ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 356
Скачиваний: 1
15
тяжелые переживания у любого человека вызывает утрата родных и близких,
особенно если она связана какими-либо внешними обстоятельствами (авария,
драка, преступление, вооруженный конфликт).
Четвертая группа
людей, из которой могут выйти террористы –
психически больные и больные-наркоманы. Психически больным может
казаться, что они родились на свет для выполнения специальной миссии. В
качестве такой миссии они могут рассматривать борьбу с людьми определенной
национальности, веры, профессии, уровня достатка. Им «слышатся» голоса,
которых на самом деле нет, видятся образы, которых в действительности не
существует. Психически нездоровые люди легко могут направляться
организаторами террористических актов на совершение преступления, не
задумываясь о его последствиях.
5. Возраст как фактор риска
В последние годы отмечаются попытки втянуть в террористическую
деятельность подростков и юношей, тех, кто по американской возрастной
классификации относится к группе тинейджеров. Термином «тинейджеры»
(«teen» - окончание числительных от 13 до 19 и «age» - возраст) обозначается
группа молодых людей, чей возраст – от 13 до 19 лет. Интерес преступников к
этой возрастной группе связан с ее психологическими особенностями, которые
делают молодёжь крайне уязвимой перед внешним манипулятивным
воздействием.
Дело в том, что в подростковый период в организме
человека
происходят
кардинальные
изменения
в
анатомической структуре, физиологической, нервной и
психической системах. Коренным образом меняется
телесная организация ребенка. В этот возрастной период
ежегодно его тело становится в среднем на 8 - 10 см больше
и на 7 - 8 кг тяжелее. Ребенок с удивлением и беспокойством
наблюдает процесс своего превращения во взрослого. У
некоторых подростков может возникать временное нарушение представлений о
собственном теле, достигающее психического расстройства – дисморфофобии.
Подросток может казаться себе некрасивым, неуклюжим, слишком толстым или
чрезмерно худым. В этих случаях может формироваться нелюбовь, безразличие
и даже презрение к своему телу. На рассматриваемом этапе возрастного
развития может возникать дисбаланс в формировании сердечно-сосудистой
системы. Рост сердца опережает развитие кровеносных сосудов. Это может
вызывать нарушение кровяного давления и сердцебиения, ухудшение
кровоснабжения мозга, интеллектуальной деятельности (внимания, памяти,
мышления), повышение утомляемости.
Изменение биоэлектрической активности мозга подростка сопровождается
преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Это
обусловливает повышение возбудимости, неустойчивости, гиперактивности,
проявляющейся в двигательной расторможенности, неусидчивости, чрезмерной
16
раздражительности, агрессивности, снижении самоконтроля над поведением,
вниманием, памятью, мышлением, речью.
Кардинальные телесные изменения, появление вторичных половых
признаков (например, появление у мальчиков волос на лице и теле, ломка
голоса, формирование скелета и мускулатуры мужского типа и т.д.) вызывает
«чувства взрослости». Подростки стремятся всячески доказать, что они
настоящие взрослые. Некоторые из них начинают курить, периодически
употреблять спиртное
(часто,
преодолевая отвращение),
используют
нецензурные выражения, переходят на взрослые способы отдыха, развлечений,
ухаживаний. В системе ценностей подростков появляются такие ценности
«настоящих мужчин», как сила, смелость, мужество, выносливость, воля,
верность в дружбе
.
Подростки и юноши остро чувствуют свою индивидуальность, активно
отстаивают свое право на автономию в сфере моральных установок и ценностей.
Чтобы отстоять свою оригинальность и независимость, они порой нарочито
демонстрируют крайние взгляды, необычные прически, одежду. Имея
сознательные и устойчивые представления о своих правах и обязанностях,
молодые люди остро реагируют на замечания, критику в свой адрес. Им кажется,
что взрослые недооценивают произошедшие в них перемены, не принимают
всерьез их переживаний
.
Изменения в поведении подростка нередко становятся
причинами конфликтов с родителями и учителями, временного нарушения
взаимопонимания между ними, стремления к независимости от взрослых,
принятия самостоятельных решений. Подросток ищет новые жизненные
смыслы, новых кумиров, стремится получить признание в группах сверстников и
более старших людей.
Как видно из перечисленных симптомов, в подростковом возрасте
проявляются те самые условия, которые считаются критическими для
вовлечения в секты, террористические организации и другие виды
противоправной деятельности: острое переживание справедливости, нарушение
социальной идентичности, стремление завоевать признание окружающих в
качестве взрослого человека, стать членом группы, которая ассоциируется с
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Специалисты описывают
«подростковый комплекс эмоциональности»,
симптомами которого являются: беспричинные перепады настроения от
безудержного веселья к унынию; повышенная чувствительность к оценке
своей
внешности,
способностей,
умений;
самонадеянность
и
безапелляционность
суждений
в
отношении
окружающих;
сентиментальность и черствость; застенчивость и развязность; желание быть
признанным и показная независимость; эгоистичность и самопожертвование;
болезненное отношение к нарушению несправедливости; повышенные
притязания и пониженная самооценка; борьба с авторитетами и
общепринятыми правилами и обожествление случайных кумиров;
чувственное фантазирование и сухое мудрствование.
В этих симптомах выражается крайняя противоречивость натуры
подростка,
разрывающегося
между
детством
и
взрослостью,
переживающего, по существу
,
рождение идентичности взрослой личности.
17
силой и независимостью. Вербовщики в террористы используют важную
особенность подростков и юношей – тягу к героизму, к приключениям, к
преодолению различных преград, интерес к оружию. Они всячески
романтизируют и героизируют террористов, облекая их в одежду «борцов за
свободу и независимость», «революционеров», «освободителей», «бойцов
сопротивления», «воинов Аллаха», «народных мстителей» и т.п.
6. Как становятся террористом?
Специалисты считают, что не существует какого-либо единого пути
попадания в террористические группировки и привлечения к террористической
деятельности. Каждый попадает туда своей дорогой. Однако отмечаются
некоторые общие тенденции приобщения людей к терроризму.
Террористами не становятся в одночасье, путем принятия сознательного
решения. Становление террористом – это довольно продолжительный процесс
формирования человека как преступника. Для этого используются самые
различные методы: убеждение, внушение, зомбирование, подкуп, обман,
шантаж, идеологическая обработка, предложение специальной литературы для
ознакомления, апелляция к патриотическим или религиозным чувствам,
восхваление родственников или знакомых, ранее примкнувших к террористам,
принуждение и т.п. В последнее время в интересах рекрутирования новых
террористов широко используется Интернет, где созданы специальные порталы,
пропагандирующие экстремистские взгляды, информирующие о способах
создания средств совершения терактов и тактике их осуществления. По данным
европейских спецслужб, своеобразными центрами идеологической обработки
кандидатов в боевики становятся как специализированные образовательные
учреждения, так и обычные университеты.
Путь террориста часто начинается в кругу родных, близких и знакомых
людей, мировоззрение которых делит мир на «своих» (как правило, умных,
достойных) и «врагов» (чаще всего недалеких, недостойных, презренных,
нелюдей), допускает достижение жизненных целей любыми, в том числе
преступными, способами. Иногда человек с детства, под давлением
окружающих, привыкает чувствовать себя во враждебном окружении, считать,
что именно «другие» виноваты во всех его невзгодах и бедах, мечтать о том,
чтобы избавиться от этих «других». Если эти «другие» достигают в жизни
большего, это воспринимается как проявление высшей несправедливости.
Отвергая окружающий мир, будущий террорист болезненно переживает то, что
он не принадлежит этому миру, не принят в те или иные социальные группы. Его
политические, религиозные, профессиональные взгляды на мир и на себя самого
противоречат друг другу. В результате такой человек мучается от того, что не
может понять, кто же он на самом деле. Сочетание таких неблагоприятных
факторов, как извращенное понимание
несправедливости
, ощущение
социальной
отверженности
и
отсутствие
стабильной
социальной
идентичности
многие специалисты называют главными индивидуально-
личностными предпосылками приобщения к террористической деятельности.
18
Именно на таких людей с ущемленным чувством собственного
достоинства, обиженных, переживающих утрату родных и близких, зацикленных
на идее мести и обращают внимание вербовщики в террористические
организации.
Комментарий специалиста:
«У людей, находящихся во власти негативных переживаний, в том числе таких,
как сильная обида, может возникать эффект «туннельного зрения». Суть этого
эффекта состоит в том, что поле восприятия человека значительно сужается.
Представьте, что вы смотрите на мир
через отрезок трубы. То же самое
может происходить с человеком,
переживающим негативные чувства.
Его
внимание
привлекают
преимущественно те объекты и
события, которые связаны с этими
переживаниями. Сознание такого
человека
тоже
сужается.
Сознательный
контроль
над
мышлением
и
поведением
существенно
ухудшается.
Он
перестает критически мыслить. В этих условиях он становится чрезвычайно
уязвимым к внешнему воздействию».
Именно в такие моменты жизни могут появляться так называемые
«охотники за душами». Они действуют так же, как и те, кто вовлекают людей в
различные секты.
Во-первых,
буквально «бомбардируют» человека вниманием и любовью,
всячески подчеркивают его существующие и несуществующие достоинства,
обоснованность его обиды, справедливость желания отомстить. Особое
внимание уделяется таким качествам человека, как смелость, сила духа,
последовательность,
способность
дружить.
На
этом
этапе
в
максимальной
степени
удовлетворяется потребность человека
в принятии, принадлежности к группе,
уважении окружающих, признании
социальной
оправданности
его
претензий к миру.
Во-вторых
,
вербовщики
стремятся максимально упростить
картину
мира
у
кандидата
в
террористы.
Картина
мира
–
совокупность взглядов человека на
мироустройство,
законы
существования и базовые ценности
человеческого
общества,
свое
ОБСУЖДАЕМ ПОНЯТИЯ
Народная мудрость гласит: «На обиженных
воду возят».
Подумайте и обсудите с товарищами,
родными и близкими:
1. Что означает «воду возят»?
2. Почему «воду возят» на обиженных?
3. Кто «возит воду» на обиженных?
4. Возили когда-нибудь «воду» на вас, когда
вы были обиженными?
Попробуйте связать сделанные вами выводы
с
темой
вовлечения
людей
в
террористическую деятельность.
ОБСУЖДАЕМ ПОНЯТИЯ:
Мир клеща
предельно прост. Он состоит
исключительно из тепловых и запаховых
объектов. Оплодотворенная самка клеща
взбирается на ветки кустарника и ждет.
Когда под ней появляется теплый объект,
источающий
запах
сальных
желез
(млекопитающий), она падает на него,
впивается в самое теплое место тела,
напивается крови, откладывает яйца и
умирает. Миссия клеща выполнена.
Мир человека
гораздо сложнее и богаче.
В нем есть место для разных людей, идей,
любви
и
ненависти,
дружбы
и
предательства, гордости и презрения,
радости и печали, успехов и неудач,
надежды и отчаяния и для многого-многого
другого.
19
положение в нем. Чем более богата, многокрасочна, детализирована картина
мира, тем более адаптивно поведение человека, тем легче он воспринимает
разнообразие человеческих взглядов, ценностей, предпочтений, привычек,
стилей поведения. Главная
миссия человека
на Земле – честно прожить свою
жизнь, во всех ее многокрасочных проявлениях, созидать добро. Чтобы
выполнить это свое предназначение, человеку требуется определенное
мужество, сила воли, чувство ответственности и терпение.
Вербовщики целенаправленно сужают и обедняют мир кандидата в
террористы, делают его «черно-белым». В конце концов, в нем остаются лишь
одна-две идеи (это может быть идея мести, личного бессмертия и т.п.) и такие
спаренные понятия, как «мы - они», «несправедливость - теракт», «ненависть -
месть», «дружба - терроризм». Постепенно впитывая такие критерии оценки
окружающего мира, человек рвет связь с привычным окружением, относя своих
бывших друзей и знакомых к категории «они». Если родные и близкие не
разделяют его увлеченности терроризмом, они могут восприниматься как
«временно непонимающие, которые потом поймут». В крайних случаях матери,
отцы, братья и сестры могут либо исключаться из картины мира террориста,
либо также переводиться в категорию «они». Террористам щедро обещаются
богатство, известность и личное бессмертие.
Так человек достигает первого уровня приобщения к терроризму и
становится
сочувствующим.
На этом уровне он мысленно относит себя к
террористам, принимает террористические идеи, ценности, подражает
террористам в одежде, копирует внешние проявления их стиля жизни.
Постепенно общение с террористами становится все более тесным и
доверительным. Кандидату рассказывают о «героях» и «подвигах»
предшественников, поручают выполнять простейшие задания (встретить
человека, получить и передать посылку, написать на стене лозунг, принять
участие в митинге, в стычке и т.д.). Он, в свою очередь, ищет любой повод
заявить о себе, участвует в различных акциях, в лозунгах которых есть слова
«справедливость», «наши», «враги», «неверные» и т.п. В ходе таких акций он
может сталкиваться с правоохранительными органами и приобретать опыт
агрессивного, насильственного, криминального поведения. Противоправные
поступки, совершаемые сначала как «приключения», могут становиться
привычками
преступного
поведения,
формировать
устойчивое
антиобщественное мировоззрение. Так достигается
уровень ассоциированного
члена
террористической группы.
Нередко старшие члены семьи, друзья, возлюбленные, уже ставшие
террористами,
способствуют
официальному
принятию
кандидата
в
террористическую группу. После «испытания на деле» и прохождения процедур
посвящения он становится
«принятым»
членом преступной группы. На этом
этапе он рвет практически все связи с прошлым социальным окружением,
обесценивает всю свою прежнюю жизнь и становится готовым к любому
преступлению. Новоиспеченный террорист утрачивает также и свои уникальные
индивидуально-психологические черты. Его личная идентичность сливается с