Файл: Отрасли международного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Международное право окружающей среды.

Международное право окружающей среды – это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны природной среды и ее рационального использования. К этой отрасли применяется и иное наименование – международное экологическое право. Государства должны рационально использовать природные ресурсы, учитывая их потенциальные возможности и необходимость воспроизводства. Применительно к международному праву окружающей среды этот принцип был сформулирован в Стокгольмской декларации 1972 г. Он выражен также в международных договорах, в частности в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. В 1985 г. был принят протокол к Конвенции о сокращении выбросов серы, а в 1988 г. – об ограничении выбросов оксидов азота. Государства несут международную ответственность за экологический ущерб. Воплощением этого стали арбитражные и судебные решения по межгосударственным спорам об ущербе в результате загрязнения. Особую угрозу представляет загрязнение атмосферы радиоактивными выбросами в результате аварий на АЭС. Она ощутимо дала о себе знать в чернобыльской трагедии. В 1986 г. в Вене были заключены конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и о помощи в случае ядерной аварии. Женевские конвенции и Конвенция ООН по морскому праву налагают на государства обязанность охранять морскую среду обитания. Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью запрещает ее слив с судов и танкеров, обязывает государства-члены оборудовать порты установками по приему остатков нефти с судов. Вопросы возмещения ущерба регулируются Конвенцией об ответственности за ущерб от загрязнения нефтью. Выделяется ряд конкретных направлений сотрудничества в сфере защиты флоры и фауны, каждое из которых включает группу договоров: регулирование рыболовства и промысла морских ресурсов; охрана растительного мира (Международная конвенция об охране растений); защита конкретных видов животных (Соглашение о сохранении белых медведей и др.); охрана мест обитания ( двусторонние конвенции об охране перелетных птиц и среды их обитания).


8. Международное экономическое право.

Международное экономическое право характеризуется как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в области экономического сотрудничества. Важнейшим фактором, определяющим содержание международного экономического права, являются интеграционные процессы на двух уровнях – глобальном (всемирном) и региональном (локальном). Существенную роль в интеграционном сотрудничестве играют международные организации и органы: Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд (МВФ), Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). На региональном и межрегиональном уровне следует отметить Европейское экономическое сообщество (ныне Европейский Союз) и Экономический союз в рамках СНГ, а также региональные экономические комиссии ООН. Одна из особенностей международного экономического права состоит в активном участии в регулировании актов международных организаций и конференций. В числе резолюций ООН – Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о новом международном экономическом порядке. Торговые договоры как источники международного торгового права имеют особое значение, поскольку устанавливают основы экономических взаимосвязей. В соответствии с ними заключаются соглашения о товарообороте. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров регулирует заключение договоров и обязательства продавца и покупателя, возникающие из договоров купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

Заключение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что международное право сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества. Такой подход предопределяет понимание международного права как регулятора международных отношений, как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе. С этим связано то, что международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством, сохраняя уважительное отношение к нему. Законы и нормативные акты государств обогащаются нормами, обусловленными международным правом, содержащими отсылки к международным договорам, положения о совместном применении национальных и международных правил. Сами наименования многих международных договоров свидетельствуют об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении. Многие из международных договоров соотносятся по предмету регулирования с положениями Конституции и законами РФ. Итак, современное международное право характеризуется расширением сферы его применения, а следовательно, и расширением нормативной основы, поскольку новая сфера применения предполагает создание именно для нее предназначенных и к ней приспособленных правовых норм. Имеется в виду сфера внутригосударственных отношений. Определенные ее элементы по согласованию между самими государствами рассматриваются как объекты совместного регулирования - с участием как внутригосударственных, так и международно-правовых норм. Отмеченные обстоятельства позволяют охарактеризовать нормы международного права не только как правила межгосударственных отношений, но и как принятые согласованно государствами правила их взаимоприемлемых действий в пределах собственной юрисдикции в соответствии с общими интересами государств.