Файл: Факторы, движущие силы и психического развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Движущие силы психического развития-это побудительные источники развития. Эти внутренние противоречия являются движущими силами психического развития. На каждом возрастном этапе они своеобразны.

Микросреда – это ближайшее социальное окружение человека (родители, родственники, соседи, педагоги, друзья и др.)

Основные факторы психического развития человека имеют некоторые особенности, обусловленные требованиями общества.

Природная среда

 комплекс климатических и географических условий существования – влияет на развитие ребенка опосредованно. Опосредующими звеньями являются традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, что во многом определяет особенности системы воспитания и обучения детей.

Психическое развитие происходит под влиянием большого количества факторов, которые направляют его ход и формируют динамику и конечный результат. Факторы психического развития можно разделить на биологические и социальные. К биологическим факторам относят наследственность, особенности внутриутробного развития, натального периода (родов) и последующее биологическое созревание всех органов и систем организма. Наследственность – свойство организмов обеспечивать органическую и функциональную преемственность в ряду поколений, обусловленную оплодотворением, половыми клетками и делением клеток. У человека функциональная преемственность между поколениями обусловливается не только наследственностью, но и передачей общественно выработанного опыта от одного поколения к другому. Это так называемая "сигнальная наследственность". Носителями генетической информации, определяющей наследственные свойства организма, являются хромосомы. Хромосомы – особые структуры ядра клетки, содержащие молекулу ДНК, связанную с белками-гистонами и не гистонами. Ген представляет собой специфический участок молекулы ДНК, в структуре которого закодирована структура определенного полипептида (белка). Совокупность всех наследственных факторов организма называют генотипом. Результатом взаимодействия наследственных факторов и окружающей среды, в которой развивается индивид, является фенотип – совокупность внешних и внутренних структур и функций человека. Социальная среда объединяет различные формы влияния общества. Она оказывает непосредственное воздействие на психическое развитие ребенка. В социальной среде выделяют макроуровень (макросреду) и микроуровень (микросреду). Макросреда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, уровень развития науки и искусства, преобладающая идеология, религиозные течения, средства массовой информации и др. Специфика психического развития в системе "человек – общество" заключается в том, что оно происходит путем включения ребенка в различные формы и виды общения, познания и деятельности и опосредуется общественным опытом и уровнем созданной человечеством культуры.


Социальные факторы психического развития являются компонентом средовых факторов онтогенеза (влияние окружающей среды на развитие психики). Среда понимается как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Средовое влияние является существенной детерминантой психического развития ребенка. Окружающую среду принято делить на природную и социальную .

Существенным фактором развития психики человека является его собственная активность, включение в различные виды деятельности: 

общение, игру, учение, труд. Общение и различные коммуникативные структуры способствуют формированию различных новообразований в психике ребенка и по своей природе являются субъектно-объектными отношениями, стимулирующими развитие активных форм психики и поведения. 

Трудовая деятельность – процесс активного изменения природного мира, материальной и духовной жизни общества в целях

удовлетворения человеческих потребностей и создания различных благ.

В отечественной психологии решением вопроса о соотношении влияния на психику человека врожденных и социальных факторов занимались Л. С. Выготский, Д . Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов и др.

Под «движущими силами» подразумеваются те факторы, которые определяют поступательное развитие человека, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития и направляют его в нужное русло.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, возрастными новообразованиями. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии человека.

Список использованной литературы

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С.-Пб.: Питер, 2000
  3. Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г.
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.1. – М., 1983.