ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 285

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Венский конгресс 1814-1815 гг.

Осень 1814 - в Вену на конгресс съехались 216 представителей всех европейских госу­дарств, исключая Турецкую империю. Главная роль – Россия, Англия и Австрия.

Цель участников - удов­летворение собственных захватнических территориальных притязаний путем передела Европы и колоний.

Интересы:

Россия - присоединение к своей империи большей часть территории упраздненного «герцогства Варшавского». Поддержка феодальной реакции и укрепления влияния России в Европе. Усиление Австрии и Пруссии как противовес друг другу.

Англия - стремилась обеспечить за ней торгово-промышленную и колониальную монополию и под­держивало политику феодальных реакций. Ослабление Франции и России.

Австрия - отстаивала принципы феодально-абсолютистской реакции и укрепления австрийского национального гнета над сла­вянскими народами, итальянцами и венграми. Ослабление влияния России и Пруссии.

Пруссия - желала захватить Саксонию и получить новые важные владения на Рейне. Всецело поддерживала феодальную реакцию и требовала самой беспощадной политики в отношении Франции.

Франция - выступала против лишения саксонского короля пре­стола и владений в пользу Пруссии.

3 января 1815 - союз Англии, Австрии и Франции против России и Пруссии. Путем совместного давления вынудили царя и прусского короля пойти на уступки.


Пруссия - северная часть Саксонии (юж­ная часть осталась самостоятельным королевством). Присоединены Рейнская провинция и Вестфалия. Это дало возможность Пруссии впоследствии подчинить себе Германию. Присоединила шведскую Померанию.


Царская Россия - часть герцогства Варшавского. Познань и Гданьск остались в руках Пруссии, а Галиция вновь была передана Австрии. Сохранила Финляндию и Бессарабию.

Англия – закрепила за собой о. Мальту и колонии, захваченные у Голландии и Франции.


Австрия – владычество над северо-восточной Италией, Ломбардией и Венецией.

9 июня 1815 – подписан генеральный акт Венского конгресса. Акт предусматривал создание у границ Франции прочных барьеров: Бельгия и Голландия были сое­динены в единое независимое от Франции Нидерландское коро­левство. Сильный барьер против Франции составили новые рейнские провинции Пруссии.

Конгресс сохранил за Баварией, Вюртембергом и Баденом присоединения, сделанные ими при Наполеоне, чтобы усилить южногерманские государства против Франции. Из 19 самоуправляющихся кантонов образовалась Швейцарская конфедерация. На северо-западе Италии было восстановлено и усилено Сар­динское королевство. Во многих государствах восстановлены легитимные монархии. Создание Германского союза. Норвегия объединена со Швецией.


«Священный союз» - поддержание христиан­ской веры, беспрекословное повиновение подданных своим государям, поддержание международного порядка.



2. Венская система: проблемы периодизации и особенности становления


Итоги войн наполеоновской эпохи детерминировали конфигурацию новой Венской модели системы международных отношений. В лекции анализируются особенности ее функционирования, споры относительно эффективности данной модели и ее периодизации. Рассматривается ход Венского конгресса, а также основные идеи, заложенные в фундамент новой модели системы международных отношений. Державы-победительницы видели смысл своей коллективной международной деятельности в создании надежных барьеров против распространения революций. Отсюда обращение к идеям легитимизма. Оценка принципов легитимизма. Показывается, что против консервации сложившегося после 1815 г. статус-кво действовало немало объективных факторов. В их перечне важное место занимает процесс расширения сферы действия системности, вступившей в конфликт с идеями легитимизма, а это порождало целую серию новых взрывоопасных проблем.


Роль конгрессов в Аахене, Тропаду и Вероне в консолидации Веской системы, в развитии правовых начал в сфере международных отношений. Дальнейшее усложнение понятия “государственные интересы”. Восточный вопрос и появление первых трещин в отношениях бывших союзников по антифранцузской коалиции. Споры об интерпретации принципов легитимизма в 20-е гг. XIX в. Революционные события 1830 г. и Венская система.


Венская система: от стабильности к кризису


Несмотря на определенные трения существовавшие в отношениях великих держав вплоть до середины XIX в. Венскую систему отличала высокая стабильность. Ее гарантам удавалось избегать лобовых столкновений и находить развязки основных спорных проблем. Это и неудивительно, ибо на международной арене тогда не было сил, способных противостоять творцам Венской системы. Наиболее взрывоопасной проблемой считался Восточных вопрос, но и здесь вплоть до Крымской войны великие державы удерживали конфликтный потенциал в легитимных рамках. Водоразделом, отделяющим фазу стабильного развития Венской системы от ее кризиса стал 1848 г., когда под напором внутренних противоречий, порожденных бурным, нерегулируемым развитием буржуазных отношений, произошел взрыв и по всему европейскому континенту прокатилась мощная революционная волна. Анализируется ее воздействие на положение в ведущих державах, показывается, как эти события повлияли на характер их государственных интересов и общий баланс сил на международной арене. Начавшаяся подвижка сил резко сузила возможности для поиска компромиссов в межгосударственных конфликтах. В итоге без серьезной модернизации Венская система уже не могла эффективно выполнять свои функции.


Лекция 11. Попытка модернизации Венской системы

Крымская война – первое открытое военное столкновение великих держав после создания в 1815 г. Венской системы, убедительно продемонстрировала, что весь системный механизм дал серьезнейший сбой, и это во весь рост поставило вопрос о ее дальнейших перспективах. В нашей схеме 50-60-е гг. XIX в. – время глубочайшего кризиса Венской системы. На повестку дня встала следующая альтернатива: либо на волне кризиса начнется формирование принципиально новой модели международных отношений, либо осуществится серьезная модернизация прежней модели международных отношений. Решение этой судьбоносной проблемы зависело от того, как будут разворачиваться события в двух ключевых вопросах мировой политики тех лет – объединение Германии и Италии.



История сделала достаточно убедительный выбор в пользу второго варианта развития событий. Показывается, как ходе острейших политических коллизий, несколько раз перераставших в локальные войны, на европейском континенте постепенно происходил не слом, а обновление прежней модели международных отношений. Что позволяет выдвигать данный тезис? Во-первых, никто ни де-факте, ни де-юре не отменил базовых решений принятых на конгрессе в Вене. Во-вторых, консервативно-охранительные принципы, составлявшие костяк всех ее сущностных характеристик, хотя и дали трещину, но в итоге остались в силе. В-третьих, баланс сил, позволявший удерживать систему в состоянии равновесия, после ряда потрясений был восстановлен, причем в его конфигурации на первых порах не произошло кардинальных подвижек. Наконец, все великие державы сохранили традиционную для Венской системы приверженность к поиску компромисса.



3. Своеобразной идеологической и вместе с тем военно-политической надстройкой над «венской системой» дипломатических соглашений явился так называемый Священный союз европейских монархов против революции.


События «ста дней», которые произвели на современников, и особенно на участников Венского конгресса, исключительное воздействие: поддержка армией и значительной частью населения нового захвата власти Наполеоном, молниеносный крах первой реставрации Бурбонов,— породили в европейских реакционных кругах тезис о существовании в Париже какого-то всеевропейского тайного «революционного комитета», дали новый импульс их стремлению задушить повсюду «революционный дух», поставить преграду революционно-демократическим и национально-освободительным движениям. В сентябре 1815 г. монархи России, Австрии и Пруссии подписали и торжественно провозгласили в Париже акт о создании «Священного союза монархов и народов». Содержавшиеся в этом документе религиозно-мистические идеи противопоставлялись идеям Французской революции, Декларации прав человека и гражданина 1789 г.


Однако Священный союз создавался не только для идеологической манифестации, это был и инструмент действия. Акт объявлял незыблемым статус-кво 1815 г. и устанавливал, что при любой попытке его нарушения монархи «во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь». Чтобы придать Священному союзу общеевропейский характер, Австрия, Пруссия и особенно Россия добились в 1815—1817 гг. присоединения к нему всех европейских государств, кроме папы римского, Англии и мусульманской Турции. Однако Англия фактически участвовала первые годы в деятельности Священного союза как член Четверного союза (Россия, Австрия, Пруссия и Англия), воссозданного в ходе переговоров о втором Парижском мире. Именно английский министр иностранных дел лорд Каслри (при поддержке Меттерниха) придал тексту договора о Четверном союзе такую редакцию, которая позволяла его участникам вооруженным путем вмешиваться в дела других государств союза под флагом защиты «спокойствия и благоденствия народов и охранения мира всей Европы».



В осуществлении политики легитимизма и борьбы с угрозой революции применялась разная тактика. Для политики Священного союза до начала 20-х годов была характерна попытка противопоставить революционным идеям пацифистскую фразеологию, широкую пропаганду религиозно-мистических идей. В 1816—1820 гг. Великобританское и Русское библейские общества при активной правительственной поддержке распространяли изданные в тысячах экземпляров библии, евангелия и прочие религиозные тексты. Ф. Энгельс подчеркивал, что сначала защита принципа легитимизма осуществлялась «...под прикрытием таких сентиментальных фраз, как «Священный союз», «вечный мир», «общественное благо», «взаимное доверие между государем и подданными» и т. д. и т. д., а затем и без всякого прикрытия, при помощи штыка и тюрьмы»6.


В первые годы после создания «венской системы» в политике европейских монархий наряду с откровенно реакционной линией сохранилась и определенная тенденция адаптации к велениям времени, к компромиссу с верхушечными слоями европейской буржуазии. В этом направлении шло, в частности, принятое на Венском конгрессе в 1815 г. и отвечавшее интересам торгово-промышленных кругов общеевропейское соглашение о свободе и порядке навигации по Рейну и Висле, которое стало прототипом для последующих соглашений такого рода (о Дунае и др.).


Продолжалось использование некоторыми монархами (прежде всего Александром I) в своих целях конституционных принципов. В 1816—1820 гг. при поддержке Александра I (и вопреки сопротивлению Австрии) на основе решений Венского конгресса по Германскому союзу были введены умеренные конституции в южнонемецких государствах — Вюртемберге, Бадене, Баварии и Гессен-Дармштадте.


В Пруссии продолжала долгие дебаты комиссия по подготовке конституции: король обещал ввести ее в разгаре войн с Наполеоном в 1813 и 1815 гг. Наконец, в преддверии Ахенского конгресса 1818 г. некоторые деятели русской дипломатии (прежде всего И. Каподистрия) предполагали включить вопрос о даровании монархами подданным «разумных конституций» в документ, подготовлявшийся для обсуждения на этой важной международной встрече. В марте 1818 г. в нашумевшей речи в польском сейме Александр I высказался о возможности распространить «законно-свободные учреждения» на «все страны, провидением попечению моему вверенные». Однако из этих прожектов ничего не получилось. Консервативно-охранительное, открыто реакционное направление все более брало верх во внутренней и внешней политике главных европейских монархий. Ахенский конгресс 1818 г., в котором участвовали члены Четверного союза и Франция, не стал поэтому решать конституционную проблему, а сосредоточил усилия на борьбе против эмигрантов «ста дней». Конгресс постановил досрочно вывести из Франции, выплатившей большую часть контрибуции, оккупационные войска. Франция была допущена в число великих держав и могла отныне на равных правах участвовать в совещаниях членов Четверного союза (он был возобновлен на конгрессе). Союз этих держав назывался пентархией.



В целом Священный союз на первом этапе его деятельности остался преимущественно политико-идеологической надстройкой над «венской системой». Однако начиная с европейских революций 20-х годов XIX в. он превратился в тесный союз трех его главных участников — России, Австрии и Пруссии, которые главную задачу союза будут видеть только в вооруженном подавлении революций и национально-освободительных движений 20—40-х годов XIX в. в Европе и Америке. Дольше просуществует «венская система» как система договорных обязательств о сохранении государственных границ в Европе. Ее окончательный распад произойдет только после Крымской войны.

4. Усилия русской дипломатии были направлены также на решение в нужном для России ключе и восточного вопроса. Необходимость защиты южных границ страны, создание благоприятных условий для экономического расцвета российского Причерноморья, покровительство интересам черноморской и средиземноморской торговли русского купечества требовали закрепления выгодного для России режима двух проливов - Босфора и Дарданелл, соединявших Черное и Эгейское моря. Турция должна была гарантировать беспрепятственный проход через проливы русских торговых судов и закрытие их для военного флота других государств. Кризис Османской империи, растущее национально-освободительное движение балканских и других покоренных турками народов подталкивали Николая I к скорейшему решению восточного вопроса.



Однако и здесь России пришлось столкнуться с сопротивлением других великих держав. Англия и Австрия сами были не прочь округлить свои владения за счет Турции и опасались не только укрепления позиций России на Балканах, но и ее военного присутствия в Средиземноморье. Известную настороженность в Вене, Лондоне и Париже вызывали распространявшиеся в передовых общественных кругах России идеи панславизма и, в частности, планы создания единой федерации славянских народов под властью русского царя. И хотя панславизм не стал знаменем официальной внешней политики Николая I, Россия тем не менее упорно отстаивала свое право покровительства православным народам мусульманской Турции.



Присоединение в начале века Закавказья вызвало обострение русско-иранских противоречий. Отношения с Персией оставались напряженными и во второй четверти XIX в. Россия была заинтересована в укреплении своего положения на Кавказе и в создании благоприятных внешнеполитических условий для усмирения мятежа ряда горских племен Северного Кавказа.

5. В 1848-1949 гг. по Европе прокатилась волна революций. Реакционные правительства старались по возможности восстановить и сохранить систему МО, существовавшую в Европе до 1848 г. Соотношение классовых сил внутри отдельных государств и содержание МО изменилось. Священный союз заявил о своем праве на вмешательство во внутренние дела всякой страны, где