Файл: Российское законодательство по информационной безопасности сетей.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
Введение
Информационная безопасность (ИБ) является системообразующим фактором структуры национальной безопасности России. Иллюстрацией этому является рис. 1. Как видно из рисунка, сохраняя определенную самостоятельность, обусловленную спецификой содержания этой сферы деятельности, информационная безопасность естественным образом, в большей или меньшей мере, входит фактически во все компоненты национальной безопасности и является её системообразующим фактором.
Рис. 1. Роль и место информационной безопасности в обеспечении национальной безопасности России
Защита (обеспечение безопасности) информации является неотъемлемой частью общей проблемы информационной безопасности. Для осуществления защиты информации к настоящему времени в России создана и функционирует государственная система защиты информации, базирующаяся на положениях Закона “О государственной тайне”, ряде Указов Президента Российской Федерации и постановлении Правительства Российской Федерации “О государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от её утечки по техническим каналам”. Целями обеспечения информационной безопасности информационных систем (ИС) являются:
- достижение состояния защищенности жизненно важных интересов государства от различных угроз в сфере формирования, распространения и использования информационных ресурсов;
- обеспечение прав граждан на получение, использование и распространение информации; - обеспечение информированности общества, необходимой для успешного функционирования всех его структур;
- предотвращение нарушений прав граждан и организаций на сохранение конфиденциальности и секретности информации;
- обеспечение условий, препятствующих преднамеренному искажению или сокрытию информации при отсутствии для этого законных оснований. Задачами обеспечения информационной безопасности в ИС являются:
- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз информационной безопасности, разработка и осуществление комплекса адекватных и экономически обоснованных мер по их предупреждению и нейтрализации;
- формирование единой политики государственной власти и субъектов России по обеспечению информационной безопасности в ИС; - совершенствование и стандартизация применяемых методов и средств защиты информации в ИС;
- создание и реализация механизма государственного регулирования (лицензирования) деятельности в области защиты информации, а также обеспечение функционирования системы сертификации ИС и входящих в их состав защищенных технических средств, средств защиты информации и средств контроля эффективности принятых мер защиты.
1. Правовые акты общего назначения, затрагивающие вопросы информационной безопасности.
Основным законом Российской Федерации является Конституция, принятая 12 декабря 1993 года.
В соответствии со статьей 24 Конституции, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 41 гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 42 - право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.
В принципе, право на информацию может реализовываться средствами бумажных технологий, но в современных условиях наиболее практичным и удобным для граждан является создание соответствующими законодательными, исполнительными и судебными органами информационных серверов и поддержание доступности и целостности представленных на них сведений, то есть обеспечение их (серверов) информационной безопасности.
Статья 23 Конституции гарантирует право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, статья 29 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Современная интерпретация этих положений включает обеспечение конфиденциальности данных, в том числе в процессе их передачи по компьютерным сетям, а также доступ к средствам защиты информации.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (в своем изложении мы опираемся на редакцию от 15 мая 2001 года) фигурируют такие понятия, как банковская, коммерческая и служебная тайна. Согласно статье 139, информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Это подразумевает, как минимум, компетентность в вопросах ИБ и наличие доступных (и законных) средств обеспечения конфиденциальности.
Весьма продвинутым в плане информационной безопасности является Уголовный кодекс Российской Федерации (редакция от 14 марта 2002 года). Глава 28 — «Преступления в сфере компьютерной информации» — содержит три статьи:
• статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации;
• статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
• статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
Первая имеет дело с посягательствами на конфиденциальность, вторая - с вредоносным ПО, третья - с нарушениями доступности и целостности, повлекшими за собой уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ. Включение в сферу действия УК РФ вопросов доступности информационных сервисов представляется нам очень своевременным.
Статья 138 УК РФ, защищая конфиденциальность персональных данных, предусматривает наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Аналогичную роль для банковской и коммерческой тайны играет статья 183 УК РФ.
Интересы государства в плане обеспечения конфиденциальности информации нашли наиболее полное выражение в Законе «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями от 6 октября 1997 года). В нем гостайна определена как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Там же дается определение средств зашиты информации. Согласно данному Закону, это технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну; средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. Подчеркнем важность последней части определения.
2. Закон «Об информации, информатизации и защите информации»
Основополагающим среди российских законов, посвященных вопросам информационной безопасности, следует считать закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года номер 24-ФЗ (принят Государственной Думой 25 января 1995 года). В нем даются основные определения и намечаются направления развития законодательства в данной области.
Процитируем некоторые из этих определений:
• информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
• документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
• информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
• информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
• информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
• информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
• конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Мы, разумеется, не будем обсуждать качество данных в Законе определений. Обратим лишь внимание на гибкость определения конфиденциальной информации, которая не сводится к сведениям, составляющим государственную тайну, а также на понятие персональных данных, закладывающее основу зашиты последних.
Закон выделяет следующие цели защиты информации:
• предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
• предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
• предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
• предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
• защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
• сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
• обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
Отметим, что Закон на первое место ставит сохранение конфиденциальности информации. Целостность представлена также достаточно полно, хотя и на втором месте. О доступности предотвращение несанкционированных действий по блокированию информации») сказано довольно мало.
Продолжим цитирование:
«Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу».
По сути, это положение констатирует, что защита информации направлена на обеспечение интересов субъектов информационных отношений.
Далее. «Режим защиты информации устанавливается:
• в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, — уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
• в отношении конфиденциальной документированной информации — собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего Федерального закона;
• в отношении персональных данных — федеральным законом.
Здесь явно выделены три вида защищаемой информации, ко второму из которых принадлежит, в частности, коммерческая информация. Поскольку защите подлежит только документированная информация, необходимым условием является фиксация коммерческой информации на материальном носителе и снабжение ее реквизитами. Отметим, что в данном месте Закона речь идет только о конфиденциальности; остальные аспекты ИБ забыты.
Обратим внимание, что защиту государственной тайны и персональных данных берет на себя государство; за другую конфиденциальную информацию отвечают ее собственники.
Как же защищать информацию? Закон предлагает для этой цели мощные универсальные средства: лицензирование и сертификацию. Процитируем статью 19.
1. Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».
2. Информационные системы органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации определяется законодательством Российской Федерации.