, а также против иных руководителей мусульман в любое время». 

Хариджиты  стали  первыми,  кто  начал  обвинять  мусульман  за 

совершение  грехов  в  неверии,  утверждая,  что  за  большие  грехи 
мусульманин  пребудет  вечно  в  аду.  Тех  же,  кто  был  не  согласен  с  их 
взглядами, они также объявляли неверными, считая дозволенным для себя 
покушаться на их жизнь и имущество. 

Основоположником  этой  секты  является  Зуль-Хувайсара  ибн  ат-

Тамим.  Зуль-Хувайсара  –  это  прародитель  всех  хариджитов,  который 
однажды, по преданию, подойдя к пророку, делившему трофеи, сказал: «О 
Мухаммад,  побойся  Аллаха,  будь  справедлив!»  Этот  хадис  приведен  в 
сборнике  имама  аль-Бухари  за  номером  4351.  Пророк  Мухаммад  сказал: 
«Поистине,  свои  молитвы  и  посты,  по  сравнению  с  их  молитвами  и 
постами, вы будете считать ничтожными. Среди потомков этого человека 
появятся  люди,  которые  станут  читать  Книгу  Аллаха  мягкими  голосами, 
но  ниже  их  глоток  чтение  не  пройдет,  и  они  выйдут  из  религии  подобно 
тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» (хадис включен 
в сборник имама Муслима, № 1064). 

О  появлении  идеологических  раскольников  по  преданиям  в  свое 

время  в  деталях  было  рассказано  самим  пророком  Мухаммадом. 
Существует  множество  высказываний  или,  как  принято  их  называть  в 
мусульманской  традиции,  хадисов  пророка  Мухаммада,  а  также 
высказываний  его  сподвижников,  в  которых  порицаются  идеологические 
заблуждения хариджитов. В этих высказываниях  звучит предупреждение 
мусульманам о многих опасностях, связанных с этим явлением. 

Следует  знать,  что  понятие  «хариджизм»  для  каждой  исторической 

эпохи олицетворял то или иное зло, идеологию, которую пытались выдать 
за  так  называемый  «чистый»,  «настоящий»,  «верный  ислам».  На 
протяжении 

последних 

двух 

столетий 

хариджитами, 

согласно 

мусульманскому  вероубеждению,  считают  всех  тех,  кто  в  своих 
воззрениях,  вероубеждениях,  практике  разошелся  с  традиционным 
исламом. 

Хариджитами  XXI  века  принято  считать  ваххабитов,  салафитов, 

ихванистов и прочие секты.  


background image

 

18  

 

 

«Хариджизм» и « хариджиты» в высказываниях пророка 

Мухаммада 

 
1. «Они [хариджиты – те, которые вне общины] переделали [сделали 

другое  толкование]  аяты  Корана,  относящиеся  к  неверующим,  и  сделали 
их относящимися к верующим». 

 
2.  «Больше  всего  я  опасаюсь  в  моей  общине  человека,  который 

истолковывает аяты Корана, выходя за рамки контекста». 

 
3.  «Смута,  беспорядок  прибудет  оттуда»  (при  этом  пророк 

Мухаммад  указал  на  восток,  т.е.  Неджд,  восточная  часть  Саудовской 
Аравии)». 

 
4.  «В  моей  общине  будет  разногласие  во  мнениях.  Также  будут 

люди,  имеющие  превосходные  слова  и  мерзкие  деяния.  Они  худшие  из 
людей  и  худшие  из  всех  созданий.  Благословен  тот,  кто  убивает  их  или 
тот,  кто  убит  ими.  Они  призывают  к  книге  Аллаха,  но  они  не  имеют 
никакого отношения к ней. Кто бы ни убил их, станет ближе к Аллаху, чем 
они». 

 
5.  «Люди,  читающие  Коран,  выйдут  с  востока,  но  он  (Коран)  не 

уйдет  дальше  их  глоток.  Они  пройдут  через  религию  ислама  подобно 
проходу  стрелы  через  свою  добычу.  Они  не  возвратятся  к  религии  в 
отличие от стрелы, которая возвратится к ее источнику. Их признак в том, 
что они бреют свои головы». 

 
 6.  «В  конце  времен  люди  будут  незрелыми,  глупыми  и 

испорченными. Они будут говорить о лучшем из созданий и читать Коран, 
но  он  не  уйдет  дальше  их  глоток.  Если  вы  встретите  их,  убивайте  их, 
потому что, поистине, кто бы ни убил их, того наградит Аллах в Судный 
день». 

 
7. «Они худшие из людей и худшие из всех созданий». 
 
8. «Вершина неверия – ближе к востоку (т.е. к Неджду). Гордость и 

высокомерие среди народа лошадей и верблюдов (т.е. арабов-бедуинов)». 

 
9.  «Грубость  и  холодность  сердец  находятся  на  востоке  (т.е.  в 

Неджде), а истинная вера - среди людей Хиджаза». 

 
10. «O Аллах, благослови нашу Сирию и наш Йемен!» Они сказали: 

«И наш Неджд, о Посланник Аллаха!» Пророк не ответил. Он благословил 


background image

 

19  

 

 

Сирию  и  Йемен  дважды.  И  они  дважды  просили,  чтобы  он  благословил 
Неджд, но он не ответил. В третий раз он сказал: «Там (в Неджде) будут 
землетрясения и разногласия, и там зародится эпоха Шайтана». 

 
11.  «В  конце  времен  выйдет  человек  из  страны  Мусейлимы,  и  он 

изменит религию ислама». 

Примечание: большинство хариджитов были из области Неджда, из 

племен Бану Ханифы, Бану Тамима и Ваиля. Мусейлима был из племени 
Бану  Ханифы,  а  идейный  глава  ваххабизма  ибн  Абдуль-Ваххаб 
происходил  из племени Тамима. 

 Когда  Али  убивал  хариджитов,  кто-то  сказал:  «Слава  Аллаху, 

который уничтожил их, и освободил нас от них». Али ответил: «Поистине, 
клянусь тем, в чьих руках моя душа, некоторые из них - все еще в чреслах 
людей, и они все еще не рождены, и последний из них  будет бороться на 
стороне Даджаля (Антихриста)». 

 Абу  Бакр  сказал  о  Бану  Ханифа,  т.е.  племени  лжепророка 

Мусейлимы:  «Их  долина  (т.е.  Неджд)  всегда  будет  долиной  разногласий, 
пока  не  настанет  конец  времени,  и  религия  никогда  не  поправится  от  их 
лжецов до Судного дня». 

 
12.  «В  моей  общине  будет  великая  смута.  Не  останется  ни  одного 

дома араба, куда бы ни войдет смута. Те, которые умрут из-за нее, будут в 
огне. Вреда от языка тогда будет больше, чем вреда от меча». 

 
13. «Будет разногласие, и люди будут немы, глухи и слепы (т.е. они 

будут слепыми и не будут видеть истинную проблему, и не будут слушать 
голос  правды):  кто  бы  ни  попробовал  контролировать  это,  будет  под 
контролем разногласия». 

 
14.  «Шайтан  появится  в  Неджде  и  из-за  него  разногласие  будет 

трясти Аравийский полуостров». 

 
15.  «Из  долины  Бану  Ханифы  в  Неджде  выйдет  человек,  чье 

появление  подобно  быку,  который  делает  выпады  против  своего  же 
хомута.  В  его  время  будет  много  резни  и  убийств.  Они  будут  делать 
имущество мусульман разрешенным для себя и для торговли между собой. 
Они  будут  делать  жизни  мусульман  разрешенными,  чтобы  убивать  для 
себя  и  ради  хвастовства  между  собой.  В  этом  беспорядке  презираемый  и 
грубый получит власть. Их праздные желания будут держать компанию с 
ними тем образом, которым собака держит компанию с ее хозяином». 

 
16. «Поистине, вслед за этим моим временем придут люди, которые 

будут  читать  Коран,  но он  не  уйдет дальше  их  горла.  Они  пройдут  через