Файл: Психологическое совершенствование педагогической деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На свете существует множество разнообразных профессий. Среди них выделяется профессия педагога – и она является не совсем обычной. Педагоги напрямую заняты приготовлением нашего будущего, воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с «живым материалом», порча которого приравнивается почти к катастрофе, т.к., в противном случае, будут упущены те годы, которые были направлены на обучение.

Жизнь каждого человека, а в особенности ребенка - это непрерывный рост и постоянное развитие личности. Каждый новый день, каждая новая встреча, каждое событие влияют на ребенка, обогащая или обедняя его душу. Поэтому огромное значение в жизни ребенка будет иметь общение с педагогом - школьным учителем, руководителем танцевального ансамбля или кукольного театра, тренером или преподавателем музыки. Педагог может помочь ребенку не просто увидеть его способности, но и раскрыться.

Из этого следует, что ответственность каждого педагога за результат его педагогической деятельности очень велика. Каждый педагог должен добиться профессионализма путем совершенствования своей педагогической деятельности. Именно этим и определяется актуальность данной темы.

Современное понимание сущности педагогической деятельности и её аспектов вступает в противоречия с базовой профессиональной подготовкой педагогов, которая сводится, в сущности, к подготовке учителя-предметника, учителя-информатора. Всё это привело к необходимости осмысления профессиональных компетенций современного педагога дополнительного образования и создания благоприятных условий для совершенствования педагогической деятельности.

Цель исследования заключается в определении путей, способствующих совершенствованию педагогической деятельности.

Задачи:

  • дать определение понятию «педагогическая деятельность»;
  • определить структуру педагогической деятельности;
  • рассмотреть основные профессиональные качества педагога;
  • изучить общую характеристику педагогических умений
  • выявить средства совершенствования педагогической деятельности.

Сущность понятия «педагогическая деятельность»

Обычно слово «деятельность» у нас ассоциируется с такими понятиями как: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и т.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека – быть активным.


Деятельность – это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс. Но педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Цель педагогической деятельности носит обобщенный характер. В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях специально подготовленными и обученными людьми – педагогами. Дойдя до отдельного учителя, она трансформируется в конкретную индивидуальную установку, которую учитель и пытается реализовать в своей практике.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметов, мотивами, целью, средствами и результатом.

Основная цель педагогической деятельности заключается в создании условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация этой цели связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. В конце она выступает результатом, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности выступает организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, а к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер. Она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого. Характеризуя педагогическую деятельность как самостоятельное общественное явление, можно указать следующие ее признаки:


  1. она носит конкретно-исторический характер, т.е. цели, содержание и характер такой деятельности изменяются в соответствии с изменением исторической действительности;
  2. педагогическая деятельность является особым видом социально ценной деятельности взрослых людей, т.е. заключается в том, что духовная, экономическая мощь любого общества, государства прямо связана с самосовершенствованием его членов как цивилизованных личностей.

Обогащается духовный мир человека. Улучшаются различные сферы его жизнедеятельности, формируется нравственное отношение к самому себе, другим людям, к природе. Духовным и материальным ценностям, а за счет этого осуществляется прогресс общества, его поступательное развитие. Каждое человеческое общество заинтересовано в позитивных результатах педагогической деятельности. Если деградируют его члены, ни одно общество не сможет полноценно развиваться.

  1. педагогическая деятельность ведется специально подготовленными и обученными специалистами на основе профессиональных знаний - системе гуманитарных, естественных, социально-экономических и других наук, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и постоянно развивающегося феномена.

Это позволяет понять разнообразные формы его социальной жизнедеятельности, взаимоотношений с природой. Кроме профессиональных знаний, большая роль принадлежит и профессиональным умениям. Педагог постоянно совершенствуется в практическом применении знаний. И наоборот, он черпает их из деятельности.

  1. педагогическая деятельность носит творческий характер.

Невозможно запрограммировать и предугадать все возможные варианты ее протекания, как невозможно найти двух одинаковых людей, две одинаковые семьи, два одинаковых класса и т.п.

Структура педагогической деятельности

Для более глубокого понимания сущности педагогической деятельности, помимо осознания специфических особенностей, необходимо обратиться к анализу ее структуры. Психологическая модель любой деятельности представляет собой единство цели, мотивов, действий (операций), результата. В соответствии с этим А. К. Марковой была разработана психологическая модель педагогической деятельности, которая рассматривается ею как профессиональная активность учителя, направленная на решение задач обучения и воспитания, и включающая следующие компоненты:


  • постановка учителем целей и задач;
  • выбор и применение средств воздействия на учащихся;
  • контроль и оценка своих педагогических воздействий.

Наряду с принятым в психологии пониманием деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности используется подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.

Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три основных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Данные виды педагогической деятельности связаны с поиском оптимальных способов решения педагогических задач. Однако стоит отметить, что важной составляющей деятельности учителя является не только решение задач, но и предупреждение возможных конфликтных ситуаций. В связи с этим в общую структуру педагогической деятельности добавляются такие компоненты, как гностический и проектировочный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивный компонент педагогической деятельности включает в себя:

  • конструктивно-содержательную деятельность - отбор и композицию учебного материала, планирование и построение педагогического процесса;
  • конструктивно-оперативную деятельность - планирование своих действий и действий учащихся;
  • конструктивно-материальную деятельность - проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса, необходимых для него учебников и литературы, учебного оборудования, различных средств обучения и воспитания.

Организаторский компонент предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативный компонент педагогической деятельности направлен на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Таким образом, в структуре педагогической деятельности выделяются три основных компонента, отражающих её специфику и обеспечивающих полноценную реализацию целей обучения, воспитания и развития личности.


А.И. Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процес­са, представив организаторский компонент педагогической дея­тельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Реализация исследовательской функции требу­ет от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, вла­дения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.

Эффективность педагогического процесса обусловлена нали­чием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю свое­временно получать информацию о соответствии полученных ре­зультатов планировавшимся задачам. В силу этого в структуре пе­дагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

Профессиональные качества педагога

Основными критериями в современной педагогике, которыми должен руководствоваться любой преподаватель, выполняя свою деятельность, являются профессиональные, это личностные качества и способности. Совокупность этих аспектов и их детальное изучение позволяет сформировать исчерпывающее представление о профессиональном направлении. Это впоследствии позволяет специалисту в полной мере выполнять свои обязанности посредством детального построения учебных планов и программ, соответственно предъявляемых требований.

Анализ характеристики профессиональных и личностных качеств педагога подводит к выводу, о том, что не каждый гражданин может быть обучен профессии учителя. Для полномерного изучения профессии и ее глубокого освоения, необходимо обладать психологической предрасположенностью к обучению. Помимо этого, человек должен иметь определенный набор личностных качеств и способностей для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.

К важным профессиональным качествам педагога относятся:

  • трудолюбие;
  • работоспособность;
  • дисциплинированность;
  • ответственность;
  • умение поставить цель;
  • избрать пути ее достижения, организованность;
  • настойчивость;
  • систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня;
  • стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.