Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5491
Скачиваний: 125
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 539
тический манифест") и "модернисты" (Оскар Лафонтен — "Сердце
бьется слева"). Для первых главными ценностями демократическо
го социализма остаются коллективизм и социальная справедли
вость, для вторых — личная ответственность и индивидуальные
достижения. Первые видят задачу государства в поддержке пред
приимчивости, вторые — в расширении социального пространства
деятельности, селекционном социальном обеспечении, обеспечении
равного доступа к возможностям.
И все же можно считать, что идеалы социализма — идеалы
социальной (а не только политической) справедливости по-прежне
му влияют и будут влиять на общественное сознание и, следова
тельно, на развитие общества.
§ 6. Социологическая юриспруденция
Формирование социологического направления в современной
теории права и государства началось на исходе XIX в., когда соци
ология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы
получили широкое распространение в общественных дисциплинах.
Значительную роль в развитии социологического правоведения
в XX в. сыграл американский юрист
Роско Паунд
(1870—1964). Он
преподавал в крупнейших университетах США и на протяжении
многих лет был деканом Гарвардской школы права. В 1950—1956 гг.
Паунд — президент Международной академии сравнительного пра
воведения. Свои теоретические взгляды он изложил в ряде неболь
ших монографий, содержание которых впоследствии обобщил в
пятитомной "Юриспруденции".
Мировоззренческой основой учения Паунда послужили идеи
прагматизма — ведущего направления в философии США начала
XX в. Краеугольный постулат философии прагматизма гласит: лю
бые теоретические построения необходимо оценивать с точки зре
ния их практического значения, или пользы (отсюда и название
доктрины). Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов не
ограничиваться изучением "права в книгах" (т. е. права в законе,
вообще в нормативных актах) и обратиться к анализу "права в
действии". Юридическая наука, считал он, призвана показать, как
право реально функционирует и влияет на поведение людей. Про
тивопоставление "права в книгах" и "права в действии" со време
нем стало лозунгом всей прагматистской юриспруденции в США.
Социологическая направленность концепции Паунда наиболее
ярко проявилась в трактовке права как формы
социального конт
роля.
Согласно взглядам ученого право является одним из способов
контроля за поведением людей наряду с религией, моралью, обы
чаями, домашним воспитанием и др. Такой подход ориентировал
540
История политических и правовых учений
юридическую науку на изучение права в контексте социальных
отношений, требовал учитывать взаимодействие правовых норм с
иными регуляторами общественной жизни. Паунд подчеркивал, что
юристу необходимо знать смежные научные дисциплины и уметь
применять их методы при исследовании права. "Давайте посмот
рим фактам человеческого поведения в лицо, — писал он в одной из
своих программных работ. — Давайте обратимся к экономической
теории, социологии, философии и перестанем считать, что юрис
пруденция является самодостаточной [наукой]".
История права, учил Паунд, неразрывно связана с историей
других форм регламентации общественной жизни. Первоначально,
в древности, механизмы социального контроля находились в нерас-
члененном состоянии, и право не отделялось от религии и морали.
Значение правовых способов воздействия на поведение индивидов,
по мнению Паунда, возрастает вместе с развитием государства на
чиная с XVI в. В современную эпоху, когда государство берет на
себя бремя разрешения конфликтов индустриального общества,
право становится важнейшим средством осуществления социаль
ного контроля. Как писал Паунд, "все остальные виды социального
контроля сегодня действуют под надзором и в соответствии с
требованиями права".
Паунд выделяет в современном праве три аспекта. Во-первых,
право — это правовой порядок или режим регулирования соци
альных отношений посредством систематического и упорядоченно
го применения силы органами государства. Во-вторых, правом на
зывают официальные источники, которые служат руководством при
вынесении судебных и административных решений (в этом смысле
говорят, например, о праве штата Индиана). В-третьих, право есть
судебный и административный процесс. Если свести эти определе
ния воедино, то, по словам Паунда, мы придем к пониманию права
как "высоко специализированной формы социального контроля, осу
ществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного
и административного процесса".
В этих рассуждениях американского теоретика следует обра
тить внимание на ряд моментов. Прежде всего отметим, что приве
денные формулировки не содержат определения сущности права.
Сторонники прагматистской юриспруденции в своих концепциях
стремились раскрыть не сущность права, а совокупность его значе
ний, которые приняты среди юристов, в особенности среди юрис
тов-практиков. Именно поэтому трехчленное определение было по
строено Паундом как сумма (синтез) социологических, норматив
ных и практико-процессуальных представлений о праве. Взгляды
Паунда развивались в русле идей, получивших название многоас
пектного подхода к исследованию права.
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 541
Согласовать различные определения в концепции предлагалось
с помощью понятия цели. В одной из своих ранних работ Паунд
противопоставил это понятие категории сущности, заявив, что "дис
куссии о природе права сегодня уступают место рассмотрению его
цели или назначения". Принцип целесообразности права является
средоточием его доктрины. Вслед за Иерингом он считал, что кате
гория цели способна обеспечить концептуально-понятийное един
ство юридической доктрины, поскольку позволяет не только согла
совать различные определения права, но и связать общезначимые
социальные идеалы с интересами и субъективными устремлениями
участников общественных отношений. Рассматривая право как сред
ство (инструмент) реализации социально значимых целей, Паунд
придал своим теоретическим построениям инструменталистский
характер. Среди американских юристов Паунд пользуется репута
цией одного из зачинателей современного инструментализма.
Цель права, согласно его концепции, состоит в улаживании со
циальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений
между людьми. Паунд не уставал повторять, что право должно
служить не разъединению членов общества, а, наоборот, укрепле
нию согласия и кооперации между ними (подобного рода воззрения
называют интегративной моделью права; в противовес ей выделя
ют конфликтные модели, к числу которых относят марксистское
понимание права как средства подавления классовых противни
ков). В настоящее время, писал Паунд, "наметилась тенденция к
тому, чтобы осознанно направить правовые и политические инсти
туты на утверждение общечеловеческих целей". Деятельность по
установлению рационального порядка в обществе представлялась
ему "социальной инженерией". "О работе инженера судят по ее
соответствию поставленным целям, а не по тому, соответствует ли
она некоей идеальной форме, принятой в силу традиции. В отличие
от прошлого века мы так же подходим к деятельности юристов,
судей, законодателей. Мы хотим изучать правопорядок вместо того,
чтобы вести споры о природе права", — разъяснял свою позицию
Паунд.
Вместе с тем Паунд специально подчеркивал, что "социальная
инженерия" посредством права исключает активное вмешатель
ство государства в сферу частных интересов. Его учение было направ
лено одновременно как против социалистических идеалов плановой
экономики, так и против неолиберализма. Достаточно сказать, что
он не поддержал "Новый курс", проводимый администрацией пре
зидента Ф. Рузвельта. Сторонник республиканской партии, Паунд
выступал с умеренно консервативных позиций, предполагавших
достижение социального равновесия путем поиска компромиссов и
политически сбалансированных государственных решений. Ключе
вая роль в этом процессе отводилась судам.
542
История политических и правовых учений
Паунд предлагал расширить полномочия судей, предоставить
им свободу усмотрения при разрешении определенных споров (речь
шла прежде всего о конфликтах, требующих моральной оценки
поведения сторон, о применении судами права справедливости).
Дискреционные полномочия судов при этом не должны были распро
страняться на отношения частной собственности и коммерческие
сделки. Если представления о справедливости изменяются в зави
симости от социальных условий, рассуждал теоретик, то всякий
простой вексель является таким же, как и любой другой простой
вексель, и здесь нет места для свободного усмотрения судьи. В
единообразном разрешении конфликтов, возникающих на почве ча
стной собственности, Паунд видел залог стабильности правопорядка.
Теория Паунда была воспринята многими его учениками в Гар
вардской школе права и нашла широкий отклик у американских
судей. Идеи применения права с учетом потребностей обществен
ного развития проводили на практике члены Верховного суда США
Л. Брэндис, Б. Кардозо, Ф. Франкфуртер.
§ 7. Реалистические концепции права в США
Под влиянием социологической юриспруденции в правоведении
США первой трети XX в. возникло движение "реалистов", объе
динявшее в основном представителей отраслевых юридических дис
циплин — специалистов в области гражданского, коммерческого,
предпринимательского и других отраслей права. Многие реалисты,
прежде чем обратиться к научным исследованиям, занимались ад
вокатской практикой.
Лидером этого движения был видный американский цивилист
Карл Ллевеллин
(правильнее Ллуэллин; 1893—1962). Он определил
общие черты, характерные для концепций, с которыми выступили
участники движения, и дал ему название "правовой реализм". Те
оретические взгляды Ллевеллина нашли отражение в его курсе
лекций "Куст ежевики" (1930 г.; в заголовке обыгрываются слова из
колыбельной песни), а также в сборнике статей "Юриспруденция:
реализм в теории и на практике". С 1944 г. Ллевеллин руководил
комиссией, подготовившей проект Единообразного торгового кодек
са США — самой обширной систематизации коммерческого права в
истории страны. К настоящему времени этот Кодекс принят во всех
штатах, за исключением Луизианы.
Второй по значению фигурой в движении американских реа
листов обычно называют
Джерома Фрэнка
(1889—1957), автора на
шумевшей книги "Право и современное сознание". В 30-е годы Фрэнк
занимал ответственные посты в ряде учреждений и комиссий, со
зданных для реализации программы "Нового курса"; затем испол
нял обязанности федерального судьи.
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 543
Идеи реалистического подхода к праву разрабатывали также
Т. Арнольд, У. Кук, М. Рейдин и ряд других юристов. Некоторые из
них, отмечая неопределенность термина "правовой реализм", пред
лагали иначе именовать свою концепцию и направление в целом,
однако ни одно из этих предложений не получило поддержки, и в
юридической литературе укоренилось название, которое было дано
движению Ллевеллином.
Реалистическая теория права имела много общего с положени
ями социологической юриспруденции США. Философско-методо-
логической основой концепции Ллевеллина, как и учения Р. Паун-
да, послужили идеи прагматизма (см. § 6). Подобно теоретикам
социологического направления в правоведении реалисты подвергли
критике юридический позитивизм и призывали исследовать не толь
ко правовые нормы, установленные в законах и судебных решени
ях, но и сам процесс воздействия права на поведение людей. По
общему мнению реалистов, формально-догматические приемы изу
чения правовых актов уже не отвечают требованиям современной
науки. Ллевеллин в одной из своих программных статей указывал:
"Тщательный анализ формальной логики судебных решений поле
зен. В то же время важно подчеркнуть, что его полезность значи
тельно возрастет, если решения по этим делам будут столь же
тщательно изучены с точки зрения инструментализма, под углом
зрения их прагматического и социально-психологического содер
жания".
Идейные разногласия между реалистами и сторонниками со
циологической юриспруденции проявились при обсуждении вопро
са о том, какое место в правовом регулировании занимают норма
тивные предписания и правоприменительная деятельность. Если
Паунд, напомним, рассматривал эти категории в их взаимосвязи,
как равноценные элементы многоаспектного понятия права, то реа
листы, не отрицая значения правовых норм, стремились переори
ентировать юридическую науку на изучение судебной и админист
ративной практики. Именно практика образует, по словам Ллевел
лина, "костяк правовой системы". Вместо того чтобы спорить о
содержании общих принципов и норм права, юристам следует преж
де всего обобщить существующую юридическую практику. В усло
виях современного динамично развивающегося общества, считал
Ллевеллин, на первый план выдвигаются вопросы о том, "как, на
сколько и в каком направлении расходятся между собою принятая
норма и практика вынесения решений".
Согласно взглядам реалистов действующее право создается не
законодателем путем установления абстрактных норм, а судебны
ми и административными органами в ходе разрешения конкретных
споров, возникающих между людьми. "Сферой права, — писал Лле-