Файл: Спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившегося в форме соревнований и официальных международных спортивных соревнований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

· борьба с национализмом, космополитизмом, допингом в спорте;

· стремление к укреплению гуманистических ценностей спорта в современном мире.

Сущностные признаки олимпизма - это идеи, принципы, цели и задачи, выраженные в программах, функциях, системе управлению и организационной структуре международного олимпийского движения.

Главными целями олимпийского движения являются:

· всемирное распространение принципов, идей и идеалов олимпизма;

· содействие организации и развитию олимпийского спорта;

·   пропаганда спорта и возможностей его использования для физического, нравственного, эстетического воспитания человека;

· воспитание молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы;

· создание условий для реализации программы МОК "Олимпийская солидарность", направленной на координацию деятельности национальных олимпийских комитетов и их помощь в развитии олимпийского движения;

· содействие подготовке и воспитанию спортивно-педагогических, научных и тренерских кадров, способствующих использованию спорта в гуманистических целях, обмену опытом между ними;

· подготовка и проведение Олимпийских игр.

Вершиной олимпийского движения является объединение спортсменов мира на великом спортивном празднике - Олимпийских играх. Появление Олимпийских игр относится к 9 веку до н.э. Они зародились в Древней Греции как общегреческие празднества и состязания (езда на колесницах, пятиборье, кулачный бой, конкурс искусств). Устраивались в честь бога Зевса в Олимпии один раз в четыре года и начинались 11 гекатамбеона (в современном календаре - июль-август). Отсюда и название их - Олимпийские игры. Считается, что "наиболее яркие, чем кто-либо до него", Олимпийские игры в честь всемогущего Зевса организовал Пелопс.

Впервые вопрос об организации международных спортивных соревнований по образцу древних олимпиад Пьер де Кубертен поставил в 1889 г. на международном атлетическом конгрессе, который состоялся в Париже во время международной выставки. Свою концепцию олимпизма как понятия, содержащего в обобщенном виде определенные педагогические взгляды, Кубертен изложил в лекции "Олимпийский ренессанс", прочитанной им 25 ноября 1892 г. в Сорбоннском университете по случаю пятилетней годовщины создания Французского легкоатлетического союза. Именно тогда он, будучи генеральным секретарем данного союза, внес официальное предложение о возобновлении Олимпийских игр.


Кубертен, в частности, произнес: "Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры". "Давайте, - сказал он в заключение лекции, - пошлем за рубеж гребцов, фехтовальщиков, бегунов и тем самым положим начало свободному движению спортсменов, с помощью которого в кровообращение старой Европы вольется идея мира. Это позволяет мне, пользуясь вашей поддержи кой, внести предложение о возобновлении Олимпийских игр, преобразованных в соответствии с требованием современности". Весной 1893 г. по предложению Пьера де Кубертена создается организационный комитет для подготовки и созыва Учредительного конгресса. В письме, которое Кубертен рассылает в разные страны, он пишет: "Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые бы соответствовали запросам современного общества, сделает возможной встречу представителей всех народов мира каждые четыре года. Мы надеемся, что эти миролюбивые и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма". Благодаря в основном международному пацифистскому движению Кубертен установил связи с теми государствами, в которых спортивное движение получило широкое развитие.

16 июня 1894 г. на I Учредительном конгрессе делегаты 10 стран - Франции, Великобритании, США, России, Швеции, Испании, Италии, Бельгии, Нидерландов и Греции - единогласно принимают постановление о возрождении Олимпийских игр. В нем говорится: "Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, предоставляемых возрождением Олимпийских игр как с точки зрения спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни". На этом конгрессе была принята Олимпийская хартия, решено, что Игры I Олимпиады состоятся в 1896 г. в Афинах. Так через 15 веков забвения благодаря барону П. де Кубертену Олимпийские игры были возвращены человечеству. Он непосредственно участвовал в подготовке и проведении Олимпийских игр 1896-1924 гг. В Играх I Олимпиады 1896 г. приняли участие 295 атлетов. История гласит, что в последний день I Олимпиады после награждения победителей оливковыми ветвями П. Кубертен произнес ставшие впоследствии всемирно известными слова: "То, что удалось один раз, еще должно утвердить себя. Подтвердить право на существование. Впереди не праздники. Впереди - борьба". Не раз судьба Олимпийских игр ставилась под вопрос, и они были на грани срыва. Олимпийские игры, без сомнения, являются одним из самых значительных культурных мероприятий в мире. Они стали соревнованиями между спортсменами в индивидуальных или командных видах, а не между странами. Игры объединяют спортсменов, отобранных НОК для этой цели, заявки которых были приняты МОК, и выступающих под техническим руководством соответствующей МСФ. Полномочия принять окончательное решение по любым вопросам, касающимся Олимпийских игр, принадлежат МОК.


Международный спортивный опыт убедительно показал, что только единство всех трех организаций - МОК, ГАНОК и ГАИСФ - способно обеспечить прогрессивное развитие международного спортивного движения, но для этого необходимо объединение усилий всех спортивных организаций в мировом спортивном сообществе. Поэтому для консолидации спортивной жизни, координации соревнований в МСД в обозримом будущем, возможно, потребуется создание новой структуры - единой организации, стоящей над МОК, НОК и МСФ, объединяющей и возглавляющей МСД в интересах совершенствования регулирования и управления спортивным движением, преодоления национальных и расовых ограничений, международных противоречий и осуществления политики в области спорта, связанной с мирным сосуществованием.

В августе 1994 г. в Париже состоялся XII Олимпийский конгресс столетия, который получил название "Конгресс единства" и был самым представительным (более 3 тыс. делегатов). Он был посвящен 100-летию Международного олимпийского комитета. На этом конгрессе рассматривалось четыре вопроса: место и роль спортсмена в обществе; спорт в его социальном контексте (спорт и политика, спорт и экономика, спорт для всех, спорт и развивающиеся страны); вклад олимпийского движения в современное общество; олимпийское движение и международное взаимопонимание.

Организатором конгрессов является МОК. Он устанавливает место и дату конгресса. Президент МОК председательствует на конгрессе и решает процедурные вопросы. Олимпийский конгресс носит консультативный характер. Олимпийский конгресс составляют члены, почетный пожизненный президент, почетные члены и заслуженные члены МОК, делегаты МСФ, НОК и других организаций, признанных МОК. В работе Олимпийского конгресса принимают участие также спортсмены и лица, приглашаемые МОК индивидуально или в качестве представителей их организаций.

Олимпийские игры состоят из летних и зимних, каждые из которых проводятся, как правило, раз в четыре года. Продолжительность летних игр как правило - 15 дней, а зимних - 10. В любом случае продолжительность летних и зимних Олимпийских игр не должна превышать 16 дней. Если по воскресеньям или в праздничные дни проведение соревнований не предусматривается, то продолжительность Олимпийских игр может с согласия Исполкома МОК соответственно увеличиться.

Заключение

В результате моей работы я пришла к выводу, что, в самом деле, спорт нельзя исследовать вне сфер жизнедеятельности общества (социально-экономической, политико-правовой, нравственно-эстетической) и культуры в целом, сопровождающей становление и эволюцию спорта. Социально-культурный компонент спорта приобщает людей, и особенно молодежь, к ценностям и знаниям социума, формирует умения и навыки коммуникации, способности мыслить с разных точек зрения о проблемах человека и мира, способствует обретению духовной зрелости. Как социокультурное явление спорт практически в течение всей жизни человека через занятия физической культурой привлекает его во внерабочее и внеучебное время к соревнованиям и массовым спортивным мероприятиям, что позитивно влияет на процесс социализации индивидов и утверждения их социального статуса. С политико-правой позиции спорт как область складывающихся в соревновательной деятельности системе общественных отношений, и объект государственной политики выступает важнейшим консолидирующим фактором, механизмом развития демократии и создания диалога, утверждения идеологии патриотизма, инструмента влияния на протекающие в обществе процессы. Экономический аспект спорта подразумевает деятельность людей и государства в период организации, подготовки и проведения состязаний использование специальной материально-технической базы, объектов и средств, способствующих достижению спортсменами рекордных результатов и получению ими денежных вознаграждений. 


Таким образом, спорт следует трактовать как исторически сложившийся в форме специальной состязательной деятельности и спортивной практики социокультурный феномен, способствующий гармоничному развитию естественно-природных и общественно-преобразующих психофизиологических способностей двигательной активности и нравственно-эстетических качеств человека, что и определяет его спортивную деятельность. И главенствующее значение при этом будет иметь понимание того, что формирование двигательных возможностей личности, не только связано, но и в решающей степени зависит и определяется социокультурными факторами. 

Список использованной литературы

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры, 2008, № 4.
2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: Воениздат, 2007.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 2009.
4. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. Коваленко В.А. – М.: АСВ, 2006.

5. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М: Академия, 2001.
6. Зуев В.Н. Менеджмент и менеджеры отечественной сферы физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов вузов: Рек. Учеб.-метод. объединением по образованию в области физической культуры и спорта. - М.: Физическая культура, 2006. - 387 с. 
7. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М: Радуга, 1982.
8. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: Учеб. Пособие // А.В. Починкин. - Малаховка: МГАФК, 2010. - 210 с.
9. Столбов В.В. История физической культуры и спорта - М: Физкультура и спорт, 1983.
10. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта: Учебник/Под ред. В.В. Столбова. - М.: ФиС, 2000.

11. Федеральный закон № 329 от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. ст. 6242; 2011. № 50. ст. 735. 

12. Столяров В. И. Методологические проблемы исследования физической культуры и спорта как элементов образа жизни // Спорт и образ жизни: Сб. статей / Сост. В.И. Столяров, Кравчик. М.: Физкультура и спорт, 1979. С. 4-21.

13. Столяров В. И. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1/ Чесноков Н. Н., Стопникова Е. В., Столяров В. И. М.: Автор, 2005. 315 с.

14. Михайлова О. В. Толковый словарь русского языка. СПБ.: ООО «Виктория плюс», 2016. С. 562.