Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
Основные теории воспитания
Воспитание – одно из важнейших категориальных понятий в педагогике. Однако оно широко используется и в повседневной жизни. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле воспитание - это процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.
Воспитание является важной сферой человеческой деятельности. Необходимость специально организованного воспитания человека обусловлена тем, что в воспитательном процессе происходит формирование нравственных качеств личности, приобщение к культурному наследию человечества, воспитание жизненной позиции, соответствующей требованиям общества, развитие склонностей, способностей личности, нужных и полезных обществу, развитие коммуникативной функции и социализация личности. Воспитание позволяет организовать личностно и общественно ценную деятельность школьника, сформировать у него опыт достижения личного и коллективного успеха.
В современном обществе воспитание выполняет три основных функции:
1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);
2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка);
3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).
Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни.
Тесная связь воспитания с общественной жизнью предполагает обусловленность воспитания особенностями культуры и исторической памяти каждого народа, сложившимися в обществе национальными обычаями и традициями, национальным менталитетом.
Национальное своеобразие воспитания проявляется в различных ценностях, являющихся основой воспитательного процесса и результата воспитания. Это находит отражение в целях и задачах воспитания, в содержании и организации воспитательного процесса.
В основе реализации идеи национального своеобразия воспитания лежит принцип культуросообразности, обоснованный в XIX в. выдающимся немецким педагогом А. Дистервегом. Суть этого принципа состоит в учёте культурных особенностей места и времени, в которых воспитывается и будет жить человек. Однако реализация принципа культуросообразности не означает воспитания в ребёнке чувства превосходства своего народа над прочими народами.
Теории воспитания :
Теория авторитарного воспитания.
Авторитарное воспитание – педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле.
- Подавляя инициативу и самостоятельность детей
- препятствует развитию их активности, индивидуальности. В результате пассивность, безответственность
- слепое подчинение старшему
Теория гуманистического воспитания.
Примерами концепций гуманистической теории подхода к ребенку и воспитанию можно считать Я. Корчака, В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили.
На основе прогрессивных идей в современных условиях активно разрабатывается в теории и реализуется в практике воспитания гуманистическая теория, которая рассматривает ребенка (и взрослого) как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к полному самоосуществлению (самореализации).
Педоцентрическая теория воспитания.
В начале XX века выделяется новая система «педоцентрическая дидактика». Ее называют также «прогрессивистской», «реформаторской», «обучением через делание». У ее истоков стоял американский педагог Д. Дьюи. «Педоцентрическая» она потому, что Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.
основные положения:
1.активизация ученика в процессе учения
2.учеба носит самостоятельный, естественный характер
3.обучение не как преподавание, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности = обучение через делание
Теория свободного воспитания.
У ее истоков стоит Ж.-Ж. Руссо (свобода как благо) свобода от общественных предрассудков и учреждений. Ж.-Ж. Руссо видит вредность традиционного воспитания в том, что оно ставит во главе угла те ценности, которые присущи современному обществу, характеризующемуся «полным растлением нравов».