Файл: Для нашей страны проблема государственного управления в настоящее время является одной из самых актуальных.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 390
Скачиваний: 1
Действуя в рамках Конституции Российской Федерации в качестве главы государства, Президент, тем не менее, больше внимания уделяет вопросам, относящимся к компетенции органов исполнительной власти. Наглядна роль Президента России в качестве должностного лица, фактически управомоченного руководить исполнительной властью в сфере кадровой политики. Так Президенту Российской Федерации принадлежит фактически решающее слово при формировании федерального Правительства, члены которого назначаются и освобождаются его указами: назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров производится по предложению Председателя Правительства Президентом Российской Федерации. Наконец, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации.
Глава государства наделен эффективным механизмом контроля за деятельностью Правительства, одним из важнейших элементов которого является его право председательствовать на заседаниях этого органа.
О нераздельности института Президента с исполнительной властью свидетельствует порядок временного замещения должности Президента России. «Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации» (пункт 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации). Обращает на себя внимание императивность формулы «во всех случаях». Следовательно, только Председателю Правительства могут быть временно, но с определенными ограничениями, переданы полномочия Президента.
Значительным дополнением к контролю над исполнительными органами служит право Президента на отмену постановлений и распоряжений Правительства (пункт 3 статьи 115 Конституции Российской Федерации). Возможность осуществления контроля, даже на распорядительном уровне, позволяет Президенту Российской Федерации отслеживать деятельность исполнительных органов в ходе практической реализации проводимого им курса.
Следует особо подчеркнуть, что, безусловно, наряду с Правительством, Президент является носителем конституционных полномочий исполнительной власти. Принятие решений по всем отнесенным к ведению исполнительной власти вопросам Конституция доверяет именно Президенту. Эта ситуация, конечно, не исключает, а, наоборот, с учетом роста значимости и повышения объемов управляющей деятельности Президента, предполагает, что глава государства в значительной мере делегирует свои полномочия «подчиненным» ему звеньям исполнительной власти.
Что касается второго подхода, то его положения сводятся к тезису о том, что Президент занимает особое положение в системе организации государственной власти страны.
Часть 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственную власть в России осуществляют: Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); Правительство Российской Федерации (без указания на федеральные министерства, службы и агентства); суды Российской Федерации.
Не вдаваясь в анализ данного положения с точки зрения юридической техники, отметим, что ветвей государственной власти три, а «субъектов» этой власти четыре. Можно предположить, что к одной из них отнесены сразу два субъекта. Однако противоречие логически следует и из содержания других положений Конституции.
В соответствии со статьей 94 Конституции РФ, законодательным органом России является Федеральное собрание. Согласно статье 110 Конституции РФ, исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно частям 1 и 2 статьи 118 Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации осуществляется судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Президент Российской Федерации Конституцией ни к одной из ветвей власти не отнесен. Причем, согласно статье 80 Конституции РФ, он не только является главой государства, представляя Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, но и: является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.
Даже из формально-правового анализа конституционных норм следует, что место Президента в системе органов государственной власти особое. Он не просто не отнесен ни к одной из ветвей власти, но, являясь главой государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.
Президент осуществляет собственное нормотворчество посредствам указов, причем в Конституции отсутствует какое-либо указание на то, что акты Президента должны издаваться «во исполнение» законов. На основании своего «особого» статуса Президент фактически оказывает решающее воздействие на деятельность одной из ветвей власти – исполнительной, а также выстраивает собственную, президентскую властную «вертикаль».
Также нужно сказать о том, что Президент обладает специфическими качествами, в своей совокупности выделяющими его из числа других органов государственной власти именно как главу государства. Во-первых, конституционно установлена особая процедура вступления Президента Российской Федерации в должность – принесение присяги.
Во-вторых, введены символы президентской власти – штандарт (флаг), Знак Президента Российской Федерации и специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации.
В-третьих, Конституция Российской Федерации содержит гарантии против возможных злоупотреблений в использовании власти Президентом. Предусмотрены, в частности, обязательная сменяемость президентов, возможность отрешения от должности, подконтрольность отдельных действий и решений главы государства Федеральному Собранию Российской Федерации.
В-четвертых, Президент обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции Российской Федерации).
Все эти факторы позволяют сделать вывод об особенности государственно-управленческой деятельности Президента Российской Федерации.
Таким образом, исходя из общих положений, можно сделать вывод о том, что Президент Российской Федерации является одним из субъектов конституционного права, что обусловлено юридической природой его государственно-управленческой деятельности в сфере исполнительной власти. Сказанное свидетельствует о том, что проблема осмысления конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти все еще далека не только от своего полного теоретического обоснования, но и, соответственно, от практического воплощения в законодательстве.
1.2 Полномочия и порядок выборов президента Российской Федерации
Говоря об эволюции института президентства в Российской Федерации, следует отдельно и особо акцентировать внимание на том, что с 1991 г. по настоящий момент параллельно с развитием нормативного регулирования полномочий Президента Российской Федерации и постепенной практической трансформацией конституционно закрепленной модели данного института эволюционирует и избирательное законодательство. Выборы Президента Российской Федерации гражданами являются одним из основных факторов, определяющих положение Президента Российской Федерации в системе разделения властей в президентской или смешанной республике, поскольку полномочия Президента Российской Федерации как реального главы государства и исполнительной власти нуждаются в самой широкой и мощной легитимации.
Хотя российский опыт проведения выборов высшего должностного лица государства еще сравнительно невелик, состоявшиеся президентские кампании позволяют выявить определенные тенденции и обозначить проблемы в развитии законодательства о выборах Президента, которое в течение прошедших 17 лет изменялось весьма интенсивно. Принятие новой Конституции РФ и тот факт, что специализированных Законов о выборах Президента Российской Федерации в новейшей конституционной истории России, включая первый Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. №1096–1 «О выборах Президента РСФСР», было уже четыре и объем их увеличивался практически в геометрической прогрессии, – яркое тому подтверждение.
Основой и отправной точкой нормативного оформления выборов главы Российского государства являются соответствующие положения Конституции, и второй этап развития избирательного законодательства начался именно с обновления фундамента – с принятия новой Конституции РФ в 1993 г. Что касается общих конституционных положений о выборах, применимых в том числе и к выборам президентским, то, как справедливо отмечает М.В. Баглай, «особенностью России является то, что в отличие от многих (если не от большинства) других государств с относительно новыми конституциями в Конституции РФ нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы детально закреплены общие принципы избирательного права по выборам во все органы власти». Этому посвящены лишь ч. 3 ст. 3, ч. 1 и 2 ст. 32.
Однако в главе 4, посвященной Президенту Российской Федерации, устанавливаются минимальные конкретные требования применительно к порядку замещения поста Президента Российской Федерации (ч. 2 и 3 ст. 81). К ним относятся: способ избрания: равные прямые выборы при тайном голосовании; корпус избирателей: все граждане Российской Федерации; срок полномочий: четыре года и не более двух сроков подряд; требования к кандидату: а) российское гражданство; б) постоянное проживание в России не менее 10 лет; в) минимальный возраст – 35 лет. Что касается назначения выборов, то Конституция относит это к полномочиям Совета Федерации – верхней палаты парламента (п. «д» ч. 1 ст. 102). Таким образом, на данном этапе было произведено шесть базовых изменений. Остановимся на них более подробно.
Во-первых, срок президентских полномочий сократился с пяти до четырех лет. Некоторые специалисты полагают, что нововведение было скопировано с американской модели, но этот срок является весьма распространенным в мировой практике. По большому счету такое незначительное изменение, видимо, объясняется просто желанием уравнять сроки полномочий Президента и нижней палаты парламента. Если же оценивать эту норму с точки зрения простой логики, то срок в четыре года представляется вполне справедливым, потому что «не позволяет мешкать, а значит, вполне понуждает к действию. Кроме того, он предполагает решительное подтверждение определенной способности к управлению страной и истинных намерений избранного лица». Хотя принципиальной разницы между сроками полномочий в пять лет и четыре года, конечно же, не наблюдается.
Во-вторых, было отменено требование к кандидату обладать избирательным правом, подразумевавшее согласно ст. 2 Закона о выборах 1991 г., что данное лицо не только достигло установленного возраста, но и является дееспособным, а также не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Причина проста – новая Конституция закрепила это требование отдельно в ч. 3 ст. 32, сделав его общим.
В-третьих, исчезло требование, касающееся предельного возраста в 65 лет, что выглядит вполне логично, так как этот возрастной ценз являлся не чем иным, как «памятью» о генеральных секретарях преклонного возраста, а также своеобразной страховкой от занятия президентского поста на выборах 1991 г. конкретными людьми из «старой гвардии».
В-четвертых, была ликвидирована и норма об одновременных выборах вице-президента. Это связано с упразднением самого поста после печально известных событий октября 1993 г. Как отмечает С.А. Авакьян, «если и раньше, в более спокойной обстановке, вопрос о том, нужен ли России вице-президент, относился к числу дискуссионных, то после таких событий, разумеется, ни о каком сохранении поста вице-президента не шло даже речи».
В-пятых, появился так называемый ценз оседлости – требование о проживании кандидата на территории России не менее 10 лет, что весьма целесообразно, поскольку «Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его должны знать избиратели». Относительно же именно такой продолжительности можно вполне согласиться с В.В. Лазаревым, что 10-летний срок постоянного проживания – это оптимальный срок для приобретения достаточного знания страны, ее интересов, возможностей, традиций, при том что он не препятствует и тем людям, которые в силу разных обстоятельств не всю жизнь прожили в России. Заметим также, что президентский ценз оседлости – явление для России уникальное. Ведь, как справедливо замечает Е.И. Колюшин, «каких-либо других законных цензов оседлости российское конституционное право в настоящее время не знает», хотя, думается, для региональных и муниципальных выборов это было бы вполне оправданно.
И наконец, в-шестых, назначение выборов Президента Российской Федерации закреплено в качестве одного из полномочий Совета Федерации. Как представляется, это обусловлено желанием не только внести конкретику в вопрос назначения выборов, но и сбалансировать отношения «Президент – парламент», уравновесив полномочие Президента Российской Федерации назначать выборы в Государственную Думу (п. «а» ст. 84 Конституции Российской Федерации).
Говоря об отличиях прежде действовавших и новых конституционных положений о Президенте Российской Федерации, интересно отметить также и весьма серьезное изменение, которое на первый взгляд не относится непосредственно к выборам главы государства, поскольку адресовано уже избранному Президенту Российской Федерации. «По прежней Конституции Президент не мог быть депутатом, занимать другие должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имел права на предпринимательскую деятельность. Действующая Конституция не устанавливает этих запретов». Однако при более внимательном прочтении становится очевидным, что существовавшие до 1993 г. ограничения фактически означали если не отказ в регистрации кандидатам, не удовлетворяющим данным требованиям, то совершенно точно – невозможность вступления избранного по всем правилам кандидата в должность Президента при наличии хотя бы одного из указанных оснований. К сожалению, в погоне за большей демократизацией конституционные ограничения такого рода, выполняющие функцию дополнительного «фильтра», исчезли из текста российского Основного Закона.