Файл: Профессиональные стрессы и конфликты. Как избежать?.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Проблема стресса и дистресса в труде
1.1 Основные виды профессионального стресса
1.2 Причины возникновения стресса
1.3 Зарубежный подход к стрессу в труде
2. Сущность и структура производственного конфликта
2.1 Основные подходы к определению конфликта
2.2 Основные функции конфликта
2.3 Позитивные и негативные функции конфликта и возможные результаты
2.3 Позитивные и негативные функции конфликта и возможные результаты
Ниже представлены более конкретные функции конфликта и его возможные последствия:
1. Позитивные (конструктивные) функции конфликта:
Выявление противоречий в системе (на уровне переживания и осознания).
Снятие напряжения во взаимосвязи, во взаимоотношениях между различными составляющими системы (между людьми, между различными ценностно-смысловыми ориентациями и т.п.) Проверка для участников конфликта своих реальных и потенциальных возможностей, а также выявление недостатков (формирование более адекватной самооценки). Мобилизация ресурсов и выявление скрытых возможностей системы.
Сплочение участников конфликта, обусловленное совместным разрешением (преодолением) значимой для всех проблемы (по принципу: Настоящие друзья проверяются в беде», а также – «Настоящие друзья обретаются в совместных испытаниях»). Выявление скрытых и потенциальных противников, недоброжелателей, предателей и т.п. (по принципу: «Истинные враги проявляются в трудные моменты»). В случае успешного преодоления трудностей у участников конфликта повышается чувство собственного достоинства и самоуважение (что в психологическом плане очень существенно, т. к. позволяет человеку переходить к решению более сложных и интересных проблем);
В целом система, преодолевшая (или хотя бы пережившая) конфликтную ситуацию, получает шанс измениться к лучшему. Страх возможного конфликта может мобилизовать к упреждающим (профилактическим) шагам и ещё до возникновения опасности для системы также способствовать её развитию.
2. Негативные (деструктивные) функции конфликта:
Обнаружение своих недостатков и соответствующая потеря чувства собственного достоинства.
Обнаружение несостоятельности (нежизнеспособности) системы и соответствующее её разрушение.
Усугубление противоречий между элементами системы или между конфликтующими сторонами (например, врагов стало ещё больше, друзей – ещё меньше).
Потеря уважения и статуса (в случае неудачного поведения в конфликте).
Порождение новых конфликтов (эффект «цепочки», например, не желая разрешать данный конфликт, человек как бы «уходит» от него и часто специально создаёт для себя новые проблемы) и т.п.
2.4 Структурные элементы и характеристики конфликтов
Для анализа и лучшего понимания конфликта полезно выделить основные структурные элементы и основные характеристики конфликта. Сами структурные элементы – это необходимые сущностные параметры, следующие основные элементы (составляющие) конфликта:
1) Инцидент (информационный) – событие, которое помогло обозначить хотя бы одному из взаимодействующих субъектов отличие его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.
2) Инцидент (деятельностный) – повод для объявления конфронтационных действий по поводу различия интересов и ценностных ориентаций.
3) Конфликтная ситуация – развитие конфликта в конкретный временной период.
4) Субъекты конфликта – участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидом, группой индивидов, социальной организацией.
5) Предмет конфликта – конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).
6) Конфликтные отношения – форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешению конфликта.
Выделяют также условия, определяющие конфликтную ситуацию:
технические условия (количество лидеров в группах, степень организованности и сплочённости групп и т.п.);
политические условия (определяются отношениями зависимости и власти);
социальные условия (система коммуникации внутри группы, уровень взаимопонимания);
психологические условия (зависят от личностных особенностей конфликтующих сторон, например, от адекватности их самооценки и т.п.)
Выделяются также основные фазы развития конфликта:
1) Конфронтационная фаза (военная), когда каждая сторона противопоставляет свои интересы интересам другой стороны.
2) Компромиссная (политическая) фаза – стороны стремятся достигнуть своих целей через переговоры.
3) Коммуникационная (управленческая) фаза – стороны стремятся достигнуть общего понимания ситуации (консенсус): через понимание тог, что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы; стремление к взаимодополнению интересов. существует такое понятие «кризис» (псевдофаза, возникающая внутри одной из фаз конфликта) – это такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе (например, длительная задержка на одной фазе, разрушительная «зацикленность», фазовая стагнация или даже возраст к предшествующей фазе).