Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 1093
Скачиваний: 1
1) монополия,
2) олигополия,
3) монополистическая конкуренция.
Монополия - это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции.
Можно выделить характерные черты чисто монополистического рынка:
1. На рынке существует только один продавец (mono - один, poleo - продавец - греч.).
2. Продукт фирмы уникален, у него не существует близких заменителей. В связи с этим у покупателей нет выбора продавца.
3. Продавец контролирует цену, диктует её рынку. Он может сохранить и даже увеличить цену и при падении спроса, уменьшив объём производства.
4. Для проникновения на рынок существуют непреодолимые или крайне трудно преодолимые барьеры.
Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.
Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.
Чистая монополия и монополистическая конкуренция.
Чистая монополия-это рыночная структура, при которой товар, не имеющий близких заменителей, продаёт один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Предпосылками возникновения чистой монополии являются: - производство уникальной продукции (отсутствия близких заменителей) - наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба; - исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам; - наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п. Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм.
Признаки монополистической конкуренции можно сформулировать так:
- рынок состоит из относительно большойколичества продавцов, каждый из которых обладает небольшой (но не бесконечно малой) долей рынка;
- сделки заключаются в широком диапазонецен;
- устанавливая цены, продавцы пытаются выделиться за неценовыми признакам;
- товар каждого продавца является несовершенным заменителем товаров других фирм;
- рынок не имеет барьеров для входа и выхода