ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 2667
Скачиваний: 3
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА СВЯТОГО ПРЕСТОЛА
История папской дипломатии
Современная внешнеполитическая служба Ватикана
Дипломатические контакты между Ватиканом, Россией и рядом других государств
Зарубежные представительства Святого престола
Особенности дипломатических представительств при Святом престоле
Протокол папской дипломатии
Подготовка дипломатических кадров
Характерные особенности дипломатии Святого престола
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Внешнеполитический механизм Европейского союза
Европейские институты дипломатического представительства
Концепция структурной внешней политики Сообщества
6
ВВЕДЕНИЕ
Сборник «Дипломатия иностранных государств», подготовленный коллективом кафедры
дипломатии МГИМО(У), — это существенный вклад в развитие исследований, связанных
с изучением институтов дипломатии отдельных государств. Речь идет об истории
становления, современной организации и национальных особенностях дипломатической
службы. Следует отметить, что в 80-е годы XX в. появился ряд работ, посвященных этой
тематике. В них были рассмотрены некоторые вопросы американской и английской
дипломатической службы, а также дипломатической службы скандинавских стран*.
* Блищенко И.П., Худолий П.А. Дипломатическая служба скандинавских стран. М. 1973;
Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М., 1987; Матвеев В.М. Британская
дипломатическая служба. М., 1990.
На рубеже столетий, уже в новой России, исследователями зарубежной дипломатии были
изданы монографии, посвященные дипломатии ряда других государств*.
* Панов А.Л. Дипломатическая служба Японии. М., 1996.; Зонова Т.В. Дипломатическая
служба Италии. М., 1995; Зонова Т.В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции
европейской политической системы. М., 2000; Пахомов Е., Сифурова Л. Дипломатия и
дипломатическая служба США. М., 2001; Квасов O.K. Дипломатия и дипломатическая
служба стран Латинской Америки. М., 2001; Попов В.И. Современная дипломатия. М ,
2000.
Настоящий сборник в значительной степени дополняет общую картину состояния
современной дипломатии. Надлежащее внимание авторы сборника уделяют истории
развития и становления дипломатических служб в этих государствах, эволюции их
внешнеполитического механизма, нынешнему формату внешнеполитических ведомств и
их зарубежных представительств.
Впервые в научный оборот вводятся новейшие источники, характеризующие
дипломатическую службу целого ряда государств Запада (в частности, США,
Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Словакии) и Востока (Китая,
Японии), а также развивающихся стран (Алжира).
В данном случае речь идет не только о продолжении темы, но и о существенном
переосмыслении роли и места дипломатической службы в сегодняшнем постбиполярном
мире. Для него характерно становление нового мироустройства, процессы глобализации,
интеграции и регионализации. Современные технологии вносят немаловажную
трансформацию в традиционные институты. На первый план выходит взаимодействие
дипломатических служб на многосторонних форумах. Это требует от дипломатов большей
степени открытости, умения выступать перед широкой аудиторией, веско и
аргументировано отстаивать интересы своего государства, используя весь арсенал средств,
предоставляемых публичной дипломатией.
7
Интерес читателя, несомненно, привлечет глава, посвященная роли и месту дипломатии в
условиях европейской интеграции. В этом очерке анализируются процессы, происходящие
в Европе после Маастрихта, рассматриваются новые дипломатические структуры и
механизмы, вызванные к жизни процессами интеграции. Весьма интересны разделы,
касающиеся дипломатических служб Китая и Японии, дипломатии Алжира.
Дипломатическая служба латиноамериканских государств удачно показана на фоне ее
многосторонних и коллективных структур. Опыт, накопленный этими государствами,
приобретает все более актуальный характер. В книге дается всесторонняя характеристика
одной из самых старых и многоопытных служб — дипломатической службы Св. Престола,
которая и сегодня пользуется известным влиянием в международной жизни.
Авторы «Дипломатии иностранных государств» в течение длительного времени
плодотворно трудились на поприще дипломатии, занимались теоретической разработкой
проблем внешнеполитической службы. Они ведут компетентный разговор о реформах
структуры дипломатических ведомств, выдвигают на первый план координирующую роль
министерств иностранных дел в осуществлении внешнеполитического и
внешнеэкономического курса государства. Актуально и злободневно звучат вопросы о
стремлении региональных субгосудраственных структур к выходу на международную
арену. Значительное внимание уделено направлению дипломатии, которое требует от
внешнеполитических структур непосредственного участия в решении проблем экономики,
финансов и торговли. В соответствующих разделах этой книги нашли отражение
дискуссии о необходимости более активного привлечения женщин к дипломатической
работе, решению проблем бюджетного финансирования и заработной платы.
Авторы не обходят вниманием и тот факт, что сложные условия, в которых приходится
работать в зонах конфликтов, угроза террористических актов, сужение сферы
иммунитетов и привилегий зачастую подвергают дипломатов значительному риску.
Должное место в сборнике отведено проблемам кадрового состава дипломатической
службы. Проведенное исследование свидетельствует об остроте, с какой сегодня стоят
вопросы подготовки дипломатических кадров. Авторы подчеркивают, что современная
дипломатия предъявляет к кадрам качественно новые требования в области аналитической
работы, публичной дипломатии, умения гибко и новаторски реагировать на вызовы
времени.
Вне всякого сомнения, учебник «Дипломатическая служба иностранных государств»
сыграет важную роль в подготовке специалистов-международников и найдет практическое
применение в работе Министерства иностранных дел, а также всех, кто принимает
активное участие в международном сотрудничестве.
В подготовке пособия принял участие авторский коллектив в составе: Чрезвычайный и
Полномочный Посланник, к.и.н., доц. Е.М.Богучарский; асп. М.Е.Богучарский;
Чрезвычайный и Полномочный Посланник М.Ю.Галузин; Чрезвычайный и Полномочный
Посол, к.и.н., проф. Ю.В.Дубинин; д.п.н., проф. Т.В.Зонова; к.с.н. А.В.Илышев;
Чрезвычайный и Полномочный Посол, проф. Г.В.Киреев; к.и.н., доц. В.А.Корсун; к.и.н.,
доц. С.А.Крылов; д.и.н. проф. В.М.Матвеев; к.и.н. А.С.Солнцев; Чрезвычайный и
Полномочный Посол, проф. В.П.Терехов; М.Эштванникова (Словакия).
8
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА США
Исторические корни дипломатической службы
В Соединенных Штатах Америки первые дипломатические институты создавались
непосредственно представительными органами (что радикально отличает модель их
создания от Англии и большинства стран Западной Европы). Более того, в течение
нескольких лет они даже прямо подчинялись законодательным, а не исполнительным
властным структурам. В январе 1781 г. Конгресс (законодательное собрание
представителей всех колоний, объявивших свою независимость от Англии) учредил
департамент по иностранным делам. Именно эта дата отмечается в США как день
рождения центрального дипломатического ведомства. В течение последующих восьми лет
департамент, составленный из самих законодателей, руководил внешними сношениями
молодого государства.
В 1789 г. в соответствии с принятой в 1787 г. Конституцией США департамент был
преобразован в Госдепартамент и переподчинен президенту страны. Конституция, подведя
общую правовую базу под службу внешних сношений, говорит об ее организации в весьма
туманной форме: не определяются пределы компетенции исполнительной и
законодательной власти, роль госдепартамента в системе внешнеполитических ведомств.
Государственному секретарю предписывается руководить делами департамента так, как
будет указывать время от времени президент. Ряд записанных в тексте конституции
прерогатив президента впоследствии был истолкован в расширительном плане. Так,
зафиксированное в тексте право президента назначать послов (с совета и согласия Сената),
посланников и консулов трансформировалось в право производить любые назначения во
внешнеполитических учреждениях, создавать новые посты и структуры, а также
контролировать работу аппарата. В конституции ничего не говорится о профессиональной
дипломатической службе. Данная правовая лакуна отрицательно скажется на деятельности
американских Дипломатических учреждений в XX в., когда такая служба будет создана.
В годы становления нового государства (с 1775 г. до 30-х годов XIX в.) усилиями
талантливых политиков Б.Франклина, Т.Джефферсона, Дж.Адамса и многих других
Америке — при полном отсутствии в ее распоряжении специально обученных
дипломатических кадров — удалось решить стоявшие перед ней международные задачи.
Затем на смену талантам пришли посредственности, но американские политики по-
прежнему не считали нужным создавать собственную карьерную дипломатическую
службу. Свою позицию они мотивировали, в первую очередь, тем, что для
республиканских Соединенных Штатов неприемлемы монархические дипломатические
институты и традиции Старого Света. Другим аргументом против профессионализации
стало популярное с 30-х годов суждение президента ЭДжексона: «Обязанности
государственных служащих столь просты, что выполнить их по силам любому разумному
человеку»*.
* Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М.: Международные отношения, 1987. С.
18.
9
Идея нашла свое конкретное воплощение во внедрении системы назначений, в том числе и
на дипломатические должности, по принципу «награда — победителям». Выигравший
выборы президент назначал на престижные посты своих союзников и друзей, «награждая»
их этим за поддержку. При этом их профессиональная пригодность могла и не
учитываться (при такой системе назначений дело порой доходило до нелепостей — в 1869
г. президент У.Грант назначил своего друга Э.Уошберна госсекретарем на срок в 12 дней,
дабы тот мог ненадолго «насладиться престижем пребывания» на посту главы
дипломатического ведомства. В итоге в государственном аппарате, включая его
дипломатическое звено, расцвела коррупция, резко снизилась эффективность работы, что
не могло не отразиться самым негативным образом на престиже Соединенных Штатов в
мире.
Превращение США в мощную индустриальную державу, претензии финансово-
монополистических и политических кругов страны на полноправное участие в решении
международных проблем на рубеже XIX—XX вв. со всей настоятельностью требовали
изменить отношение к дипломатии и к ее главному инструменту — дипломатической
службе. Это и было сделано. Политические лидеры страны, активно поддержанные
деловыми кругами и университетами, существовавшими на средства первых, с
готовностью отбросили «демократическую риторику» и декларировали свое желание
обратиться к дипломатическому опыту Западной Европы. В 1905—1916 гг. серией
исполнительных приказов президентов Т.Рузвельта и У.Тафта, а также законами Конгресса
вводился конкурсный критерий приема на дипломатическую и консульскую службу,
провозглашался принцип карьерного продвижения на основе знаний, квалификации и
выслуги лет.
По окончании Первой мировой войны в повестку дня встал вопрос о завершении
формирования кадровой дипломатической службы. Она была создана под названием
«Заграничная служба США» по Закону Роджерса. Закон предписывал объединение кадров
дипломатической и консульской службы в единую систему, порядок приема на службу в
младшие ранги исключительно через конкурсные экзамены и т.п. Однако интеграция
кадров Госдепартамента и Заграничной службы (первые входили в состав Гражданской
службы) была отложена и произошла только в 50-е годы.
В начале «холодной войны» и во многом в силу установок ее американских вдохновителей
на более решительные и агрессивные действия в международных делах дипломатическая
служба в лице Госдепартамента и Заграничной службы начала терять набранный ею в
межвоенный период вес и значение. Созданные по Закону о Национальной безопасности
Министерство обороны, ЦРУ, Совет национальной безопасности стали серьезными
конкурентами традиционных дипломатических учреждений в вопросах осуществления
внешней политики. В дела дипломатические начал активно вмешиваться Конгресс. В
итоге, как замечают современные исследователи, «Госдепартамент становится
бюрократическим пигмеем среди гигантов» как с точки зрения своего финансового
положения, так и влияния на внешнеполитический процесс и собственно на дипломатию*.
В посольствах представители военных ведомств и разведчики оттеснили кадровых
дипломатов на задний план, действуя порой даже в обход послов. Добавим к
вышесказанному, что в первой половине 50-х годов с подачи ультрареакционного сенатора
Дж.Маккарти началась откровенная травля профессиональных дипломатических кадров,
подорвавшая на долгие годы их и без того уже ослабленное положение в государственном
аппарате.
10