ВУЗ: Не указан

Категория: Шпаргалка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 340

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 Проект производства работ (ППР) - документация, в которой детально прорабатываются вопросы рациональной технологии и организации строительства конкретного объекта данной строительной площадки. Проект производства монтажных работ (ППМР) включает в себя следующие документы: – строительный генеральный план объекта или комплекса объектов с расстановкой необходимых монтажных кранов и указанием путей их перемещения, организации складского хозяйства и укрупнительной сборки; – схемы и методы производства монтажных работ с указанием технологической последовательности установки конструкций; – дополнительные технические требования к предприятиям – изготовителям конструкций; – технологические указания по отдельным видам работ, например, по строповке элементов, сварке, опалубке, замоноличиванию стыков в железобетонных конструкциях и пр; – схемы расположения на монтируемых объектах защитных приспособлений (подмостей, ограждений и лестниц), обеспечивающих безопасность рабочих; – рабочие чертежи временных приспособлений и устройств, а также временных зданий и сооружений (если они необходимы); – календарный план и графики производства работ с технико-экономическими показателями. На чертежах и в отдельной пояснительной записке к ППР приводятся необходимые пояснения и обоснования принятых решений. В проекте производства работ детально разрабатывают технологию монтажа конструкций объекта или отдельных блоков сооружения, а также отдельных видов работ (электросварки, замоноличивания и др.). Технологические схемы монтажа конструкций в ППМР для каждого блока сооружения или отдельного объекта определяют методы возведения сооружения (в проектном положении, надвижкой и т. п.), укрупнения монтажных элементов, их строповки, применение безвыверочного монтажа конструкций, применение конвейерных линий для предварительной сборки в крупные блоки элементов покрытия зданий, положение кранов при монтаже, мероприятия по раскреплению и усилению конструкций, последовательность выполнения монтажных работ и отдельных операций, а также другие вопросы технологии, вытекающие из принятого метода монтажа сооружения. Эти схемы имеют существенное значение, так как они определяют все мероприятия по обеспечению устойчивости монтируемых элементов и их прочности при монтажных нагрузках, устойчивость и неизменяемость смонтированной части сооружения на всех стадиях монтажа, а также безопасность ведения работ.


12 Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях потока материалов, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется большое количество разнообразных видов складов. Виды складов Размеры складов варьируются в широком диапазоне: от небольших помещении, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров. Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более. Склады могут иметь разны конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах. В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например температура, влажность. Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель). Различаются склады и по степени механизации складских операций:  немеханизированные; комплексно-механизированные;  автоматизированные;  автоматические. Существенным признаком классификации складов является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Расположение складов. Приобъектные склады предназначены для временного хранения материалов, полуфабрикатов, изделий, конструкций и оборудования. Объем складского хозяйства зави­сит от масштаба и методов строительства, в том числе от систе­мы материально-технического снабжения. По мере перехода от снабжения к системе производственно-технической комплектации через специальные управления (УПТК) происходит концентрация складского хозяйства на уровне трестов и склады являются, как правило, частью комплектовочной базы. Расстояние перемещения строительных грузов в пределах стройплощадки, а также число перегрузок при этом должны быть минимальными. Этого можно достичь путем рационального раз­мещения на стройгенплане складов, стационарных и передвижных механизированных установок, площадок укрупнительной сборки конструкций и оборудования. Склады следует размещать вдоль запроектированных дорог, чтобы не потребовалось устройство до­полнительных временных дорог. Расчет площадей складов Площадь склада зависит от вида, способа хранения, количества материала и состава обслуживающих производств (сортировка, затаривание, взвешивание комплектация и др.) На стадии ПОС площадь склада определяют по расчетным нормативам Для основных материалов и изделий расчет площади склада S м2 произ­водят по удельным нагрузкам: где q – норма площади пола склада на единицу складируемого ресурса, принятая по Расчетным нормативам Для прочих материалов и оборудования и оборудования расчет ведут на 1 млн. руб. годового объема СМР по формуле где С – годовой объем СМР млн. рублей, определяемый по графику строительства; К– коэффициент приведения сметной стоимости строительно-монтажных работ к сметной стоимости строительства в районах с территориальным коэффициентом, равным 1); Sм – нормативная площадь склада на 1млн. руб. годового объема СМР Когда запас материалов и конструкций необходимо расположить на существующих или ограниченных площадях вместимость их учитывают прове­рочным расчетом: где Sскл – площадь, отведенная под склад, – коэффициент использования площади склада, характеризующий отношение полезной площади складах общей (табл. 7);Sn – расчетная, полезная площадь склада, определяемая исходя из запаса материала и его количества, укладываемого на 1 м2 полезной площади.


13 Назначение горизонтального транспорта и его виды Горизонтальный транспорт на строительстве подразделяют на внешний и внутрипостроечный. Внешним транспортом (железнодорожным, автомобильным и водным) строительные грузы доставляются от заводов-поставщиков на склады строительной площадки. В отдельных случаях (например, при отсутствии дорог) строительные грузы доставляют воздушным транспортом.
Назначение внутрипостроечного транспорта - подавать грузы со складов строительной площадки к месту производства работ. Кроме горизонтального внутрипостроечного транспорта на строительной площадке применяют и вертикальный транспорт - различные подъемные краны. Основными видами горизонтального транспорта на строительстве являются автомобильный, железнодорожный и тракторный. Целесообразность применения того или иного вида транспорта определяют в зависимости от местных условий, дальности перевозок, размера грузооборота, характера перевозимых грузов и обосновывают соответствующими экономическими расчетами при составлении проекта организации строительства. Вследствие большой трудоемкости и стоимости погрузочно-разгрузочных работ следует принимать такой вид транспорта, который исключал бы перевалку грузов с одного вида транспорта на другой. Рельсовые дороги. По ширине колеи рельсовые дороги разделяют на ширококолейные (общегосударственные) с расстоянием между головками рельсов 1524 мм и узкоколейные (на заводских и строительных площадках) с шириной колеи 750 мм. Средствами тяги на ширококолейных строительных путях могут быть мотовозы, электровозы, тепловозы и паровозы различной мощности в зависимости от величины подъема пути в грузовом направлении и общей массы состава поезда. На узкоколейных путях наиболее распространенным видом тяги являются мотовозы. Средствами перемещения грузов на дорогах широкой колен являются обычно двух- или четырехосные вагоны грузоподъемностью 20 и 60 т. Вагоны бывают крытые и открытые (платформы или бункерные). Особо тяжеловесные грузы перевозят на большегрузных шестиосных платформах грузоподъемностью 120 т. Для перевозки жидкостей применяют вагоны-цистерны; для перевозки массовых сыпучих грузов, в том числе и грунта, - опрокидные саморазгружающиеся вагоны грузоподъемностью до 100 т или бункерные с открывающимися люками. Цемент перевозят в специальных вагонах-цементовозах грузоподъемностью 58 т с пневматической выгрузкой цемента. Для перевозки сыпучих грузов на узкоколейных дорогах используют вагонетки узкой колеи грузоподъемностью до 3,5 т с кузовом, опрокидываемым вручную. Общая масса груза, перевозимого в железнодорожных составах, зависит от величины подъема пути в грузовом направлении и силы тяги на крюке локомотива. Она определяется тяговым расчетом с учетом массы состава с грузом и величины сопротивления пути. Рельсовый путь имеет по сравнению с безрельсовым меньшее сопротивление движению, что позволяет пропускать составы поездов большой массы. Для перевозки плит перекрытий, панелей стен и перегородок, балок и ферм кровельных покрытий применяют полуприцепы-панелевозы грузоподъемностью до 20 т. Плиты перекрытий и лестничные марши перевозят в горизонтальном положении, а панели стен и перегородок - в вертикальном или слегка наклонном положении. Прицепы и полуприцепы буксируют автотягачами, тракторами и автомашинами. Экскаваторы и другие тяжелые строительные машины перевозят с базы механизации на строительную площадку или на трассу прокладки трубопровода на прицепах- или полуприцепах-тяжеловозах грузоподъемностью от 12,5 до 120 т. Самоходные машины въезжают на платформу по откидному трапу, а несамоходные - втягиваются лебедкой, установленной на передней части платформы.

14 Работы подготовительного периода Перед началом строительства здания или сооружения необ­ходимо выполнить ряд работ по подготовке строительной пло­щадки. Состав работ носит общий характер для гражданского и промышленного строительства, но зависит от местных усло­вий площадки, ее расположения на свободной территории или в пределах городской застройки и времени года. Состав под­готовительных работ зависит и от особенностей объекта — но­вое строительство, расширение, реконструкция и др. В состав подготовительных работ входят: • инженерно-геологические изыскания и создание геодези­ческой разбивочной основы; • расчистка и планировка территории; • отвод поверхностных и грунтовых вод; • подготовка площадки к строительству и ее обустройство. Работы подготовительного периода на новой строительной площадке начинаются с момента ее отвода для возведения объекта, а при реконструкции — после определения территории или участка, которые можно выделить для размещения строительного хозяйства на территории действующего предприятия или внутри цеха. В состав работ по подготовке территории под новое строительство входят: ограждение участка (если это необходимо), расчистка территории от деревьев, кустарников, валунов и т. п.; снос строений, их передвижка; перемещение мешающих инженерных сетей; защита территории от стока поверхностных вод; прокладка временных инженерных сетей и временных дорог; обеспечение нужд работающих в бытовых, культурно-административных и других помещениях. После расчистки территории строительства выполняются работы по геодезической привязке площадочной опорной сети к государственным геодезическим знакам, а также по установке обноски и геодезической разбивке зданий и  сооружений Состав подготовительных работ при реконструкции действующего предприятия в большой степени зависит от местных условий. Желательно максимально использовать для строительных работ имеющиеся инженерные сети. Бытовые и административные службы иногда размещают во временно освобождаемых помещениях предприятия. В некоторых случаях возводят по плану капитального строительства завода здание, временно используемое для нужд строителей. В подготовительный период, продолжительность которого часто достигает 30—40% всей продолжительности строительства, создают индустриальную базу производства по добыче строительных материалов и изготовлению строительных изделий и деталей; связывают строительную площадку с государственными дорогами, энергетическими и инженерными сетями и т. п. От тщательности выполнения заданий подготовительного периода в большой мере зависит успех, проведения всех основных строительно-монтажных работ по возведению или реконструкции зданий, сооружений, инженерных сетей и пусковых комплексов. Объем работ подготовительного периода обычно определяется в ПОС и уточняется в ППР.


15 Состав ППР на возведение надземной части здания Проект производства работ следует разрабатывать на вари­антной основе, т. е. сопоставляя эффективность вариантов ос­новных решений. Задачи, решаемые при проектировании строи­тельных технологий: • применение передовых строительных конструкций; • поточное производство работ с равномерной загрузкой оборудования и рабочих; • разработка прогрессивных методов организации строите­льства; • применение передовых технологий и методов производст­ва работ, совмещение работ по возведению каркаса здания с общестроительными; • эффективные средства механизации производства работ и комплексная механизация для сокращения ручного труда; • эффективные схемы комплектации объекта конструкциями; • рациональные решения по доставке и складированию конструкций; • оборудование площадки укрупнительной сборки конст­рукций; • обеспечение непрерывности производства работ, исклю­чение технологических перерывов; • обеспечение прочности и устойчивости сооружения на всех этапах производства работ; • обеспечение машин и механизмов энергоресурсами, водой; • использование рационального и универсального монтаж­ного оснащения• широкое применение средств малой механизации; • применение прогрессивных временных сооружений — бы­товок передвижного, контейнерного и сборно-разборного типов; • сокращение числа и площадей приобъектных складов;• монтаж с транспортных средств; • организация возведения каркаса и выполнения сопутст­вующих работ в 2...3 смены; • обеспечение нормальных условий для безопасного труда и отдыха рабочих.Проектирование технологий возведения надземной (под­земной, отдельной секции и т. п.) части здания, сооружения должно базироваться на следующих принципах: • изучении объемно-планировочного и конструктивного ре­шений здания; • предварительном анализе способов производства работ, приемлемых для использования основных монтажных механиз­мов; • составлении спецификации сборного железобетона, опре­делении номенклатуры и максимальной массы изделий; • определении потребности в материалах и полуфабрикатах (общее количество и необходимость поставки отдельных мате­риалов в конкретные сроки);• расчете трудоемкости работ, примерных затрат машинного времени; • определении допустимых сроков возведения каркаса зда­ния; • первичном анализе и оценке вышеуказанных материалов. Проектирование технологий возведения здания является завершающим этапом работ, базирующимся на принятии всех первичных решений. Основной, обобщающий документ — календарный график (план) производства работ. Его составляют на основе объемов монтажных и сопутствующих работ, их трудоемкости и приня­тых методов производства работ, он устанавливает: • последовательность, взаимосвязь и сроки выполнения от­дельных работ; • число применяемых монтажных кранов и сроки их испо­льзования; • потребность в рабочих кадрах на период возведения кар­каса здания в целом и по специальностям; • принимаемое число смен работы в сутки и номенклатуру работ, выполняемых в ту или иную смену;
• общую продолжительность возведения каркаса здания в днях; • состав комплексной бригады рабочих и специализирован­ных звеньев.


16 Инженерно-геологические изыскания на строительной пло­щадке включают в себя: •  инженерную оценку грунтов и их несущей способности; • определение уровня грунтовых вод на территории строи­тельной площадки; • создание опорной геодезической основы; • разбивку зданий и сооружений на местности. Инженерную  оценку  грунтов  выполняют  заблаговременно, перед началом проектирования объекта. Она представляет со­бой оценку строительных свойств грунтов — их гранулометри­ческий состав, плотность, влажность, разрыхляемость и т. д. Для этих целей специализированные организации осуществля­ют отбор образцов посредством глубинного или поверхностно­го бурения в зависимости от поставленной в техническом за­дании задачи. На основании этих данных в процессе проектирования принимают необходимые решения по методам подготовки, усиления, целесообразной механизации их разра­ботки, а в некоторых случаях и по конструктивным особенно­стям возводимого здания. Определение уровня грунтовых вод позволяет при проекти­ровании производства работ разработать мероприятия по по­нижению уровня вод в процессе строительства и, если это не­обходимо, дать предложения по понижению уровня вод на период эксплуатации объекта. Создание опорной геодезической сети. Геодезическая разбив­ка строительной площадки и возводимых на ней сооружений является основой геодезического обеспечения производства земляных и всех последующих строительных работ: • создание опорной геодезической сети, разбивка площад­ки на квадраты с закреплением вершин реперами, поверочное нивелирование территории; • разбивка зданий и сооружений на местности, их привяз­ка к опорной геодезической сети или к существующим сосед­ним зданиям; • устройство обноски вокруг здания, закрепление осей. Другими словами, на стадии подготовки площадки к стро­ительству должна быть создана геодезическая разбивочная основа, служащая геодезическому обеспечению на всех стади­ях строительства и после его завершения и позволяющая эле­ментарно находить необходимые отметки как в плане, так и по вертикали. Исходными материалами для разбивки служат стройгенплан, рабочие чертежи сооружения и разбивочные чертежи. Геодезическую разбивочную основу для определения положе­ния объектов строительства в плане и высотных отметок местно­сти для последующих планировочных работ создают в виде: • строительной сетки продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности основных возводимых зданий и их габариты; • красных линий застройки, в том числе продольных и по­перечных осей, закрепляющих положение на местности и га­бариты отдельного здания, намеченного к строительству на уже освоенной территории города. При проектировании строительной сетки и ее положения необходимо обеспечить: • максимальные удобства для выполнения разбивочных ра­бот; • расположение основных возводимых зданий и сооруже­ний внутри фигур сетки; • расположение линии сетки параллельно основным осям возводимых зданий и, по возможности, ближе к ним; • необходимые линейные измерения по всем сторонам сетки; • расположение знаков сетки (реперов) в местах, удобных для измерений с видимостью на смежные реперы, а также в местах, обеспечивающих их сохранность и устойчивость. Геодезическую разбивку земляных сооружений осуществля­ют по геодезическому плану строительной площадки, состав­ленному в том же масштабе, что и стройгенплан. На плане дают привязку к Государственной триангуляционной сети, а также к существующим зданиям и сооружениям. В соответст­вии с геодезическим планом определяют положение сооруже­ния на местности, его привязку в горизонтальном и высотном отношениях. В процессе подготовки к строительству и для перемещения «в натуру» будущих земляных сооружений территорию строй­площадки разбивают на квадраты и прямоугольники, которые подразделяют на основные и дополнительные. Длина сторон основных фигур 100...200 м, а дополнительных — 20...40 м в зависимости от рельефа. Вершины образовавшихся фигур за­крепляют реперами. В вершинах квадратов устанавливают ко­лышки по нивелиру, их высота над поверхностью земли долж­на соответствовать проектной отметке этих реперов. Это необходимо для выполнения в последующем планировочных работ, выявления мест, где нужно будет делать насыпь или выемку грунта



17 Расчистка и планировка территории В комплекс работ по расчистке территории включают: • пересадку или защиту зеленых насаждений; • расчистку площадки от ненужных деревьев, кустарника, корчевку пней; • снятие плодородного слоя почвы; • снос или разборку ненужных строений; • отсоединение или перенос с площадки существующих ин­женерных сетей; • первоначальную планировку строительной площадки. При подготовке территории строительной площадки неред­ко возникает необходимость переноса линий связи и электро­передач, подземных коммуникаций и других сооружений, ме­шающих  производству работ. Пересадка зеленых насаждений. Законодательство об охране окружающей среды требует от строителей бережного отноше­ния к природе, сохранения древесной растительности. Ценные деревья и кустарники, мешающие строительным работам, выкапывают и пересаживают на новое место или в охранную зо­ну на территории строительной площадки. Зеленые насаждения, не подлежащие вырубке или пересадке, обносят оградой, а стволы отдельно стоящих деревьев предохра­няют от возможных повреждений отходами пиломатериалов. Расчистку от ненужных деревьев осуществляют с помощью механических или электрических пил, тракторами. Трактора с трелевочно-корчевальными лебедками или бульдозеры с высоко поднятыми отвалами валят деревья с корнями и корчуют пни. Для корчевки отдельных пней диаметром до 50 см применяют те же трактора с лебедками, бульдозеры, специальные корчева­тели-собиратели. Для корчевки пней с сильно развитой корне­вой системой или находящихся в мерзлых грунтах допустимо применять взрывной способ. Кусторезом, являющимся навесным и сменным оборудова­нием на гусеничном тракторе, расчищают территорию от кус­тарника. Изъятые корни и остатки от деревьев удаляют с расчищенной территории для последующе­го сжигания или вывоза. Со строительной площадки должны быть убраны валуны.. Валуны могут быть раз­дроблены на месте взрывным способом с помощью наружных или шпуровых зарядов. Снос зданий, сооружений и их фундаментов выполняют пу­тем членения на части (для последующего демонтажа) или об­рушением. Деревянные строения разбирают, отбраковывая эле­менты для последующего использования. Сборные железобетонные строения разбирают по схеме сно­са, обратной схеме монтажа. Перед началом демонтажа элемент освобождают от связей. При разборке каждый отделяемый сборный элемент должен предварительно раскрепляться и зани­мать устойчивое положение. Сборные элементы, не поддающи­еся поэлементному разделению, расчленяют как монолитные. Монолитные и металлические строения разбирают по спе­циально разработанной схеме сноса, обеспечивающей устойчи­вость строения в целом. Членение на блоки разборки начина­ют со вскрытия арматуры. Затем блок закрепляют, после чего режут арматуру и расчленяют блок с помощью отбойных мо­лотков или других средств или механизмов. Металлические элементы срезают после раскрепления. Наибольшая масса же­лезобетонного блока разборки или металлического элемента не должна превышать половины грузоподъемности крана при наибольшем вылете стрелы. Снос зданий и сооружений, в том числе всех каменных, осуществляют обрушением экскаваторами с различным навес­ным оборудованием — шар-молотами, клин-бабами, отбойны­ми молотками. Обломки зданий сдвигают в сторону бульдозе­рами или загружают в транспортные средства. Вертикальные части строений для предотвращения разброса обломков по площади следует обрушать внутрь разбираемого строения. Иногда обрушение осуществляют также и взрывным способом. Отсоединение или перенос с площадки существующих ин­женерных сетей является важным и обязательным элементом подготовки строительной площадки. В отдельных случаях на подготавливаемой строительной площадке могут быть распо­ложены не только локальные, но и магистральные сети элект­роснабжения, водопровода, фекальной и ливневой канализа­ции, газопровода, теплосети, телефонизации и телевидения. В этих случаях до начала строительства вышеназванные сети должны быть вынесены с территории застройки и проложены за пределами площадки, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование магистральных сетей.


18 Отвод поверхностных и грунтовых вод Работы данного цикла включают: • устройство нагорных и водоотводных канав, обваловывание; • открытый и закрытый дренажи; • планировку поверхности складских и монтажных площа­док. Поверхностные воды образуются из атмосферных осадков (ливневые и талые воды). Различают «чужие» поверхностные во­ды, поступающие с повышенных соседних участков, и «свои», образующиеся непосредственно на строительной площадке. Территория строительства должна быть защищена от по­ступления «чужих» поверхностных вод, для чего их перехваты­вают и отводят за пределы площадки. Для перехвата вод устраивают нагорные и водоотводные канавы или обваловывание вдоль границ строительной площадки в повышенной ее части. Водоотводные канавы должны обеспечивать пропуск ливневых и талых вод в пониженные точки местности за пределами строительной площадки. В зависимости от планируемого де­бита воды, водоотводные канавы устраивают глубиной не ме­нее 0,5 м, шириной 0,5...0,6 м, с высотой бровки над расчет­ным уровнем воды не менее 0,1...0,2 м. Для предохранения лотка канавы от размыва скорость движения воды не должна превышать для песка 0,5...0,6 м/с, для суглинка— 1,2...1,4 м/с. Канаву устраивают на расстоянии не менее 5 м от постоянной выемки и 3 м — от временной. Для предохранения от возмож­ного заиливания продольный профиль водоотводных канав де­лают не менее 0,002. Стенки и дно канавы защищают дерном, Камнями, фашинами. «Свои» поверхностные воды отводят, придавая соответству­ющий уклон при вертикальной планировке площадки и устраи­вая сети открытого или закрытого водостока, а также с помо­щью принудительного сброса через водоотводные трубопроводы посредством электрических насосов. При сильном обводнении площадки грунтовыми водами с высоким уровнем горизонта, осушение осуществляют дренаж­ными системами, которые бывают открытого и закрытого типов. Дренажные системы предназначены для улучшения обще­санитарных и строительных условий и предусматривают понижение уровня грунтовых вод. Открытый дренаж применяют в грунтах с малым коэффи­циентом фильтрации при необходимости понижения уровня грунтовых вод на небольшую глубину — около 0,3...0,4 м. Дре­наж устраивают в виде канав глубиной 0,5...0,7 м, на дно ко­торых укладывают слой крупнозернистого песка, гравия или щебня толщиной 10... 15 см. Закрытый дренаж — это обычно траншеи глубокого заложе­ния с устройством колодцев для ревизии системы и с уклоном в сторону сброса воды, заполняемые дренируемым материалом (щебень, гравий, крупный песок). Поверху дренажную канаву закрывают местным грунтом. При устройстве более эффективных дренажей на дно такой траншеи укладывают перфорированные в боковых поверхно­стях трубы — керамические, бетонные, асбестоцементные диа­метром 125...300 мм, иногда просто лотки. Зазоры труб не за­делывают, трубы сверху засыпают хорошо дренирующим материалом. Глубина дренажных канав 1,5...2,0 м и ширина поверху 0,8... 1,0 м. Снизу под трубой часто укладывают щебе­ночное основание толщиной до 0,3 м. Рекомендуемое распре­деление слоев грунта: 1)  дренажная труба, укладываемая в слой гравия; 2)  слой крупнозернистого песка; 3)  слой средне- или мелкозернистого песка. Толщина всех слоев не менее 40 см;
4)  слой местного грунта толщиной до 30 см. Такие дренажи собирают воду из прилегающих слоев грун­та и отводят ее лучше, так как скорость движения воды в тру­бах выше, чем в дренирующем материале. Закрытые дренажи должны быть заложены ниже уровня промерзания грунта и иметь продольный уклон не менее 0,005%. Устройство дрена­жа необходимо выполнить до начала возведения зданий и со­оружений. Для трубчатых дренажей в последние годы широко исполь­зуют трубофильтры из пористого бетона и керамзитостекла. Применение трубофильтров значительно снижает трудозатраты и стоимость работ. Они представляют собой трубы диаметром 100 и 150 мм с большим количеством сквозных отверстий (пор) в стенке, по которым вода просачивается внутрь трубо­провода и отводится. Конструкция труб позволяет осуществ­лять их машинную укладку по предварительно разровненному основанию.


19 Подготовка площадки к строительству и ее обустройство Подготовка и обустройство строительной площадки вклю­чают: • сооружение временных дорог и подъездов к строительной площадке; • прокладку временных коммуникаций; • устройство площадок для стоянки строительных машин; • ограждение строительной площадки; • подготовку временных бытовых помещений. Инженерное обеспечение строительной площадки преду­сматривает устройство временных дорог. Для транспортирова­ния грузов со строительной площадки и на нее нужно макси­мально использовать существующую дорожную сеть и только по необходимости предусматривать устройство временных до­рог, которые следует устраивать для двустороннего движения; однополосные дороги допускаются при организации кольцево­го движения. Ширина проезжей части землевозной дороги при двустороннем движении транспорта должна быть 6 м, при одностороннем — 3,5 м, ширина обочин должна быть не ме­нее 1 м. В стесненных условиях строительной площадки ши­рина обочины может быть уменьшена до 0,5 м. Обочины не предусматривают на дорогах без покрытия. Минимальный радиус дорог на строительных площадках допускается 15 м, а наибольший уклон — 0,08%. При проклад­ке дорог в выемке необходимо устраивать кюветы для обеспе­чения стока вод с уклоном не менее 0,003%. В подготовительный период прокладывают сети временных коммуникаций. Сюда входят линии временного водоснабжения, включая противопожарный водопровод, теплоснабжения, элек­троснабжения с подводкой электроэнергии ко всем бытовкам, другим помещениям и зданиям, местам установки электромеха­низмов. Прорабская должна быть обеспечена телефонной и диспетчерской связью. В случае невозможности подключения к магистральным канализационным сетям устраивают септик (подземный отстойник). Оборудуют площадку для стоянки и ремонта землеройных и других машин и автомобилей, которую обязательно огражда­ют и обозначают соответствующими знаками и надписями. Строительную площадку оборудуют временными зданиями: раздевалками-бытовками, столовой, душевыми, конторой про­изводителя работ, санузлами, складами для хранения строитель­ных материалов и инструмента, навесами и т. д. Площадка под временными зданиями предварительно планируется для обеспе­чения стока поверхностных вод. Под эти времянки целесооб­разно использовать часть сносимых зданий, если они не попа­дают в габариты возводимого сооружения и не будут мешать нормальному осуществлению строительных работ, а также ин­вентарные здания вагонного, блочного и контейнерного типов.


20 Монтаж конструкций при использовании одиночных кондукторов При наличии монтажной оснастки в виде одиночных кон­дукторов монтаж каркаса лучше выполнять по раз­дельной схеме. Сначала в пределах монтажного участка уста­навливают все колонны, выверяют их, закрепляют на сварке и заделывают стыки. После установки ригелей, сварки и замоноличивания их узлов приступают к монтажу элементов лест­ничных клеток и укладке плит перекрытий. Сначала уклады­вают распорные плиты между колоннами, затем основные или промежуточные. Все плиты надежно приваривают к ригелям и швы между элементами заделывают бетоном. К монтажу кон­струкций следующего яруса приступают после достижения бе­тоном в швах не менее 70% проектной прочности. Для выполнения сварочных работ кондуктор может быть снабжен специальной площадкой. Для монтажа колонн со стыком выше уровня перекрытия используют кондуктор с ро­ликами на концах, что позволяет снизить силы трения и осу­ществить установку колонн первоначально в положение, близ­кое к проектному. Корректируют положение колонны с помощью регулировочных винтов кондуктора. Собирать элементы каркаса следует поэтажно. До установ­ки колонн на каждом ярусе на оголовках нижестоящих колонн закрепляют с помощью винтов кондукторы. Поднятую краном колонну заводят в хомуты кондуктора и плавно опус­кают на оголовок нижестоящей колонны. Колонны приводят в проектное положение с помощью винтов кондуктора, обес­печивая соосность устанавливаемой и нижестоящих колонн. По вертикали их выверяют с помощью верхних винтов кон­дуктора. Точность приведения колонны в вертикальное поло­жение контролируют теодолитом по двум осям. Несоосность установленных и нижестоящих колонн после выверки не должна превышать 5 мм, а отклонение их от вертикали не бо­лее 3 мм. После выверки приступают к укладке ригелей первого эта­жа яруса колонн и сварке закладных деталей ригелей и ко­лонн. Кондукторы можно переставлять на следующую пози­цию только после сварки стыков колонн, укладки и сварки ригелей, укладки распорных и основных плит перекрытия. В случае применения сборных перегородок последние устанавли­вают до укладки рядовых плит перекрытия. После окончания монтажа и сварки всех элементов перво­го этажа яруса приступают к монтажу элементов второго эта­жа того же яруса. При наличии групповых кондукторов монтаж выполняют по комплексной схеме. В каждой ячейке последова­тельно устанавливают, выверяют и закрепляют все элементы каркаса и после этого перемещают кондуктор на следующую стоянку. После установки колонн их раскрепляют хомутами кондуктора, осуществляют предварительную точечную сварку, укладывают ригели и сваривают их стыки с колоннами, укла­дывают и сваривают распорные плиты с закладными деталями ригелей, сваривают стыки колонн по высоте, укладывают и приваривают основные плиты перекрытий (в ячейках без кон­дукторов). Основную часть этих работ выполняют с настила (настилов) группового кондуктора Простейшими средствами для временного крепления и вы­верки многоэтажных колонн служат наклонно-связевые систе­мы, состоящие из подкосов и струбцин, шарнирно соединен­ных с хомутами в основании конструкций. При расположении в двух взаимно перпендикулярных плоскостях такие системы позволяют достаточно точно проводить выверку конструкций. Для монтажа железобетонных конструкций многоэтажных зданий используют пространственные кондукторно-связевые си­стемы в виде плоских и пространственных кондукторов. Плос­кие кондукторы используют для монтажа рам. Применяемый кондуктор представляет собой пространственную конструк­цию, которая устанавливается в строго проектное положение и служит базой для установки рамы. Групповой кондуктор предназначен для сборки каркаса с колоннами длиной до 18 м, расположенными по сетке 6x6 м. Он состоит из четырех стоек, связанных между собой в четы­рех уровнях поясами в виде ферм. Кондуктор оснащен пово­ротными площадками, а также кольцевыми подмостями, обес­печивающими удобство и безопасность выполнения работ при укладке и сварке ригелей двух этажей. Кроме того, на стойках кондуктора укреплены два ряда хомутов. Нижний и верхний ряды служат для выверки и временного крепления соответст­венно низа и верха устанавливаемой колонны. Верх колонны крепится примерно на уровне второго этажа. На кондукторе также имеются подкосы для его крепления к ранее смонтиро­ванным конструкциям, а также струбцины для выверки и вре­менного крепления перегородок. Масса кондуктора около 5 т. После окончательной сварки стыков колонн высотой на этаж групповой кондуктор перемещают по перекрытию в сле­дующую ячейку; передвижение кондуктора в пределах этажа обычно осуществляют с помощью лебедки. С этажа на этаж кондуктор переставляют в собранном виде башенным краном. Если колонны запроектированы на два этажа, монтаж также осуществляют с помощью группового кондуктора по комплек­сной схеме.Для обеспечения непрерывного потока работ комплект монтажного оборудования должен состоять из четырех группо­вых кондукторов. В этом случае последовательность установки конструкций такая же, как при использовании РШИ. Монти­руют каркас с применением групповых кондукторов в следую­щей последовательности: кондуктор с помощью крана подают на перекрытие монтируемого этажа, устанавливают на деревянные прокладки и закрепляют к ранее смонтированным конструкциям с помощью четырех подкосов, каждый из кото­рых имеет на конце крюк и фаркопф (стяжную муфту). При установке колонн в стаканы фундаментов кондукторы крепят к петлям фундаментов, а при установке кондукторов на пере­крытие — к монтажным петлям ригелей. Перед установкой колонн необходимо повернуть в рабочее положение и застопорить рабочие площадки, нижние и верх­ние хомуты. Колонну краном подают в зону нижестоящей, монтажники принимают ее, заводят в раскрытые хомуты кон­дуктора, опускают на нижестоящую колонну или в стакан фундамента, после этого хомуты закрывают. С помощью за­жимных винтов хомутов колонну временно крепят и расстроповывают. Ее выверяют с помощью теодолита по двум взаим­но перпендикулярным осям. Положение колонны в процессе выверки регулируют с помощью винтов хомутов. Монтаж ри­гелей и плит перекрытий верхнего яруса осуществляют с кон­струкций смонтированного этажа при расположении рабочих на специальных передвижных площадках-стремянках.