Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5489

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Оглавление XI 

§ 5. Политико-правовое учение Огюста Конта 376 
§ 6. Заключение 385 

Г л а в а 19.

 Социалистическая и коммунистическая 

политико-правовая идеология в Западной Европе 
в первой половине XIX в

 387 

§

 1.

 Введение 387 

§ 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов 

и коммунистов первой половины XIX в 388 

§ 3. Заключение 396 

Г л а в а 20.

 Политические и правовые учения в России 

в период кризиса самодержавно-крепостнического строя

 398 

§ 1. Введение 398 
§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных 

преобразований М. М. Сперанского 399 

§ 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи 

Н. М. Карамзина 405 

§ 4. Политические и правовые идеи декабристов 408 
§ 5. Политические идеи П. Я. Чаадаева 413 
§ 6. Политико-правовые идеи западников и славянофилов 415 
§ 7. Заключение 418 

Г л а в а 21.

 Буржуазные политические и правовые учения 

в Западной Европе во второй половине XIX в 420 

§ 1. Введение 420 
§ 2. Юридический позитивизм. К. Бергбом 421 
§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве 423 
§ 4. Государственно-правовая концепция Г. Еллинека 426 
§ 5. Проблемы государства и права в социологии Г. Спенсера  . . . . 428 
§ 6. Заключение 432 

Г л а в а 22.

 Социалистическая и коммунистическая 

политико-правовая идеология во второй половине XIX в.

 434 

§ 1. Введение 434 
§ 2. Политико-правовое учение марксизма 434 
§ 3. Политико-правовое учение 

и программа социальной демократии 440 

§ 4. Политико-правовая идеология анархизма 444 
§ 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" 

(народничества) 451 

§ 6. Заключение 459 

Г л а в а 23.

 Либеральная политико-правовая идеология 

в России в конце XIX — начале XX в 461 

§

 1.

 Введение

 461 

§ 2. Политико-правовое учение Б. Н. Чичерина 461 


background image

XII 

Оглавление 

§ 3. Социологические концепции права 

и государства в России. С. А. Муромцев. 
Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский 465 

§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича 471 
§ 5. Неокантианские теории права. 

П. И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский 474 

§ 6. Религиозно-нравственная философия права в России. 

В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой 480 

§ 7. Заключение 486 

Г л а в а 24.

 Политические и правовые учения в Европе 

в начале XX в.

 487 

§ 1. Введение 487 
§ 2. Социалистические политико-правовые учения 488 
§ 3. Политико-правовая доктрина солидаризма. Л. Дюги 501 
§ 4. Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер 510 
§ 5. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого 513 
§ 6. Школа "свободного права" 516 
§ 7. Заключение 519 

Г л а в а 25.

 Современные политические и правовые учения 

в Западной Европе и США

 521 

§ 1. Введение 521 
§ 2. Неолиберализм и консерватизм 522 
§ 3. Концепции плюралистической демократии 526 

§ 4. Концепции социального государства 

и политики всеобщего благоденствия 531 

§ 5. Теория демократического социализма 535 
§ 6. Социологическая юриспруденция 539 
§ 7. Реалистические концепции права в США 542 
§ 8. Нормативизм Г. Кельзена 545 
§ 9. Теории естественного права 549 

§ 10. Заключение 553 


background image

Г Л А В А 1 

Предмет истории политических 

и правовых учений 

§ 1. История политических и правовых учений 

в системе юридических дисциплин 

История политических и правовых учений относится к числу 

историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины — 
познакомить студента с содержанием и историей наиболее зна­
чительных и влиятельных теоретических концепций государства и 
права прошлых эпох. Изучение этих концепций и их связи с 
современными проблемами права и государства так же важно для 
подготовки высококвалифицированных правоведов, как для фило­
софов изучение истории философии, для экономистов — истории 
экономических учений, для искусствоведов — истории эстетики и 
т.д. 

Изучение истории политических и правовых учений  у ж е в про­

шлом веке было составной частью высшего юридического обра­
зования. На юридических факультетах университетов эта дисцип­

лина сначала именовалась "История политических учений" (общий 

курс под таким названием был подготовлен и издан профессором 

Московского университета Б. Н. Чичериным), затем — "История 

философии права" (курсы лекций профессора Г. Ф. Шершеневича, 
профессора Н. М. Коркунова и др.). После 1917 г. эта дисциплина 
называлась по-разному: "История политических учений", "Исто­
рия учений о государстве и праве", "История политических и пра­
вовых учений". 

В настоящее время в нашей стране резко возрастает значение 

истории политических и правовых учений как школы альтернатив­
ного мышления, дающей возможность сопоставлять различные те­
ории, направления политической и правовой мысли с учетом мно­
говековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего време­
ни — становление идеологического плюрализма, признание раз­
личных вариантов мышления в научном, профессиональном, обы­
денном сознании. Соревнование идейных течений, обмен доводами, 
проблемами дают возможность изжить узость и одномерность идео­
логически деформированного сознания, много лет ориентированно­
го на господствовавшее официальное мировоззрение. 


background image

История политических и правовых учений 

При изложении политико-правовых доктрин используются по­

нятия и категории, многие из которых студентами изучены в курсе 
теории государства и права. Политические и правовые учения воз­
никали и развивались в органической связи с историей государства 
и права, отражая современные им политические и правовые учреж­
дения. Поэтому история политических и правовых учений изучает­
ся после того, как студенты изучили историю государства и права. 
Исходя из потребностей и запросов отечественного правоведения 
учебный курс строится преимущественно на материалах истории 
России и стран Западной Европы. В учебной программе и в учебни­
ке учитываются специфика высшего юридического образования, 
необходимость максимально экономного изложения тем, проблем, 
дат, имен. Для ориентации студентов во времени в учебнике указа­
ны даты жизни различных мыслителей и годы издания их произве­
дений. Заучивать эти даты при подготовке к экзамену не нужно; 
необходимо точно знать, в каком веке создана та или иная полити­
ко-правовая доктрина. Если же век сложен и богат событиями, 
следует обязательно запомнить, о какой части века идет речь (на­
чало, середина, конец), к какой эпохе относится деятельность ав­
тора политико-правовой доктрины. Разумеется, незнание некото­
рых дат (например: 1640—1649, 1688, 1776, 1789—1799, 1812, 1825, 

1861 гг. и т. п.), свидетельствующее о недостаточной подготовке по 

истории, не может не отразиться на оценке знаний студента по этой 
дисциплине. 

В учебной программе курса "История политических и правовых 

учений" указаны произведения политических мыслителей — ос­
новные источники, рекомендуемые студентам и слушателям для 
самостоятельного изучения. 

§ 2. Понятие и структура политико-правовых 

доктрин 

Предметом истории политических и правовых учений являются 

теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на го­
сударство, право, политику. 

Политико-правовая доктрина включает три компонента: 

1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, 

религиозную) основу (методологический стержень учения); 

2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата со­

держательные решения вопросов о сущности государства и права, 

закономерностях их развития, о социальном назначении и принци­
пах устройства государства, об основных принципах права, его со­

отношении с государством, личностью, обществом и др.; 

3) программные положения — оценки существующего государ­

ства и права, политические цели и задачи. 


background image

Гл. 1. Предмет истории политических и правовых учений 

Логико-теоретическая основа

 политико-правовой доктрины 

связана с другими формами общественного сознания, с мировоззре­
нием эпохи. 

Политические учения Древнего мира опирались преимуще­

ственно на религиозные (в государствах Древнего Востока).и на 
философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Миро­
воззрение Средних веков было религиозным, теологическим. Мето­
дом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность 
чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений обществен­
ного и политического развития подготовила почву для возникнове­
ния и развития социологии, политологии и других общественных 
наук, изучающих государство и право. 

Содержанием

 политико-правовой доктрины являются ее поня­

тийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проб­
лем государства и права, обширная и завершенная система взгля­
дов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой харак­
тер именно в данной доктрине. 

К традиционному кругу вопросов, решение которых образует 

содержание политического и правового учения, относятся вопросы 
о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с 
личностью, об устройстве государства, его задачах, методах поли­
тической деятельности, связи государства и права, об основных 
принципах и формах (источниках) права, о правах личности и др. 

В предмет истории политических и правовых учений включа­

ются только учения, содержащие решения общих проблем теории 
государства и права. Почти каждая из отраслевых юридических 
наук имеет свою историю (история основных школ и направлений в 
теории уголовного права, история понятия юридического лица и 
других гражданско-правовых концепций, история науки между­
народного права и др.). К взглядам мыслителей прошлого на реше­
ния проблем отраслевых юридических наук история политических 
и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения 
неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются 
формой ее выражения. 

Программные

 положения

 (оценки государства и права, цели и 

задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой 
политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый ха­

рактер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части 
и нередко предопределяют выбор методологической основы самой 
доктрины. В программных положениях выражен идеологический 
характер доктрины; через них политико-правовое учение связано с 
политической практикой. Программная часть учения непосредственно 
выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных 
социальных групп, их отношение к государству и праву.