Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 4
Определение.
В развитие классицизма отмечают два исторических этапа. Выросший из искусства Возрождения классицизм XVII века развивался одновременно с барокко, отчасти в борьбе, отчасти во взаимодействии с ним, и в этот период наибольшее развитие получил во Франции. Поздний классицизм, связанный с Просвещением, приблизительно с середины XVIII до начала XIX века, ассоциируется прежде всего с венской классической школой.
Сложные взаимоотношения классицизма и барокко ещё в начале XX века породили дискуссию: многие музыковеды, прежде всего в Германии, рассматривают барокко как единый стиль европейской музыки между Возрождением и Просвещением — приблизительно до середины XVIII века, до И. С. Баха и Г. Ф. Генделя включительно. Во Франции, на родине классицизма, некоторые музыковеды, напротив, склонялись к чрезмерно расширительному толкованию этого понятия, рассматривая стиль барокко как одно из частных проявлений классицизма.
История Классицизма.
Классицизм сложился во Франции в первой половине XVII века: возникший ещё в эпоху Возрождения интерес к античной культуре, породивший в различных видах искусства подражания античным образцам, в абсолютистской Франции превратился в нормативную эстетику, основанную на «Поэтике» Аристотеля и дополнившую её рядом специальных жёстких требований.
Начало до мажорной сонаты Моцарта, К.545
Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировался классический состав частей сонаты и симфонии, а также сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем.
Существенные перемены в это время отличают музыкальную жизнь Европы. Это прежде всего появление первых публичных концертов, образование в столицах и больших городах музыкальных обществ и оркестров. Оркестры расширяются по составу, из них уходят орган и клавесин, увеличиваются группы духовых инструментов, в обиход входит кларнет с его чувствительным, полным неги звучанием. В придворном ритуале прочное место занимает досуговая музыка камерных составов: кассации, дивертисменты, серенады звучат во время трапезы, прогулок по парку, катания на воде. Интенсивно развивается любительское камерное музицирование: получающие серьезное художественное воспитание вельможи и аристократы много играют в различных небольших инструментальных составах. Из этой среды формируется один из важнейших жанров эпохи классицизма - струнный квартет. По глубине и актуальности образов, по развитой технике музыкальной ткани и строению формы он в состоянии соперничать с симфонией - этой своеобразной классицистской инструментальной драмой.
Опера в эпоху классицизма
Несмотря на то что в современном представлении музыкальный классицизм ассоциируется с инструментальной музыкой, инструментальными жанрами - сонатами, симфониям, квартетами Гайдна, Моцарта и Бетховена, обзор этого исторического периода важно начать именно с оперы, поскольку инструментальную музыку классицизма просто нельзя понять вне контекста классицистской оперы. Сюжеты, персонажи, типы драматических коллизий определяют содержание и образную логику инструментальных сочинений.
Оперы Вольфганга Амадея Моцарта - самая значительная страница его огромного творческого наследия. За свою короткую жизнь (1756-1791) он создал более шести сотен произведений, среди которых 41 симфония, более 40 инструментальных концертов, но именно опера определяет его стиль.
Свои первые оперы Моцарт начинает писать в детстве: в 12 лет он создает комические оперы "Мнимая простушка", "Бастьен и Бастьена", а к 16 годам уже является автором успешно идущих в итальянских оперных театрах опер-seria "Митридат" и "Лючио Силла". Постановки в Мюнхене "Мнимой садовницы" (1775) и "Идоменея" (1781) принесли юному композитору настоящий большой успех. Однако служба у Зальцбургского архиепископа Иеронимо Колоредо мешает Моцарту осуществить по-настоящему оперную карьеру, и он, скандально порывая со своим "хозяином", переезжает в Вену.
Все свои оперные шедевры Моцарт создает в последнее десятилетие жизни: "Похищение из Сералая" (1782), "Свадьба Фигаро" (1786), "Дон Жуан" (1787), "Cosi fan tutte" (1790), "Волшебная флейта" (1791). Ни одна из этих опер не может быть определена регламентным жанром - seria, buffa или Singspiel; во всех проявляется безудержная фантазия, выразительность музыкального воплощения разнообразных чувств героев, ломающая стереотипы. Психологическая достоверность музыкальных характеристик была настолько ошеломляющей, что современники далеко не всегда могли оценить новаторство Моцарта и принимали его премьеры достаточно прохладно.
Основное достоинство и новаторство этой оперы - в музыкальной обрисовке персонажей и комических коллизиях сюжета. Главный герой комедии - Фигаро - энергичный и остроумный, плутоватый и влюбленный, изящный и напористый. Его каватина из I действия "Если захочет барин попрыгать" - иронически галантное обращение к барину в жанре менуэта, а средний раздел - контрастное воплощение энергичного ловкача. Знаменитая ария "Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный" из этого же действия, ставшая еще при жизни Моцарта шлягером, - необыкновенно выразительный героико-комический монолог.