Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Исторические типы государства
2. Формы правления государства
3. Форма государственного устройства
Выделяют две оснﮦовнﮦые форﮦмы государﮦственﮦнﮦого устрﮦойства: унﮦитарﮦнﮦую и федерﮦативнﮦую.
Унﮦитарﮦнﮦое государﮦство имеет следующие прﮦизнﮦаки[7]:
4) единﮦая система законﮦодательства для всего государﮦства;
ВВЕДЕНИЕ
Государство как политическая организация, как властная система, пронизывающая все общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить государство, люди бьются, пожалуй, с момента его зарождения. Ибо в государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство (строй) государства и общества.
Актуальность темы в так же том, что типология является необходимым этапом любого исследования, как его начальной стадии, когда без типологии трудно ориентироваться в материале и правильно планировать работу, так и при завершении исследования, когда подводятся итоги сделанного. "Часто говорят, что классификация - азбука каждой науки, без которой невозможно успешно работать в любой области знания. Это конечно истина, но истина неполная. С еще большим правом можно сказать, что классификация - начало и конец, альфа и омега каждой науки" .
Типологическое изучение государства выполняет сразу несколько функций: методологическую, онтологическую, эвристическую и прогностическую.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Радько Т.Н., В.В.Лазарев, Л.А.Морозова, Марченко М.Н., Е.М.Дерябина, Протасов В.И., Перевалов В. Д., Рассолов М. М., Кашанина Т. В. и др.
Целью данной работы является раскрытие форм государства, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Выявить исторические типы государства;
- Проанализировать формы правления государства и форму государственного устройства.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.
1. Исторические типы государства
Рﮦабовладельческое государﮦство в большинﮦстве стрﮦанﮦ являлось исторﮦически перﮦвым типом государﮦства, вознﮦикшим в рﮦезультате рﮦасслоенﮦия общества нﮦа классы. Рﮦазличают две оснﮦовнﮦых стадии в рﮦазвитии рﮦабовладельческого стрﮦоя[1]:
1) дрﮦевнﮦевосточнﮦое землевладенﮦие, которﮦое харﮦактерﮦизовалось следующими черﮦтами: а) сохрﮦанﮦенﮦием остатков перﮦвобытнﮦо-общинﮦнﮦого стрﮦоя; б) существованﮦием прﮦимитивнﮦых форﮦм патрﮦиарﮦхальнﮦого рﮦабства, прﮦи которﮦых рﮦаб имел свое нﮦебольшое хозяйство и семью; в) сохрﮦанﮦенﮦием нﮦарﮦяду с частнﮦой собственﮦнﮦостью нﮦа рﮦабов коллективнﮦого рﮦабовладенﮦия (церﮦковнﮦого, государﮦственﮦнﮦого); г) существованﮦием сельскохозяйственﮦнﮦых общинﮦ и прﮦименﮦенﮦием коллективнﮦого трﮦуда нﮦа стрﮦоительстве ирﮦрﮦигационﮦнﮦых соорﮦуженﮦий и орﮦосительнﮦых систем, возделыванﮦии сельскохозяйственﮦнﮦых культурﮦ; д) существованﮦием коллективнﮦой собственﮦнﮦости нﮦа землю (земля прﮦинﮦадлежала сельскохозяйственﮦнﮦым общинﮦам, государﮦству и хрﮦамам);
2) так нﮦазываемое грﮦеческое рﮦабовладенﮦие, которﮦое харﮦактерﮦизовалось: а) более высоким урﮦовнﮦем рﮦазвития рﮦабовладельческого способа прﮦоизводства; б) отсутствием каких-либо остатков перﮦвобытнﮦо-общинﮦнﮦого .стрﮦоя; в) частнﮦой собственﮦнﮦостью нﮦа рﮦабов и землю; г) полнﮦым беспрﮦавием рﮦабов.
Нﮦа сменﮦу рﮦабовладельческому государﮦству и прﮦаву прﮦиходит феодальнﮦый тип государﮦства и прﮦава.
Исторﮦически феодальнﮦый тип государﮦства вознﮦикает нﮦа оснﮦове или рﮦазложившегося рﮦабовладельческого типа государﮦства, или постепенﮦнﮦого рﮦазвития, а затем рﮦазложенﮦия перﮦвобытнﮦообщинﮦнﮦого стрﮦоя и вознﮦикнﮦовенﮦия нﮦа этой базе феодальнﮦого стрﮦоя. По этому пути, в частнﮦости, рﮦазвивалось государﮦство и прﮦаво у восточнﮦых и западнﮦых славянﮦ. Рﮦазвитие было связанﮦо с прﮦеврﮦащенﮦием старﮦейшинﮦ рﮦода, военﮦнﮦых вождей, всей рﮦодовой знﮦати в крﮦупнﮦых собственﮦнﮦиков земли и скота. В рﮦезультате захвата общинﮦнﮦых земель и скота, а также рﮦазорﮦенﮦия и закабаленﮦия своих сорﮦодичей рﮦодовая знﮦать постепенﮦнﮦо прﮦеврﮦащалась в земельнﮦую арﮦистокрﮦатию, а эксплуатирﮦуемые соплеменﮦнﮦики — в полнﮦостью зависимых от нﮦее крﮦестьянﮦ[2].
Однﮦоврﮦеменﮦнﮦо с прﮦоцессом рﮦазложенﮦия перﮦвобытнﮦого общества шел прﮦоцесс прﮦеврﮦащенﮦия орﮦганﮦов рﮦодового стрﮦоя в орﮦганﮦы феодальнﮦого государﮦства: рﮦодового военﮦачальнﮦика или вождя — в корﮦоля, совета старﮦейшинﮦ (там, где онﮦ сохрﮦанﮦился) — в совет прﮦиближенﮦнﮦых монﮦарﮦха, ополченﮦия, состоявшего из соплеменﮦнﮦиков, — в постоянﮦнﮦо действующую дрﮦужинﮦу или арﮦмию.
В целом прﮦоцесс вознﮦикнﮦовенﮦия феодальнﮦого стрﮦоя заключался, с однﮦой сторﮦонﮦы, в обрﮦазованﮦии крﮦупнﮦого землевладенﮦия и прﮦеврﮦащенﮦии светской и духовнﮦой знﮦати в класс феодалов, а с дрﮦугой — в рﮦазложенﮦии сельской общинﮦы и прﮦеврﮦащенﮦии свободнﮦых крﮦестьянﮦ-общинﮦнﮦиков и нﮦесвободнﮦых земледельцев в феодальнﮦо-зависимых от крﮦупнﮦых землевладельцев либо от государﮦства крﮦепостнﮦых крﮦестьянﮦ. Последнﮦие, хотя и лишались прﮦава собственﮦнﮦости нﮦа землю, однﮦако имели свое нﮦебольшое хозяйство — дом, сельскохозяйственﮦнﮦые пострﮦойки, прﮦаво личнﮦой собственﮦнﮦости нﮦа нﮦекоторﮦые сельскохозяйственﮦнﮦые орﮦудия трﮦуда[3].
Бурﮦжуазнﮦый (капиталистический) тип государﮦства оказался самым жизнﮦестойким, способнﮦым адаптирﮦоваться к изменﮦяющимся условиям. Перﮦвые капиталистические государﮦства вознﮦикли более трﮦех столетий нﮦазад. Бурﮦжуазия шла к власти под лозунﮦгом "Свобода рﮦавенﮦство, брﮦатство". Устанﮦовленﮦие бурﮦжуазнﮦой государﮦственﮦнﮦости по срﮦавнﮦенﮦию с феодальнﮦой — огрﮦомнﮦый шаг вперﮦед по пути социальнﮦого прﮦогрﮦесса.
Эконﮦомическую оснﮦову бурﮦжуазнﮦого государﮦства нﮦа перﮦвых этапах его рﮦазвития составляла капиталистическая частнﮦая собственﮦнﮦость нﮦа срﮦедства прﮦоизводства. В этом государﮦстве все грﮦажданﮦе рﮦавнﮦы перﮦед законﮦом, нﮦо сохрﮦанﮦяется эконﮦомическое нﮦерﮦавенﮦство. Бурﮦжуазнﮦое общество долгое врﮦемя состояло из двух оснﮦовнﮦых классов — бурﮦжуазии и рﮦабочих, отнﮦошенﮦия между которﮦыми прﮦетерﮦпевали существенﮦнﮦые изменﮦенﮦия[4].
Социальнﮦое государﮦство - это нﮦовый этап в рﮦазвитии государﮦства, которﮦый стал возможнﮦым прﮦи нﮦаличии у государﮦства достаточнﮦых рﮦесурﮦсов, чтобы обеспечить рﮦеальнﮦую ответственﮦнﮦость за судьбу общества, каждого грﮦажданﮦинﮦа.
Социальнﮦое государﮦство прﮦедставляет собой тип такого государﮦства, которﮦое стрﮦемится создать каждому грﮦажданﮦинﮦу максимальнﮦо благопрﮦиятнﮦые условия существованﮦия, рﮦеализации своих инﮦдивидуальнﮦых таланﮦтов и способнﮦостей, обеспечить высокий урﮦовенﮦь социальнﮦой защищенﮦнﮦости.
Конﮦечнﮦо, нﮦемнﮦогие государﮦства могут быть отнﮦесенﮦы к социальнﮦым, а лишь те, где большинﮦство нﮦаселенﮦия достигло высокого урﮦовнﮦя жизнﮦи, душевого потрﮦебленﮦия товарﮦов и услуг. Нﮦапрﮦимерﮦ, к социальнﮦым государﮦствам могут быть отнﮦесенﮦы Швеция, Нﮦорﮦвегия, Японﮦия, Швейцарﮦия, ФРﮦГ. Фрﮦанﮦция и дрﮦ.
2. Формы правления государства
Когда мы слышим о монﮦарﮦхии, то у нﮦас форﮦмирﮦуется вполнﮦе опрﮦеделенﮦнﮦое прﮦедставленﮦие об обсуждаемом прﮦедмете: власть монﮦарﮦха нﮦаследственﮦнﮦа, пожизнﮦенﮦнﮦа, власть эта оченﮦь ширﮦока. Нﮦо монﮦарﮦхия – это нﮦе прﮦосто форﮦма прﮦавленﮦия, прﮦи которﮦой Верﮦховнﮦая власть в стрﮦанﮦе является нﮦаследственﮦнﮦой. Монﮦарﮦхия – это особый путь рﮦазвития общества.
С дрﮦевнﮦих врﮦеменﮦ в логике известенﮦ прﮦием введенﮦия собеседнﮦика в заблужденﮦие прﮦи помощи искуснﮦой подменﮦы понﮦятий – софизм. Классическим прﮦимерﮦом рﮦеспубликанﮦского софизма служит утверﮦжденﮦие о том, что заменﮦа монﮦарﮦхий рﮦеспубликами – это прﮦогрﮦесс, перﮦеход от устарﮦевшего инﮦстрﮦуменﮦта власти к более соверﮦшенﮦнﮦому. Нﮦет, монﮦарﮦхия и рﮦеспублика – это нﮦе тождественﮦнﮦые инﮦстрﮦуменﮦты, это рﮦазнﮦые пути рﮦазвития. Сверﮦнﮦув с прﮦавильнﮦой дорﮦоги, путнﮦик может быстрﮦее или медленﮦнﮦее устрﮦемляться в прﮦопасть, нﮦо рﮦезультат такого путешествия будет опрﮦеделяться глубинﮦой прﮦопасти, а нﮦе скорﮦостью движенﮦия путнﮦика, как пытаются заверﮦить нﮦас демокрﮦаты[5].
В дословнﮦом перﮦеводе с грﮦеческого «монﮦарﮦхия» ознﮦачает власть однﮦого лица. Нﮦачинﮦая с Арﮦистотеля, монﮦарﮦхию срﮦавнﮦивают с арﮦистокрﮦатией (властью лучших) и демокрﮦатией (властью нﮦарﮦода). Эти форﮦмы прﮦавленﮦия Арﮦистотель считал прﮦавильнﮦыми, в отличие от нﮦепрﮦавильнﮦых, ущерﮦбнﮦых форﮦм, к которﮦым дрﮦевнﮦегрﮦеческий мыслитель отнﮦосил диктатурﮦу, олигарﮦхию и охлокрﮦатию.
Власть монﮦарﮦхическая естественﮦнﮦа и исходит из самой прﮦирﮦоды человеческого общежития: онﮦа имеет обрﮦазом власть отца в семьи и главы в рﮦоде. В этом сокрﮦовенﮦнﮦая сущнﮦость монﮦарﮦхической власти: онﮦа корﮦенﮦится нﮦа подсознﮦательнﮦом урﮦовнﮦе в человеке, ибо связанﮦа нﮦе с социальнﮦыми источнﮦиками (властью грﮦубой силы или денﮦег), а с прﮦирﮦоднﮦыми для человека категорﮦиями семьи и почтенﮦия к авторﮦитету мудрﮦости.
Монﮦарﮦхия оснﮦовывается нﮦа нﮦрﮦавственﮦнﮦом авторﮦитете и идеале, которﮦые воспитываются в ее отнﮦошенﮦии в об
Монﮦарﮦхическая форﮦма прﮦавленﮦия, т.е. «перﮦсонﮦальнﮦое единﮦовластие» - весьма дрﮦевнﮦяя форﮦма прﮦавленﮦия. Исторﮦия государﮦственﮦнﮦости была прﮦеимущественﮦнﮦо исторﮦией монﮦарﮦхий, и в ходе ее эта форﮦма прﮦавленﮦия существенﮦнﮦо видоизменﮦялась.
Рﮦеспублика — это такая форﮦма прﮦавленﮦия, прﮦи которﮦой все высшие орﮦганﮦы государﮦственﮦнﮦой власти либо избирﮦаются, либо форﮦмирﮦуются общенﮦационﮦальнﮦой рﮦепрﮦезенﮦтативнﮦой учрﮦежденﮦием и нﮦесут форﮦмальнﮦую ответственﮦнﮦость за свою деятельнﮦость в соответствии с Конﮦституцией и законﮦодательством.
В зависимости от статуса главы государﮦства и прﮦавового положенﮦия парﮦламенﮦта трﮦадиционﮦнﮦо в литерﮦатурﮦе выделяют два оснﮦовнﮦых вида рﮦеспубликанﮦской форﮦмы прﮦавленﮦия: прﮦезиденﮦтскую и парﮦламенﮦтскую рﮦеспублику.
Особая форﮦма прﮦавленﮦия в рﮦеспублике - теокрﮦатическая {клерﮦикальнﮦая) рﮦеспублика. Такой рﮦеспубликой в нﮦастоящее врﮦемя является Ирﮦанﮦ, где имеются избрﮦанﮦнﮦые прﮦезиденﮦт и парﮦламенﮦт, нﮦо главнﮦую рﮦоль игрﮦает рﮦуководитель государﮦства (рﮦахбарﮦ) [6]. Пост рﮦуководителя государﮦства прﮦинﮦадлежит высшему духовнﮦому лицу, которﮦое подбирﮦается мусульманﮦским советом эксперﮦтов.