Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5491

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 539 

тический манифест") и "модернисты" (Оскар Лафонтен — "Сердце 
бьется слева"). Для первых главными ценностями демократическо­
го социализма остаются коллективизм и социальная справедли­
вость, для вторых — личная ответственность и индивидуальные 

достижения. Первые видят задачу государства в поддержке пред­
приимчивости, вторые — в расширении социального пространства 
деятельности, селекционном социальном обеспечении, обеспечении 
равного доступа к возможностям. 

И все же можно считать, что идеалы социализма — идеалы 

социальной (а не только политической) справедливости по-прежне­
му влияют и будут влиять на общественное сознание и, следова­
тельно, на развитие общества. 

§ 6. Социологическая юриспруденция 

Формирование социологического направления в современной 

теории права и государства началось на исходе XIX в., когда соци­
ология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы 
получили широкое распространение в общественных дисциплинах. 

Значительную роль в развитии социологического правоведения 

в XX в. сыграл американский юрист

 Роско Паунд

 (1870—1964). Он 

преподавал в крупнейших университетах США и на протяжении 
многих лет был деканом Гарвардской школы права. В 1950—1956 гг. 
Паунд — президент Международной академии сравнительного пра­

воведения. Свои теоретические взгляды он изложил в ряде неболь­
ших монографий, содержание которых впоследствии обобщил в 
пятитомной "Юриспруденции". 

Мировоззренческой основой учения Паунда послужили идеи 

прагматизма — ведущего направления в философии США начала 
XX в. Краеугольный постулат философии прагматизма гласит: лю­
бые теоретические построения необходимо оценивать с точки зре­
ния их практического значения, или пользы (отсюда и название 

доктрины). Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов не 
ограничиваться изучением "права в книгах" (т. е. права в законе, 
вообще в нормативных актах) и обратиться к анализу "права в 
действии". Юридическая наука, считал он, призвана показать, как 
право реально функционирует и влияет на поведение людей. Про­
тивопоставление "права в книгах" и "права в действии" со време­
нем стало лозунгом всей прагматистской юриспруденции в США. 

Социологическая направленность концепции Паунда наиболее 

ярко проявилась в трактовке права как формы

 социального конт­

роля.

 Согласно взглядам ученого право является одним из способов 

контроля за поведением людей наряду с религией, моралью, обы­
чаями, домашним воспитанием и др. Такой подход ориентировал 


background image

540 

История политических и правовых учений 

юридическую науку на изучение права в контексте социальных 
отношений, требовал учитывать взаимодействие правовых норм с 
иными регуляторами общественной жизни. Паунд подчеркивал, что 
юристу необходимо знать смежные научные дисциплины и уметь 
применять их методы при исследовании права. "Давайте посмот­
рим фактам человеческого поведения в лицо, — писал он в одной из 
своих программных работ. — Давайте обратимся к экономической 
теории, социологии, философии и перестанем считать, что юрис­
пруденция является самодостаточной [наукой]". 

История права, учил Паунд, неразрывно связана с историей 

других форм регламентации общественной жизни. Первоначально, 
в древности, механизмы социального контроля находились в нерас-

члененном состоянии, и право не отделялось от религии и морали. 
Значение правовых способов воздействия на поведение индивидов, 
по мнению Паунда, возрастает вместе с развитием государства на­
чиная с XVI в. В современную эпоху, когда государство берет на 
себя бремя разрешения конфликтов индустриального общества, 
право становится важнейшим средством осуществления социаль­
ного контроля. Как писал Паунд, "все остальные виды социального 
контроля сегодня действуют под надзором и в соответствии с 

требованиями права". 

Паунд выделяет в современном праве три аспекта. Во-первых, 

право — это правовой порядок или режим регулирования соци­
альных отношений посредством систематического и упорядоченно­
го применения силы органами государства. Во-вторых, правом на­
зывают официальные источники, которые служат руководством при 
вынесении судебных и административных решений (в этом смысле 
говорят, например, о праве штата Индиана). В-третьих, право есть 
судебный и административный процесс. Если свести эти определе­
ния воедино, то, по словам Паунда, мы придем к пониманию права 
как "высоко специализированной формы социального контроля, осу­
ществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного 
и административного процесса". 

В этих рассуждениях американского теоретика следует обра­

тить внимание на ряд моментов. Прежде всего отметим, что приве­
денные формулировки не содержат определения сущности права. 
Сторонники прагматистской юриспруденции в своих концепциях 
стремились раскрыть не сущность права, а совокупность его значе­
ний, которые приняты среди юристов, в особенности среди юрис­
тов-практиков. Именно поэтому трехчленное определение было по­

строено Паундом как сумма (синтез) социологических, норматив­
ных и практико-процессуальных представлений о праве. Взгляды 
Паунда развивались в русле идей, получивших название многоас­
пектного подхода к исследованию права. 


background image

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 541 

Согласовать различные определения в концепции предлагалось 

с помощью понятия цели. В одной из своих ранних работ Паунд 
противопоставил это понятие категории сущности, заявив, что "дис­
куссии о природе права сегодня уступают место рассмотрению его 
цели или назначения". Принцип целесообразности права является 
средоточием его доктрины. Вслед за Иерингом он считал, что кате­
гория цели способна обеспечить концептуально-понятийное един­
ство юридической доктрины, поскольку позволяет не только согла­
совать различные определения права, но и связать общезначимые 
социальные идеалы с интересами и субъективными устремлениями 
участников общественных отношений. Рассматривая право как сред­
ство (инструмент) реализации социально значимых целей, Паунд 
придал своим теоретическим построениям инструменталистский 
характер. Среди американских юристов Паунд пользуется репута­
цией одного из зачинателей современного инструментализма. 

Цель права, согласно его концепции, состоит в улаживании со­

циальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений 
между людьми. Паунд не уставал повторять, что право должно 
служить не разъединению членов общества, а, наоборот, укрепле­
нию согласия и кооперации между ними (подобного рода воззрения 
называют интегративной моделью права; в противовес ей выделя­
ют конфликтные модели, к числу которых относят марксистское 
понимание права как средства подавления классовых противни­
ков). В настоящее время, писал Паунд, "наметилась тенденция к 
тому, чтобы осознанно направить правовые и политические инсти­
туты на утверждение общечеловеческих целей". Деятельность по 
установлению рационального порядка в обществе представлялась 
ему "социальной инженерией". "О работе инженера судят по ее 
соответствию поставленным целям, а не по тому, соответствует ли 
она некоей идеальной форме, принятой в силу традиции. В отличие 
от прошлого века мы так же подходим к деятельности юристов, 
судей, законодателей. Мы хотим изучать правопорядок вместо того, 
чтобы вести споры о природе права", — разъяснял свою позицию 
Паунд. 

Вместе с тем Паунд специально подчеркивал, что "социальная 

инженерия" посредством права исключает активное вмешатель­
ство государства в сферу частных интересов. Его учение было направ­
лено одновременно как против социалистических идеалов плановой 
экономики, так и против неолиберализма. Достаточно сказать, что 
он не поддержал "Новый курс", проводимый администрацией пре­
зидента Ф. Рузвельта. Сторонник республиканской партии, Паунд 
выступал с умеренно консервативных позиций, предполагавших 
достижение социального равновесия путем поиска компромиссов и 
политически сбалансированных государственных решений. Ключе­
вая роль в этом процессе отводилась судам. 


background image

542 

История политических и правовых учений 

Паунд предлагал расширить полномочия судей, предоставить 

им свободу усмотрения при разрешении определенных споров (речь 
шла прежде всего о конфликтах, требующих моральной оценки 
поведения сторон, о применении судами права справедливости). 
Дискреционные полномочия судов при этом не должны были распро­
страняться на отношения частной собственности и коммерческие 
сделки. Если представления о справедливости изменяются в зави­
симости от социальных условий, рассуждал теоретик, то всякий 
простой вексель является таким же, как и любой другой простой 
вексель, и здесь нет места для свободного усмотрения судьи. В 
единообразном разрешении конфликтов, возникающих на почве ча­
стной собственности, Паунд видел залог стабильности правопорядка. 

Теория Паунда была воспринята многими его учениками в Гар­

вардской школе права и нашла широкий отклик у американских 
судей. Идеи применения права с учетом потребностей обществен­
ного развития проводили на практике члены Верховного суда США 
Л. Брэндис, Б. Кардозо, Ф. Франкфуртер. 

§ 7. Реалистические концепции права в США 

Под влиянием социологической юриспруденции в правоведении 

США первой трети XX в. возникло движение "реалистов", объе­

динявшее в основном представителей отраслевых юридических дис­

циплин — специалистов в области гражданского, коммерческого, 
предпринимательского и других отраслей права. Многие реалисты, 
прежде чем обратиться к научным исследованиям, занимались ад­
вокатской практикой. 

Лидером этого движения был видный американский цивилист 

Карл Ллевеллин

 (правильнее Ллуэллин; 1893—1962). Он определил 

общие черты, характерные для концепций, с которыми выступили 
участники движения, и дал ему название "правовой реализм". Те­
оретические взгляды Ллевеллина нашли отражение в его курсе 
лекций "Куст ежевики" (1930 г.; в заголовке обыгрываются слова из 
колыбельной песни), а также в сборнике статей "Юриспруденция: 
реализм в теории и на практике". С 1944 г. Ллевеллин руководил 
комиссией, подготовившей проект Единообразного торгового кодек­
са США — самой обширной систематизации коммерческого права в 
истории страны. К настоящему времени этот Кодекс принят во всех 
штатах, за исключением Луизианы. 

Второй по значению фигурой в движении американских реа­

листов обычно называют

 Джерома Фрэнка

 (1889—1957), автора на­

шумевшей книги "Право и современное сознание". В 30-е годы Фрэнк 
занимал ответственные посты в ряде учреждений и комиссий, со­
зданных для реализации программы "Нового курса"; затем испол­
нял обязанности федерального судьи. 


background image

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 543 

Идеи реалистического подхода к праву разрабатывали также 

Т. Арнольд, У. Кук, М. Рейдин и ряд других юристов. Некоторые из 
них, отмечая неопределенность термина "правовой реализм", пред­
лагали иначе именовать свою концепцию и направление в целом, 
однако ни одно из этих предложений не получило поддержки, и в 
юридической литературе укоренилось название, которое было дано 
движению Ллевеллином. 

Реалистическая теория права имела много общего с положени­

ями социологической юриспруденции США. Философско-методо-
логической основой концепции Ллевеллина, как и учения Р. Паун-
да, послужили идеи прагматизма (см. § 6). Подобно теоретикам 
социологического направления в правоведении реалисты подвергли 
критике юридический позитивизм и призывали исследовать не толь­
ко правовые нормы, установленные в законах и судебных решени­
ях, но и сам процесс воздействия права на поведение людей. По 
общему мнению реалистов, формально-догматические приемы изу­
чения правовых актов уже не отвечают требованиям современной 
науки. Ллевеллин в одной из своих программных статей указывал: 
"Тщательный анализ формальной логики судебных решений поле­
зен. В то же время важно подчеркнуть, что его полезность значи­
тельно возрастет, если решения по этим делам будут столь же 
тщательно изучены с точки зрения инструментализма, под углом 
зрения их прагматического и социально-психологического содер­
жания". 

Идейные разногласия между реалистами и сторонниками со­

циологической юриспруденции проявились при обсуждении вопро­
са о том, какое место в правовом регулировании занимают норма­
тивные предписания и правоприменительная деятельность. Если 
Паунд, напомним, рассматривал эти категории в их взаимосвязи, 
как равноценные элементы многоаспектного понятия права, то реа­
листы, не отрицая значения правовых норм, стремились переори­
ентировать юридическую науку на изучение судебной и админист­
ративной практики. Именно практика образует, по словам Ллевел­
лина, "костяк правовой системы". Вместо того чтобы спорить о 
содержании общих принципов и норм права, юристам следует преж­
де всего обобщить существующую юридическую практику. В усло­
виях современного динамично развивающегося общества, считал 
Ллевеллин, на первый план выдвигаются вопросы о том, "как, на­
сколько и в каком направлении расходятся между собою принятая 
норма и практика вынесения решений". 

Согласно взглядам реалистов действующее право создается не 

законодателем путем установления абстрактных норм, а судебны­
ми и административными органами в ходе разрешения конкретных 
споров, возникающих между людьми. "Сферой права, — писал Лле-