Файл: Вазопись геометрического, коврового, чернофигурного и краснофигурного стиля.Искусство Древнего Рима. Заимствования и новации.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
Геометрическая вазопись.
На ранних этапах до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями.
В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.
Ориентализирующий период Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.
Вазопись геометрического стиля
Геометрический стиль считается одним из ранних стилей в изобразительном искусстве Древней Греции. Стиль был заимствован греками из микенской культуры. Рассвет стиля приходится на 1050 год до нашей эры.
Вазы, выполненные в геометрическом стиле, имеют характерный орнамент, состоящий из кругов, треугольников и квадратов. Геометрика на вазах отделяла изображения друг от друга.
Характерным орнаментом геометрического стиля была меандра – извивающаяся линия с завитками. Названа меандра в честь реки в Малой Азии. Со временем геометрический орнамент усложнялся. Меандры стали не только одинарными, но и двойными.
Люди, животные и предметы изображались схематично. В большинстве случаев на вазах были представлены изображения сражающихся героев
Цвета геометрического стиля не отличались особым разнообразием. Доминировали черный и красный. Фон ваз был светлым. Угасание геометрического стиля относится к 8 веку до нашей эры.
Яркими примерами геометрического стиля стали найденные в Афинах амфоры размером полтора метра – амфоры из Дипилона. Это красивейший сосуд, который украшен меандами. Но основное изображение составляет сцена оплакивания умершего. Примечательно, что плакальщицы изображены предельно схематично в виде треугольников. Их руки – это ломаные линии. Такое изображение является характерной чертой геометрического стиля.
После угасания геометрического стиля люди, животные на вазах стали изображаться более детально, что усиливало тенденцию к реалистичности. Реалистичность проявила себя в большей степени в черно- и краснофигурном стилях вазописи.
Вазопись коврового стиля.
Элементы коврового (ориентализирующего, протокоринфского) стиля начали зарождаться еще в вазовых изображениях VIII в. до н.э., но полностью сформировались только лишь к VII в. до н.э., продолжая развиваться в течение первых десятилетий VI в.
Вазы коврового стиля имеют характерные признаки. Их размеры, по сравнению с аналогичными предшественниками, становятся меньше. Наиболее типичные для этого времени сосуды – это кратеры, амфоры, килики (чаши для вина). Зарождается в это время производство и совсем миниатюрных сосудов, среди которых выделяют емкости для ароматических масел – арибаллы – и емкости, предназначенные для хранения косметики, - пиксиды.
Техника изготовления ваз ориентализирующего стиля совершенствуется. Мастера обжигают вазы три раза, помимо лака, применяют белые и пурпурные краски. Линии на внутренней стороне ваз процарапывают при помощи циркуля.
Геометрические орнаменты со временем уходят. Мастера начинают рисовать на вазах растения, их цветы, ветки. Вазы становятся богато и разнообразно украшенными растительным орнаментом, что и составляет характерный признак коврового стиля.
Специфической чертой коврового стиля является изображение людей и животных, которые нарисованы в профиль. Исключения составляют образы льва и пантеры, тела которых рисовали в профиль, а головы - в фас.
Образы людей на вазах практически отсутствуют. Исключение составляют образы мифологических героев.
По данным археологических исследований ковровый стиль преобладал на территориях юга Балкан, на островах Эгейского архипелага, а также в греческих колониях (Коринф, Родос, Самос, Клазомены, Навкратис, Аттика).
Прекрасным образцом коврового стиля, дошедшим до нашего времени, является глубокое блюдо из Прайса, датируемое VII в до н.э. На его внутренней стороне пропорционально друг другу изображен всадник верхом на лошади. На наружной стороне – герой Геракл, борющийся с морским чудовищем Тритоном.
Чернофигурная вазопись.
Чернофигурный стиль среди вазописцев получил широкое распространение в VI в. до н.э. При изготовлении ваз мастера использовали лак черного цвета. Фон вазы был оранжево-красный. Такое сочетание цветов позволяло создавать контрастные многоплановые композиции.
При нанесении изображений мастера использовали глянцевую глину, которую наносили на необожженную глину. Нюансы изображения прочерчивались. На внутренней части ваз изображали растения и листья пальмы. Изображения были плоскостными. На вазах неоднократно встречаются росписи мастеров, которые их изготовили.
Наибольшую известность в этом стиле обрели древнегреческие мастера Эксекий, Пасиад и Харес, которые жили в VI в. до н.э. Эксекий изготовил шедевр - чашу для вина (килик).
Чаша была украшена изображением Диониса с кистью винограда. Ладью, на которой он плывет, сопровождает стая дельфинов.
Наружная часть чаши содержит рисунок двух глаз. Древние греки верили, что эти глаза оберегают от опьянения.
Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожженной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет.
Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур. Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 г. до н. э. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурная керамика».
Появившейся со временем новый краснофигурный стиль полностью вытесняет чернофигурный стиль вазописи в конце IV в. до н.э.
Краснофигурная вазопись.
Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными. Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.
Отличительной особенностью краснофигурного стиля стало изображение сцен из повседневной жизни древних греков, женщин, впечатляющих интерьеров. Все образы стали более реалистичны: мастера старались прорисовывать каждую мелочь. Человека стали изображать не только в профиль, но и со спины. Мастера стали подписывать собственные изделия, оставляя на них собственное клеймо.
Известно имя мастера Евфимида, который изготовил амфору с изображениями Диониса и сцены расставания Гектора с отцом Приамом и матерью Гекубой. Тщательно прорисованы одежда, прически и оружие песонажей.
К V в. до н. э. в нижней Италии возникло множество мастерских, работавших с этим стилем и конкурировавших на равных с вазописными мастерскими в Аттике. За ее пределами краснофигурный стиль распространения не получил.
Изобразительное искусство Древнего Рима развивалось в несколько этапов, которые соответствовали периодам исторического становления самого государства. Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии.
Культура Древнего Рима
Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:
- Царский (8-6 вв. до н.э.)
- Республиканский (6-1 вв. до но.э.)
- Имперский (1 в. до н.э. – 5 в.н.э.)
Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.
Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников – Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.
В Риме древнегреческим ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии. А римский доктор Гален вплотную подошел к открытию значения нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.
Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.
Изобразительное искусство в Риме носило утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и рационально организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.
Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Некоторые считают, что ученик превзошел учителя.