Добавлен: 20.10.2018
Просмотров: 2621
Скачиваний: 13
ИДЗ 1
Кейс «Внешняя и внутренняя среда предприятия»
Цель работы: изучение особенностей функционирования фирмы на примере конкретного предприятия/фирмы
Задачи:
-
изучить источники информации о деятельности юридических ли на территории РФ
-
охарактеризовать основные признаки предприятия как юридического лица
-
дать оценку эффективности работы предприятия на основе СВОТ-анализа
-
применить возможности МS Word для оформления отчета об итогах работы
Инструкция по выполнению работы
1) Обучающиеся самостоятельно выбирают объект исследования, используя и проводят поиск информации об особенностях деятельности предприятия на официальных сайтах компаний и сайтах, раскрывающих квартальную отчетность предприятий.
https://www.e-disclosure.ru/ - Сервер раскрытия информации информации Интерфакс.
Для выбранного предприятия находимо использовать квартальную отчетность эмитента за квартал текущего (прошлого) года в формате pdf или word .
2) Для формирования отчета необходимо рассмотреть следующие вопросы:
-
полное наименование предприятия
-
организационно-правовая форма
-
форма собственности
-
размеры
-
вид деятельности
-
специализация
-
отраслевые риски, страновые и региональные риски, финансовые риски, риски, связанные с деятельностью эмитента, правовые риски
-
материалы, товары (сырье) и поставщики эмитента
-
рынки сбыта продукции (работ, услуг) эмитента и факторы, влияющие на сбыт продукции
-
планы будущей деятельности эмитента
-
совместная деятельность эмитента
-
участие эмитента в промышленных, банковских и финансовых группах, холдингах, концернах и ассоциациях
-
состав, структура и стоимость основных средств эмитента, информация о планах по приобретению, замене, выбытию основных средств, а также обо всех фактах обременения основных средств эмитента
-
факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки от продажи эмитентом товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) эмитента от основной деятельности
-
анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента
3) на основе изученной информации сформировать матрицу SWOT об анализе внутренней и внешней среды предприятия. По итогам «внутреннего» исследования анализируются сильные и слабые стороны компании, анализ внешней среды позволяет выявить возможности и угрозы для развития компании.
В процессе проведения обследования внешней среды оценивается привлекательность рынка и другие возможности и угрозы внешней среды.
Оценивая привлекательность рынка, следует обратить внимание на:
-
Тенденции рынка. Целью анализа тенденций рынка является описание развития спроса в каждом из сегментов рынка;
-
Поведение покупателей. Необходимо оценить поведение покупателя при покупке, использовании и владении товара, покупательские привычки, анализ имиджа торговой марки или компании;
-
Структура сбыта. Здесь необходимо оценить ожидаемое состояние сети дистрибьюции, ожидания и мотивацию партнеров кампании;
-
Конкурентную среду. Оцените в этом разделе анализа поведение потребителей и поставщиков, угрозу товаров субститутов (заменителей), барьеры входа на рынок.
Кроме того, важное влияние на успешность компании могут оказывать следующие факторы внешней макросреды, на которые, как правило компания влиять не может:
-
Законодательство и политическая среда, ожидаемые или возможные его изменения. Законодательные акты и другие нормативные документы, которые могут повлиять на работу компании. Например, для многих торговых и производственных компаний критически важными являются изменения в таможенном законодательстве, особенно для малого и среднего бизнеса. Экономическое положение страны, региона. Изменение показателей ВНП, возможные крупные изменения в экономике, которые могут повлиять на вашу компанию, ожидаемая инфляция и ее влияние на бизнес.
-
Социально-демографические факторы;
-
Изменение технологий. Также бывает критическим, особенно если на рынке ожидается появление товаров-субститутов, которые могут превратить товар компании в «устаревший хлам»;
-
Международная среда оказывает влияние на многие, но не все компании, в меньшей степени на малый бизнес;
-
Экологическая среда также должна учитываться некоторыми компаниями;
В процессе проведения обследования внутренней среды компании оцениваются ресурсы фирмы, ее бизнес-процессы, анализируется конкурентоспособность. Ключевые факторы анализа
-
Менеджемент. Оценивается потенциал сотрудников компании высшего и среднего уровня, их квалификация, мотивация, лояльность.
-
Маркетинг, включая анализ коммуникационной программы (реклама, личные продажи, PR), сравнение рекламной активности с конкурентами, эффективность собственных маркетинговых усилий;
-
Персонал, уровень квалификации и заинтересованности, соответствие мотивационных программ целям и задачам организации
-
Анализ системы сбыта компании, потребностей и запросов торговых партнеров, распределения объемов продаж по членам сети дистрибуции, типам посредников (опт, розница), выделение приоритетных дилеров и т.д.;
-
Анализ продуктового портфеля. Оцениваются текущие и ожидаемые объемы продаж, доля рынка, прибыльность по каждому из продуктов или продуктовой группе, качество, имидж марки;
-
Анализируются приоритетные конкуренты, их доля рынка, возможные преимущества по издержкам, цене, имидж их товаров, их конкурентное поведение текущее и возможное, их основные слабости;
-
Наличие устойчивого конкурентного преимущества, например, ресурсной базы, недоступной ближайшим конкурентам или патентованных технологий;
-
Анализ ценовой политики, ценовая эластичность спроса, возможные максимально приемлемые цены для товаров компании, сравнение с ценами конкурентов, политика скидок и других программ стимулирования сбыта.
Пример заполнения матрицы приведен в таблице.
Матрица SWOT- анализа
Сильные стороны |
Возможности |
1. Опыт работы компании – боле 10 лет на Российском рынке 2. Известность торговой марки X владельцам розничных торговых точек 3. Разработанная система обучения новых сотрудников 4. Традиции высокого качества обслуживания 5. Налаженные партнерские отношения с поставщиками, предоставляющими товар на разумных кредитных условиях. |
1. Стабилизация экономической ситуации повлекла за собой увеличение уровня жизни населения. 2. Ненасыщенный российский рынок представляет практически неограниченные возможности для роста. 3. Процесс «омоложения» владельцев розничного бизнеса |
Слабые стороны |
Угрозы |
1. Система компенсации сотрудников, не стимулирующая к увеличению продаж. 2. Большой процент текучести кадров на уровне низшего и среднего звена –30% в год. 3. Узкий ассортимент и недостаточное количество товаров высокой категории качества в ассортиментном ряду. 4. Отсутствие инвестирования в маркетинг за исключением минимально необходимых средств на размещение рекламы. |
1. Высокая подверженность влиянию изменения законодательства и регулятивных мер. 2. Изменение таможенных процедур и пошлин может резко снизить рентабельность бизнеса 3. Некоторые конкурирующие компании используют неофициальные каналы ввоза товара, что снижает конкурентоспособность цен компании. 4. На рынок выходит и набирает популярность товар близкий по характеристикам к товару-заменителю |
4) формирование отчета и прикрепление его к Заданию.
Требования по оформлению отчета:
Формат прикрепляемого файла – .pdf
Файл в формате *.pdf должен быть создан из файла в формате *.doc (*.docx) следующим способом: В Microsoft Word в главном меню выбирается Файл / Сохранить как / выбор типа файла – PDF.
Отчет по заданию должен состоять из не менее 5ти полных страниц текста, без учета таблиц, схем, графиков, диаграмм и списка литературы и титульного листа.
Указание источников информации тексту обязательно, оформляются по ГОСТ. Ссылка для помощи в оформлении литературы: http://www.snoskainfo.ru/
Плагиат не учитывается, при указании источника.
Структура отчета:
Титульный лист
Введение (обоснование выбора предприятия, отражение этапа 1)
Основная часть (соответствует этапам 2-3)
Заключение (подведение итогов анализа внешней и внутренней среды предприятия, дается оценка работы предприятия по итогам проведенного анализа)
Список использованных источников
Приложение А (обязательное) – финансовая отчетность предприятия
ИДЗ 5
Инструкция по выполнению задания:
Рассмотреть деловую ситуацию, дать развернутую оценку по вопросам для обсуждения.
Структура задания
Элемент структуры |
% к общему объему работы |
Введение (актуализация заявленной темы) |
20% |
Комментарий текущей ситуации. Тезис. Формулировка собственных предложений. Три аргументированных доказательства тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса |
60% |
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) |
20% |
Требования по оформлению: 2-3 страницы текста с обоснованием, без учета текста самого задания и титульного листа.
К заданию прикрепить файл в формате .pdf
Деловая ситуация:
На предприятии существует следующая система подготовки и переподготовки кадров.
Формы обучения и повышения квалификации |
Количество, % |
Рабочих кадров |
|
Курсы целевого назначения Повышение квалификации и разряда Переподготовка Производственно-технические курсы Подготовка новых рабочих Обучение в вузах и колледжах Обучение в вузах за счет предприятия Подготовка на вторую профессию |
17 13 9 5 4 7,8 2 0,8 |
Итого прошли обучение |
58,6 |
Всего рабочих 1560 чел., в том числе: рабочих – 1475 чел., учеников – 85 чел. |
100 |
ИТР и служащих |
|
Внутризаводские курсы обучения ИТР и служащих общего профиля Повышение компьютерной грамотности Школа молодого специалиста Школа мастеров Внутризаводские курсы доп. образования «Инновационный менеджмент» на базе вуза Обучение в вузах за счет завода |
31 13,2 6 2,7 2,7 0,8 |
Итого прошли обучение |
56,4 |
Всего 744 работника, в том числе: ИТР — 623 чел., служащих — 121 чел. |
100 |
Задание для обсуждения. Прокомментируйте сложившуюся систему подготовки и переподготовки кадров. Сформулируйте свои предложения по реформированию системы обучения в соответствии со стратегической программой повышения конкурентоспособности предприятия на олигополистическом рынке.