ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
Конвенция
о
преступлениях и некоторых других актах,
совершаемых на борту воздушных
судов
(Токио, 14 сентября 1963
г.)
Государства - участники настоящей Конвенции согласились о нижеследующем:
Глава I. Сфера применения Конвенции
Статья 1
1.
Настоящая Конвенция применяется в
отношении:
a) уголовных преступлений;
b)
актов, которые, независимо от того,
являются ли они преступлениями или нет,
могут угрожать или угрожают безопасности
воздушного судна либо находящихся на
его борту лиц или имущества, либо актов,
которые создают угрозу поддержанию
должного порядка и дисциплины на
борту.
2. За исключением предусмотренного
в Главе III, настоящая Конвенция применяется
в отношении преступлений или актов,
совершенных лицом на борту любого
воздушного судна, зарегистрированного
в каком-либо Договаривающемся государстве,
во время нахождения такого воздушного
судна в полете либо на поверхности в
открытом море или на поверхности в любом
другом районе вне пределов территории
любого государства.
3. Для целей
настоящей Конвенции воздушное судно
считается находящимся в полете с момента
включения двигателя в целях взлета до
момента окончания пробега при посадке.
4.
Настоящая Конвенция не применяется к
воздушным судам, используемым на военной,
таможенной или полицейской службах.
Статья 2
Без ущерба для положений Статьи 4 и за исключением случаев, когда этого требует безопасность воздушного судна или находящихся на его борту лиц или имущества, никакое положение настоящей Конвенции не должно толковаться как разрешающее или предписывающее любые меры в отношении уголовных преступлений политического характера или уголовных преступлений, основанных на рассовой или религиозной дискриминации.
Глава II. Юрисдикция
Статья 3
1.
Государство регистрации воздушного
судна правомочно осуществлять юрисдикцию
в отношении преступлений и актов,
совершенных на борту.
2. Каждое
Договаривающееся государство принимает
такие меры, которые могут оказаться
необходимыми для установления своей
юрисдикции в качестве государства
регистрации в отношении преступлений,
совершенных на борту воздушных судов,
зарегистрированных в таком государстве.
3.
Настоящая Конвенция не исключает
осуществления любой уголовной юрисдикции
в соответствии с национальным
законодательством.
Статья 4
Договаривающееся
государство, не являющееся государством
регистрации, не может чинить препятствий
воздушному судну, находящемуся в полете,
в целях осуществления своей уголовной
юрисдикции в отношении преступления,
совершенного на борту, за исключением
следующих случаев:
a) преступление
имеет последствия на территории такого
государства;
b) преступление совершено
гражданином или в отношении гражданина
такого государства либо лицом, постоянно
проживающим в таком государстве, или в
отношении такого лица;
c) преступление
направлено против безопасности такого
государства;
d) преступление заключается
в нарушении действующих в таком
государстве любых правил или регламентов,
относящихся к полету или маневрированию
воздушных судов;
e) осуществление
юрисдикции необходимо для обеспечения
выполнения любого обязательства такого
государства по многостороннему
международному соглашению.
Глава III. Полномочия командира воздушного судна
Статья 5
1.
Положения настоящей Главы не применяются
в отношении преступлений и актов,
совершенных или подготовленных к
совершению лицом на борту воздушного
судна, находящегося в полете в воздушном
пространстве государства регистрации
либо над открытым морем или любым другим
районом вне территории любого государства,
если последний пункт взлета или следующий
пункт намеченной посадки не располагается
в государстве ином, чем государство
регистрации, или если воздушное судно
не продолжает полет в воздушном
пространстве государства иного, чем
государство регистрации, и такое лицо
все еще находится на борту.
2. Несмотря
на положения пункта 3 Статьи 1, воздушное
судно для целей настоящей Главы считается
находящимся в полете в любое время с
момента закрытия всех его внешних дверей
после посадки до момента открытия любой
из таких дверей для высадки. В случае
вынужденной посадки положения настоящей
Главы продолжают применяться в отношении
преступлений и актов, совершенных на
борту, до тех пор, пока компетентные
органы государства не примут на себя
ответственность за воздушное судно, а
также лиц и имущество, находящихся на
борту.
Статья 6
1.
Командир воздушного судна, если он имеет
достаточные основания полагать, что
лицо совершило или готовится совершить
на борту воздушного судна преступление
или акты, предусмотренные в пункте 1
Статьи 1, может применить к такому лицу
разумные меры, включая ограничительные
меры, которые необходимы для:
a)
обеспечения безопасности воздушного
судна либо находящихся в нем лиц или
имущества; или
b) поддержания должного
порядка и дисциплины на борту; или
c)
предоставления ему возможности передать
такое лицо компетентным органам или
высадить его в соответствии с положениями
настоящей Главы.
2. Командир воздушного
судна может требовать или разрешать
помощь других членов экипажа и может
просить или разрешать, но не требовать
помощи пассажиров для применения
ограничительных мер к любому лицу, к
которому он имеет право применить такие
меры. Любой член экипажа или пассажир
может также предпринять разумные
превентивные меры без такого разрешения,
если он имеет достаточные основания
полагать, что такие меры необходимо
предпринять немедленно для обеспечения
безопасности воздушного судна либо
находящихся на нем лиц или имущества.
Статья 7
1.
Ограничительные меры, примененные к
лицу в соответствии со Статьей 6, не
применяются за пределами любого пункта,
в котором воздушное судно совершает
посадку, за исключением случаев, когда:
a)
такой пункт находится на территории
государства, не являющегося участником
настоящей Конвенции, и его полномочные
органы отказываются разрешить высадку
такого лица, или такие меры были применены
в соответствии с пунктом 1 "c" Статьи
6 в целях обеспечения его передачи
компетентным органам;
b) воздушное
судно совершает вынужденную посадку и
командир воздушного судна не в состоянии
передать такое лицо компетентным
органам;
или
c) это лицо соглашается
продолжить полет с применением
ограничительных мер.
2. Командир
воздушного судна, на борту которого
находится лицо, в отношении которого
были применены ограничительные меры в
соответствии с положениями Статьи 6, в
возможно короткий срок и по возможности
до посадки на территории какого-либо
государства уведомляет полномочные
органы этого государства о том, что на
борту находится лицо, к которому применены
ограничительные меры, и о причинах
применения к нему таких мер.
Статья 8
1.
Командир воздушного судна может,
насколько это необходимо для целей
подпунктов "а" или "b" пункта
1 Статьи 6, высадить на территории любого
государства, в котором воздушное судно
совершает посадку, любое лицо, в отношении
которого он имеет достаточные основания
полагать, что оно совершило или готовится
совершить на борту воздушного судна
акт, предусмотренный пунктом 1 "b"
Статьи 1.
2. Командир воздушного судна
уведомляет полномочные органы государства,
в котором он высаживает любое лицо в
соответствии с настоящей Статьей, о
факте и причинах такой высадки.
Статья 9
1.
Командир воздушного судна может передать
компетентным органам любого
Договаривающегося государства, на
территории которого воздушное судно
совершает посадку, любое лицо, в отношении
которого он имеет достаточные основания
полагать, что оно совершило на борту
воздушного судна акт, который, по его
мнению является тяжким преступлением
согласно уголовному законодательству
государства регистрации воздушного
судна.
2. Командир воздушного судна
в возможно короткий срок и по возможности
до посадки на территории Договаривающегося
государства с лицом на борту, которое
командир воздушного судна намеревается
передать в соответствии с предыдущим
пунктом, уведомляет полномочные органы
такого государства о своем намерении
передать такое лицо и о причинах
передачи.
3. Командир воздушного судна
предоставляет полномочным органам,
которым в соответствии с положениями
настоящей Статьи передается всякий
предполагаемый преступник, доказательства
и сведения, которыми он в соответствии
с законодательством государства
регистрации воздушного судна располагает
на законном основании.
Статья 10
За действия, предпринятые в соответствии с настоящей Конвенцией, командир воздушного судна, любой другой член экипажа, пассажир, владелец или эксплуатант воздушного судна, лицо от имени которого совершался полет, не несут ответственности ни при каком судебном разбирательстве по поводу обращения с лицом, в отношении которого были предприняты такие действия.
Глава IV. Незаконный захват воздушного судна
Статья 11
1.
Если находящееся на борту воздушного
судна лицо с помощью силы или угрозы
силой незаконно совершает акт
вмешательства, захвата или другого
незаконного осуществления контроля
над воздушным судном в полете или если
оно готовит к совершению такой акт,
Договаривающиеся государства принимают
все надлежащие меры для восстановления
контроля законного командира над
воздушным судном или для сохранения за
ним контроля над воздушным судном.
2.
В случаях, предусмотренных предыдущим
пунктом, Договаривающееся государство,
в котором воздушное судно совершает
посадку, в возможно короткий срок
разрешает его пассажирам и экипажу
продолжить полет и возвращает воздушное
судно и его груз их законным владельцам.
Глава V. Права и обязанности государств
Статья 12
Любое Договаривающееся государство разрешает командиру воздушного судна, зарегистрированного в другом Договаривающемся государстве, высадить любое лицо в соответствии с пунктом 1 Статьи 8.
Статья 13
1.
Любое Договаривающееся государство
принимает любое лицо, которое командир
воздушного судна передает в соответствии
с пунктом 1 Статьи 9.
2. Убедившись, что
того требуют обстоятельства, любое
Договаривающееся государство заключает
под стражу или принимает другие меры,
обеспечивающие присутствие любого
лица, подозреваемого в совершении акта,
предусмотренного в пункте 1 Статьи 11, и
любого лица, которое им было принято.
Заключение под стражу и другие меры
осуществляются в соответствии с
законодательством этого государства,
но могут продолжаться только в течение
времени, необходимого для начала
уголовного производства или производства
о выдаче.
3. Любому лицу, находящемуся
под стражей в соответствии с предыдущим
пунктом, оказывается содействие в
немедленном установлении контакта с
ближайшим соответствующим представителем
государства, гражданином которого оно
является.
4. Любое Договаривающееся
государство, которому передано лицо в
соответствии с пунктом 1 Статьи 9 или на
территории которого воздушное судно
совершает посадку после совершения
акта, предусмотренного в пункте 1 Статьи
11, немедленно производит предварительное
расследование фактов.
5. Когда
государство, согласно положениям
настоящей Статьи, заключает лицо под
стражу, оно немедленно уведомляет
государство регистрации воздушного
судна и государство гражданства
задержанного лица и, если оно сочтет
это целесообразным, любое другое
заинтересованное государство о факте
содержания такого лица под стражей и
об обстоятельствах, послуживших
основанием для его задержания. Государство,
которое производит предварительное
расследование, предусмотренное пунктом
4 настоящей статьи, незамедлительно
сообщает о полученных им данных
вышеупомянутым государствам и указывает,
намерено ли оно осуществить свою
юрисдикцию.
Статья 14
1.
Если любое лицо было высажено в
соответствии с пунктом 1 статьи 8 или
передано в соответствии с пунктом 1
Статьи 9, или высажено после совершения
акта, предусмотренного в пункте 1 Статьи
11, и если такое лицо не может или не
желает продолжить свой полет и государство
посадки отказывается принять его, такое
государство может, если лицо, о котором
идет речь, не является его гражданином
или лицом, постоянно проживающим в этом
государстве, возвратить его на территорию
государства, гражданином которого оно
является или в котором постоянно
проживает, или на территорию государства,
в котором оно начало свой полет.
2.
Высадка, передача, заключение под стражу
или другие меры, предусмотренные в
пункте 2 Статьи 13, а также возвращение
указанного лица не рассматриваются как
допуск на территорию соответствующего
государства по его законодательству,
касающемуся въезда или допуска лиц, и
ничто в настоящей Конвенции не влияет
на законодательство Договаривающегося
государства, касающееся высылки лиц с
его территории.
Статья 15
1.
Без ущерба для Статьи 14 любое лицо,
которое было высажено в соответствии
с пунктом 1 Статьи 8 или передано в
соответствии с пунктом 1 Статьи 9, или
высажено после совершения акта,
предусмотренного в пункте 1 Статьи 11, и
которое желает продолжить свой полет,
может в возможно короткий срок продолжить
полет в любой пункт по своему выбору,
если только его присутствие не требуется
по законодательству государства посадки
для целей производства о выдаче или
уголовного производства.
2. Без ущерба
для его законодательства, касающегося
въезда и допуска на его территорию,
выдачи или высылки с его территории,
Договаривающееся государство, на
территории которого лицо было высажено
в соответствии с пунктом 1 Статьи 8 или
передано в соответствии с пунктом 1
Статьи 9, или высадилось и подозревается
в совершении акта, предусмотренного в
пункте 1 Статьи 11, обращается с таким
лицом в целях его защиты и безопасности
не менее благожелательно, чем с гражданами
такого Договаривающегося государства
в подобных обстоятельствах.
Глава VI. Прочие положения
Статья 16
1.
Преступления, совершенные на воздушном
судне, зарегистрированном в каком-либо
Договаривающемся государстве,
рассматриваются для целей выдачи, как
если бы они были совершены не только в
месте их совершения, но также и на
территории государства регистрации
воздушного судна.
2. Без ущерба для
положений предыдущего пункта ничто в
настоящей Конвенции не считается
обязывающим осуществлять выдачу.
Статья 17
При осуществлении любых мер по расследованию или аресту, либо при осуществлении юрисдикции иным образом в связи с любым преступлением, совершенным на борту воздушного судна, Договаривающиеся государства обращают внимание на безопасность и другие интересы аэронавигации и действуют таким образом, чтобы избежать необоснованной задержки воздушного судна, пассажиров, экипажа или груза.
Статья 18
Если Договаривающиеся государства создают совместные авиатранспортные эксплуатационные организации или международные эксплуатационные агентства, эксплуатирующие воздушные суда, не зарегистрированные ни в одном из государств, эти государства, в соответствии с обстоятельствами дела, назначают из их числа государство, которое для целей настоящей Конвенции рассматривается как государство регистрации, и уведомляют об этом Международную организацию гражданской авиации, которая рассылает такое уведомление всем государствам - участникам настоящей Конвенции.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 19
До даты вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии с положениями Статьи 21 она остается открытой для подписания от имени любого государства, которое на эту дату является членом Организации Объединенных Наций либо любого из ее специализированных учреждений.