Файл: Электронная цифровая подпись.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В 2002 г. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 была утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)»[1].

Данная Программа стала важным шагом на пути развития электронного документооборота и электронной торговли в России.

Принятие названной Программы стало возможным благодаря формированию законодательной базы в сфере электронного документооборота.

И прежде всего следует отметить принятие Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»[2] (далее – Федеральный закон). Этот Федеральный закон, по оценкам специалистов, дает значительный стимул развитию всего высокотехнологического бизнеса в России.

Информационные технологии, бурное развитие которых началось в 90-е годы, коренным образом изменили нашу жизнь.

Темпы информатизации российского общества одни из самых высоких в мире.

Уже сегодня большая часть оборота информации и документов осуществляется в электронном виде. Технология же электронной подписи способна еще более расширить возможности электронного документооборота, распространить его на все сферы общественной жизни.

Технологии электронной цифровой подписи постепенно завоевывают признание во всем мире. Вместе с тем развитие возможностей электронной коммерции благоприятным образом скажется в целом на рынке российских информационных технологий, т.к. все проекты электронной коммерции, такие как Интернет-торговля, Интернет-банкинг, Интернет-провайдинг, являются крупными потребителями прикладного программного обеспечения, а его разработка создаст целую отрасль специализированных программно-технологических предприятий в России.

Все сказанное характеризует актуальность темы работы.

Цель работы: изучение электронной цифровой подписи как инструмента для придания юридической силы электронным документам.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующий круг задач:

1. Рассмотреть правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи.

2. Раскрыть понятие и сущность электронной цифровой подписи как основного реквизита электронного документа. Условия использования электронной цифровой подписи.

3. Охарактеризовать электронный документ.

4. Рассмотреть особенности использования электронной цифровой подписи.

При работе над данной темой и решении поставленных задач использовались: нормативно-правовые источники, регулирующие использование электронную цифровую подпись, учебные пособия.


1.  Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи

Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации[3] (далее - ГК РФ), Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации»[4], Федеральным законом «О связи»[5], другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществляется соглашением сторон.

До принятия настоящего Федерального закона правовой базой для применения электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) являлись п. 2 ст. 160, ст. 434 ГК РФ. Статья 434 ГК РФ предоставляет сторонам возможность заключать договоры путем телетайпной, телефонной, электронной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

При этом п. 2 ст. 160 ГК говорит, что использование ЭЦП при заключении сделок допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п. 3. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

Законодатель не говорит и о том, какая категория документов может подтверждаться ЭЦП, а следовательно, полагаем, что речь может идти о любых документах, хранимых, обрабатываемых и передаваемых с помощью информационных и телекоммуникационных систем, за исключением тех, которые в соответствии с законодательством могут существовать только в бумажном виде.[6] 

Так, в частности, согласно ст. 4 Федерального закона от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»[7] простой и переводной векселя могут быть составлены только на бумаге.


Отдельные положения, касающиеся применения ЭЦП, содержатся в Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»[8].

В частности, в ст. 12 данного Закона говорится, что электронные документы, подготовленные с использованием ГАС «Выборы», приобретают юридическую силу после их подписания электронной цифровой подписью соответствующих должностных лиц, а протокол, сводная таблица о голосовании и иные сводные документы, подготовленные в электронном виде, приобретают юридическую силу только после «обязательной проверки с помощью открытых ключей электронной цифровой подписи подлинности всех исходных электронных документов, на основе которых готовится сводный электронный документ».

В соответствии с п. 3 ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [9] документы, подписанные с помощью ЭЦП, могут представляться в качестве письменных доказательств в арбитражном процессе.

Аналогичная позиция была изложена в раздел IV письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 1994 г. № С1-7/ОП-587 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике»[10].

Итак, Федеральный закон состоит из 5 глав, 21 статьи.

В главе I «Общие положения» (ст. ст. 1 - 3) определяется сфера правового регулирования, указывается состав законодательства в области использования электронной цифровой подписи, а также раскрываются основные понятия, используемые в Федеральном законе.

В главе II «Условия использования электронной цифровой подписи» (ст. ст. 4 - 7) закреплены условия, при соблюдении которых признается равнозначность электронной цифровой подписи и собственноручной подписи, условия использования средств электронной цифровой подписи, содержание и порядок хранения сертификата ключа подписи - документа, позволяющего подтверждать подлинность электронной цифровой подписи и ее принадлежность конкретному лицу.

Глава III «Удостоверяющие центры» (ст. ст. 8 - 15) регламентирует статус и деятельность организаций, обеспечивающих функционирование технологии электронной цифровой подписи, принципы взаимодействия между удостоверяющим центром и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В этой же главе определяются основные права и обязанности удостоверяющих центров и владельцев сертификатов ключа, указываются основания для приостановления, аннулирования сертификата ключа подписи, последствия прекращения деятельности удостоверяющего центра.


В главе IV «Особенности использования электронной цифровой подписи» (ст. ст. 16 - 19) предусмотрены особенности использования электронной цифровой подписи в сфере государственного управления, в корпоративных информационных системах (с ограниченным кругом участников), а также условия признания иностранных сертификатов электронной цифровой подписи и случаи, когда электронная цифровая подпись может замещать не только собственноручную подпись, но и печать.

Глава V (ст. ст. 20 и 21) устанавливает заключительные и переходные положения, связанные с введением в действие Федерального закона.

Федеральный закон основывается на следующих принципах.

1. Цифровая подпись не может быть дискриминирована по сравнению с собственноручной подписью только по тому основанию, что она имеет электронную форму. Если соблюдены все указанные в Федеральном законе требования, предъявляемые к электронной подписи, то она порождает те же правовые последствия, что и собственноручная. Более того, обе подписи могут быть равным образом использованы в качестве доказательства в суде.

2. Осуществление государственного контроля за обращением продуктов и услуг, связанных с электронной цифровой подписью, который проявляется прежде всего в том, что физические и юридические лица могут использовать только сертифицированные средства электронной цифровой подписи, а деятельность удостоверяющих центров подлежит лицензированию.

3. Федеральный закон устанавливает минимальные и достаточные требования, предъявляемые как к самой электронной цифровой подписи, так и к удостоверяющим центрам.

4. Правовым признанием пользуется электронная цифровая подпись, полученная с помощью использования технологий асимметричной криптографии.

5. Широкая сфера применения электронной цифровой подписи. Электронная цифровая подпись может использоваться субъектами публичных отношений для идентификации отправителя и (или) в частноправовой сфере для подписания договоров. При этом Федеральный закон не касается вопросов заключения и действительности договоров, которые относятся к предмету регулирования Гражданского кодекса.

6. Признание иностранного сертификата ключа подписи, что, несомненно, способствует не только развитию внутреннего рынка, но и международной электронной коммерции.


2.  ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ КАК ОСНОВНОГО РЕКВИЗИТА ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА

Развитие систем электронного документооборота, электронных платежей, электронной почты, распространение информационных систем с большим числом пользователей поставили задачу нахождения инструмента взаимодействия с помощью электронных средств, при котором пользователи, в т.ч. незнакомые друг с другом, могли бы достоверно передавать друг другу информацию, точно определять источник той или иной информации, полученной ими по электронным каналам, а сам источник информации не мог бы отрицать свое авторство.

Таким инструментом стали реквизиты, идентифицирующие электронный документ, которые в значительной степени и определяют его юридическую силу.

Существует множество различных способов идентифицировать информацию, зафиксированную в электронном документе, которые различаются по степени достоверности.

Так, С. Бернет и С. Пейн считают, что электронная подпись «...это любой знак или процедура, реализованные электронными средствами, то есть выполненные или принятые участвующей стороной с намерением связать запись с обязательством или удостоверить подлинность записи».[11]

В соответствии с приведенным определением электронной подписью может являться выходной сигнал сложного биометрического устройства, такого как система компьютерного распознавания отпечатков пальцев или простой ввод имени в конце электронного сообщения, т.е. в соответствии с данным определением для электронной подписи технология ее создания электронными средствами не имеет значения.

Н.И. Соловяненко также указывает на то, что связанные с электронным документом символы, коды, пароли и т.д. могут рассматриваться как электронная подпись, если они «исполнены или приняты сторонами по взаимному соглашению и с явным намерением подтвердить подлинность написанного».[12]

При этом Н.И. Соловяненко справедливо полагает, что доверие к электронной подписи обеспечивается посредством следующей общей схемы:

- во-первых, реализуется принятый международной практикой принцип функционального эквивалента, который предполагает, что во всех случаях, когда правовая система государства требует наличия подписи, таковым требованиям удовлетворяет электронная подпись;

- во-вторых, между контрагентами заключается соглашение, оговаривающее возможность и условия использования электронной подписи в предпринимательской деятельности.