ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3172
Скачиваний: 48
секретари — их трое — могут присутствовать вместо министра на заседании
парламентских комиссий, давать ответы на вопросы депутатов. Они также по просьбе
министра дают ему рекомендации по конкретным внешнеполитическим вопросам.
Во внутриведомственном управлении ключевую роль играет первый заместитель
министра иностранных дел. Это самый высокий пост, который может занять карьерный
дипломат. Все служебные вопросы, требующие утверждения министра, проходят через
него. Кроме того, он участвует также и в согласовании проектов правительственных
решений на специальном совещании первых заместителей министров, которое проводится
накануне заседания Кабинета министров.
Содержательную часть внешнеполитических решений обобщают два кадровых
заместителя министра иностранных дел, курирующих, соответственно, политические и
экономические вопросы.
Вопросами, касающимися общего управления министерством, занимается секретариат
министра. В него входят кадровый отдел, отдел информационной связи, отдел
бухгалтерского учета, отдел по вопросам загранучреждений, отделы по связям с прессой и
другие отделы.
Секретариат министра выполняет роль головного департамента министерства. Другие
департаменты составляют второй уровень организационной структуры МИД. Каждый из
них ведет конкретное направление внешней политики Японии — территориальное или
функциональное, разрабатывает и практически реализует меры в данной области.
Территориальными департаментами являются департамент Северной Америки,
департамент Европы, департамент Азиатско-Тихоокеанского региона и т.д.
Функциональными — департамент общих внешнеполитических проблем, договорный
департамент, департамент экономического сотрудничества и т.д.
Департамент возглавляет генеральный директор. Он несет ответственность за подготовку
содержательной части внешнеполитических решений, утверждает подготовленные в
департаменте проекты решений и представляет их курирующему заместителю министра.
В особых случаях генеральный директор может докладывать существо вопроса
непосредственно министру или премьер-министру страны. У генерального директора, как
правило, есть один или два заместителя. Каждый из них отвечает за вопросы отношений с
конкретными странами, регионами и организациями в рамках компетенции департамента.
В частности, один из заместителей генерального директора департамента Европы
курирует отношения с Россией.
Третьим и первичным уровнем организационного управления в министерстве является
отдел. Это основная кузница идей, планов и заявлений по проблематике отношений с
конкретным зарубежным государством, группой государств, мероприятий в курируемых
областях. Здесь происходит рабочее согласование возникающих вопросов с зарубежными
партнерами. Заведующий отделом ответственен не только за осуществление практических
текущих дел, но и за выработку концепции политики на курируемом участке. Бывают
случаи, когда он может быть вызван на доклад к министру или в канцелярию премьер-
министра. У каждого заведующего отделом, как правило, один заместитель и несколько
помощников из числа сотрудников отдела. Один из сотрудников назначается «общим
координатором» в отделе. Он помогает координировать работу на различных участках.
136
В качестве примера организации работы отделов МИД Японии можно привести структуру
департамента Европы. В него входят четыре отдела: Первый европейский отдел, Второй
европейский отдел, отдел Центральной и Восточной Европы и отдел России.
Общая численность сотрудников МИД Японии составляет около 5000 человек, причем
около 3000 человек работают в загранучреждениях МИД Японии.
Кадровые вопросы
Кадровые вопросы занимают важное место в обеспечении слаженной и стабильной
работы МИД Японии. Кадровая политика строится на ряде принципов, за соблюдением
которых следит Кадровое агентство как руководящий орган в сфере государственной
службы, а также кадровая служба в самом министерстве. При этом здесь не считают
целесообразным чрезмерное регулирование в данных вопросах, а исходят из того, что
коллектив министерства как крупный социальный организм имеет тенденцию к
самоорганизации.
Первоочередное внимание уделяется вопросам найма на работу. Основной принцип здесь
— проведение единого государственного экзамена. Его требования высоки и
ориентированы на лучших выпускников центральных университетов — Токийского, Кэйо,
Токийского института иностранных языков и т.д. Кадровый отбор и дальнейшее
продвижение по службе вновь принятых сотрудников носит меритократичес-кий характер,
т.е. учитывает уровень их знаний и способностей. Экзамены сдаются по двум категориям:
экзамен высшей квалификации для приема на дипломатическую службу (или экзамен для
приема в качестве карьерного дипломата) и экзамен для приема на работу в МИД в
качестве сотрудника-специалиста.
Для всех сотрудников установлена одинаковая штатная сетка должностей и оплаты труда,
однако продвигаются по ней быстрее те, кто достиг более заметных результатов в работе.
Методы оценки результатов постоянно совершенствуются. Они учитывают как
количественные, так и качественные показатели. В Японии принято для этого специальное
законодательное положение, предусматривающее создание в министерстве специального
отдела, контролирующего эти вопросы.
Большое значение придается принципу кадровой ротации сотрудников, которая
способствует максимальному раскрытию их творческого потенциала.
Кадровый обмен идет не только между отделами внутри министерства, но и между
различными министерствами, в частности, между МИДом и управлением обороны,
Министерством экономики, торговли и промышленности, Министерством финансов и т.д.
В соответствии со специальным законом, вступившим в силу в 2000 г., МИД и
неправительственные организации могут обмениваться сотрудниками для стажировки на
определенный период, что помогает более эффективно координировать впоследствии
совместные мероприятия и проекты.
В МИД Японии существует комплексная система повышения квалификации. Действуют
специальные курсы для различных категорий сотрудников как в специальном японском
институте повышения квалификации государственных служащих, так и за рубежом, по
137
договоренности с учебными заведениями в ведущих государствах (США, Великобритании
и т.д.).
В министерстве также существует специальный резервный «пул», образуемый в
результате периодического и планового сокращения персонала центрального аппарата.
Сотрудники могут временно находиться на работе в других организациях, подчиненных
МИДу, в частности институте международных проблем (научные исследования),
Японской организации международного сотрудничества (проекты оказания
экономического, технического и другого содействия), Японском фонде (культурные и
гуманитарные контакты), а затем возвращаться в министерство.
Немалую роль играют и вопросы социального обеспечения. Социальные выплаты
сотрудникам МИДа включают пособия на содержание семьи, транспортные расходы,
лечение, отпуск, единовременные выплаты в середине и конце года. Кадровое агентство
ежегодно проводит сравнительные исследования условий работы государственных
служащих, в том числе МИД Японии, и сотрудников частных компаний. Результатом
такого исследования, как правило, становится направляемая в парламент рекомендация о
повышении среднего уровня заработной платы (приведении его в соответствие с
аналогичным показателем в частном секторе), которое обычно утверждается специальной
резолюцией. В центральном аппарате министерства принята следующая должностная
сетка: сотрудник отдела — помощник заведующего отделом — заместитель заведующего
отделом — зав. отделом — заместитель директора департамента — генеральный директор
департамента — заместитель министра — первый заместитель министра — министр.
В загранучреждениях МИД действует общепринятая система должностей: посол,
советник-посланник, советник, первый секретарь, второй секретарь, третий секретарь,
атташе.
Особенности выполнения поставленных задач
Особенности японской дипломатической службы вытекают из той социальной среды, в
которой она сформировалась. Ограниченность территории и высокая плотность населения
в течении исторического развития страны и в настоящее время требовали большого
внимания в государственном управлении к вопросам стабильности общества,
заблаговременного предупреждения возможных социальных конфликтов,
прогнозирования общественных процессов.
Для успешного решения этих вопросов ключевую роль играла опора на информацию — ее
сбор, обработка, анализ и использование в работе. Информация служила основой для
поиска консенсуса между социальными группами, имевшими разные интересы. Она
играла также важную организационную роль, поскольку обмен ею внутри
государственного аппарата обеспечивал необходимую координацию между различными
его звеньями, способствовал формированию устойчивых управленческих цепей,
обеспечивающих своевременное принятие государственных решений. Информация,
используемая в работе министерств и ведомств, являлась и является одним из факторов
эффективности государственной службы Японии. Каждое государственное ведомство
ежегодно издает одну или несколько так называемых «белых» или «голубых» книг по
отраслям и проблемам государственной политики. В этих книгах содержится подробный
отчет о работе, проделанной государственными органами за истекший год. МИД Японии
138
выпускает «голубую книгу по внешней политике», в которой дается анализ текущей
международной обстановки, излагаются основные направления внешней политики
Японии, сообщается о мероприятиях в двусторонних отношениях Японии с зарубежными
странами и ее контактах с международными организациями. Проект очередной «голубой
книги» каждый год утверждается на заседании правительства страны.
В современную эпоху роль информации во внешней политике еще больше возрастает.
Компьютерные теле-конференции, общение по информационным сетям, передача
видеоизображений с помощью информационных сигналов стали реальностью в наши дни.
В связи с этим в МИД Японии серьезное значение придают вопросам компьютеризации,
совершенствованию информационных сетей — как внутриведомственных, так и внешних,
а также расширению имеющейся информационной базы. На работу по сбору и обработке
информации министерству выделяется специальный бюджет.
В целях повышения уровня знаний в обществе о внешнеполитических вопросах, а также в
ответ на растущие потребности со стороны населения МИД Японии с апреля 2001 г. начал
практику ознакомления «по запросу» с имеющейся служебной документацией. Любой
японец может обратиться в информационный центр министерства, заполнить
специальную форму и просмотреть на экране компьютера интересующий его документ
при условии того, что этот документ не является секретным.
Наряду с информационным фактором в дипломатической службе Японии важное место
отводится психологическим аспектам. Как показывает практика, успех в решении вопроса
приходит в том случае, если в коллективе сложилась атмосфера «единой команды». В
министерстве принято, что сотрудники отдела или нескольких отделов находятся в одной
комнате, за соседними столами. Рядом, лицом к ним сидит начальник отдела. Появляется
ощущение сопричастности, отсутствуют задержки в рассмотрении отдельных аспектов
проблемы. Нередко проводятся ситуационные игры, позволяющие провести «мозговую
атаку» в отношении сложного вопроса и выработать варианты для его решения. Подобное
коллективное размещение сотрудников не совсем привычно для европейского мышления,
поскольку создает определенные ограничения для индивидуализации работы. Однако
японец находит индивидуальное «самовыражение» как раз через «социализацию», т.е.
через принадлежность к малой социальной группе (в данном случае — коллектив отдела).
Данные организационные аспекты связаны и с подходами японцев непосредственно к
выполнению заданий. Опыт работы с представителями японского МИДа свидетельствует
о том, что они как правило «структурируют» проблемы. Первым шагом для этого является
составление определенного вопросника, который позволяет выделить конкретные аспекты
проблемы и обнаружить взаимосвязь между ними. Вопросник помогает и в беседе с
иностранными партнерами. Он часто передается заранее, чтобы партнер тоже мог бы
соответствующим образом подготовиться к беседе. При этом вопросы в большинстве
формулируются таким образом, чтобы на них не могло последовать однозначного ответа
— «да» или «нет». Считается желательным, чтобы собеседник обязательно в какой-то
форме выразил свое отношение к вопросу, поскольку ответ, даже в общей форме, будет так
или иначе показывать степень готовности или «зрелости» данного аспекта.
Переговоры являются для сотрудников МИДа одной из важнейших форм реализации
внешнеполитических задач. Основами переговорной тактики для японцев считается
определение баланса интересов сторон, расстановка приоритетов в собственной позиции и
разработка поэтапного сценария их реализации.
139
Рекомендуемая литература
1. Панов А.П. Дипломатическая служба Японии и эволюция японо-советских и японо-
российских отношений в послевоенный период 1945-1995 гг. М., 1995.
2. Кадзухико Того. 50 лет японской дипломатии. На рус. яз. М., 1996.
3. Илышев А.В. Так создают госэлиту в стране Восходящего солнца // Служба кадров. № 8.
2001.
140