Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственного регулирования финансов предприятий
1.1 Сущность государственного финансового регулирования финансов предприятий
1.2 Цели и задачи государственного регулирования финансов предприятий
1.3 Объемы государственного регулирования финансов предприятий
2 Осуществление государственного финансового регулирования финансов предприятий
2.1 Нормативно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций
2.2 Финансовая политика государственного регулирования финансов предприятий
Бухгалтерская служба территориального комитета должна выполнять следующие задачи:
- организовывать бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами;
- использовать передовые формы и методы учета и обработки информации на базе широкого применения современной вычислительной техники; осуществлять предварительный контроль за своевременным, правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций; контролировать правильность, рациональность и бережность расходования средств в соответствии с открытыми кредитами (ассигнованиями) и целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету; осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, вести решительную борьбу с бесхозяйственностью и расточительством, принимать меры к своевременному предупреждению негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявлять и мобилизовывать внутрихозяйственные резервы;
- своевременно финансировать учреждения, ведущие учет самостоятельно, а также контролировать их деятельность и правильность постановки бухгалтерского учета;
- обеспечивать учет доходов и расходов по специальным средствам, а также операций по другим внебюджетным средствам;
- организовывать формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования поставщиками, заказчиками, налоговыми, финансовыми, банковскими и казначейскими органами;
- своевременно организовывать начисления и выдачу заработной платы, пособий и "стипендий;
- вести учет и расчеты с дебиторами и кредиторами;
- участвовать в проведении инвентаризаций денежных средств, расчетов и материальных ценностей; своевременно и правильно отражать в учете результаты инвентаризаций;
- периодически инструктировать материально ответственных лиц по вопросам учета и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, находящихся на их ответственном хранении; составлять отчетность и представлять ее соответствующим органам в установленные сроки; обеспечивать достоверность отчетов и балансов;
- соблюдать установленный порядок хранения бухгалтерских документов, регистров, машинограмм, смет расходов и расчетов к ним, а также других служебных документов; своевременно в установленном порядке сдавать их в архив.
В течение отчетного года в учреждении должна проводиться единая учетная политика отражения хозяйственных операций и оценки имущества. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть аргументировано в годовой бухгалтерской отчетности. Важно обеспечить в учете правильность отнесения доходов и расходов к соответствующим отчетным периодам. Бухгалтерский учет должен систематически контролировать исполнение смет, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами, сохранность денежных средств и товарно-материальных ценностей.
Руководитель учреждения обязан создать необходимые условия для правильной организации бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками учреждения требований главного бухгалтера в части порядка оформления и сдачи в бухгалтерию необходимых документов.
Главный бухгалтер учреждения, централизованной бухгалтерии назначается или освобождается от должности руководителем учреждения и непосредственно ему подчиняется. Он обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых учреждением хозяйственных операций, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности; подписывает совместно с руководителем учреждения документы по финансово-расчетным операциям, а также служащие основанием для выдачи товарно-материальных ценностей. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не могут быть приняты к исполнению. Если работники учреждения передают главному бухгалтеру для исполнения документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину, то главный бухгалтер обязан письменно сообщить об этом руководителю учреждения. При получении от руководителя письменного распоряжения об исполнении указанных документов главный бухгалтер выполняет его. В этом случае вся полнота ответственности за совершение незаконных операций возлагается на руководителя учреждения.
Главный бухгалтер визирует заявления, приказы о назначении на работу и перемещении материально ответственных лиц (заведующих складами, кладовщиков, кассиров и др.).
При увольнении главный бухгалтер учреждения обязан передать дела по акту, вновь назначенному главному бухгалтеру. Если кандидат на должность еще не подобран, то дела передаются работнику учреждения, назначенному для этого приказом руководителя учреждения. В процессе сдачи-приемки дел проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных, наличия бухгалтерских документов и регистров, а также наличия дел в архиве.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, смет по специальным средствам и обобщение данных учета и отчетности. Своевременное, полное и достоверное отражение в балансе учреждения всех операций позволяет его руководителю принимать обоснованные управленческие решения, анализировать работу учреждения, осуществлять и контролировать целевое расходование средств на основе утвержденной сметы, выявлять незаконные затраты.
Для выполнения этих задач ведется бухгалтерский учет:
- кредитов (ассигнований) и расходов бюджетных средств;
- поступления и расходования специальных и внебюджетных средств;
- сохранности и эффективности использования денежных средств, материалов, оборудования, продуктов питания, медикаментов и других ценностей;
- расчетов с дебиторами и кредиторами.
Важными задачами бухгалтерского учета являются учет и контроль за расходованием фонда заработной платы (оплаты труда), а также составление в срок баланса и отчетности. Правильная постановка бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях способствует более точному составлению смет расходов, а также выявлению неиспользованных внутренних ресурсов.
Финансирование деятельности территориального комитета осуществляется только из республиканского бюджета.
Территориальному комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся контрольными и надзорными функциями территориального комитета.
Если территориальному комитету законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход республиканского бюджета.
Финансирование бюджетных программ по платежам государственного учреждения осуществляется на основе разработанных годовых планов финансирования. Финансирование осуществляется по нескольким структурным спецификам экономической классификации расходов бюджета.
Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация. Бюджетная классификация предполагает научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке.
Бюджетная классификация имеет организующее и правовое значение. Первое проявляется в том, что она позволяет единообразно учитывать доходы и расходы бюджета, составлять отчетность об исполнении бюджета, осуществлять контроль и анализ по каждому виду доходов и расходов, кодировать показатели бюджетов и отчетов при машинной обработке. Правовое значение бюджетной классификации заключается в том, что все показатели доходов и расходов, предусмотренные в бюджете и указанные в соответствующих подразделениях бюджетной классификации; являются финансовыми планами, обязательными для исполнения.
В Карагандинском территориальном комитете применяется Бюджетная классификация Республики Казахстан, которая является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам группировочных кодов.
По этим статьям выделяются и учитываются расходы республиканского бюджета, областных, районных, городских, поселковых и сельских бюджетов.
Средства из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет расходов.
Смета расходов - основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.
Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из трех частей: в первой части указываются наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется (раздел, параграф бюджетной классификации), и свод расходов по статьям с распределением по кварталам; во второй части отражаются показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые; в третьей части приводятся расчеты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным ее элементам.
В отраслевых сметах расходов статьи отражают специфику народного образования, здравоохранения, культуры, науки и т. д. Расходы бюджетных учреждений подразделяются на капитальные вложения и текущее содержание учреждения. Последние состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов. Административно-хозяйственные расходы включают затраты на содержание управленческого, хозяйственного и вспомогательного персонала, на командировки, приобретение инвентаря и т.д. Операционные расходы - это затраты, связанные с осуществлением деятельности учреждения (расходы на медикаменты, питание, педагогический фонд заработной платы, учебные расходы и т. д.).
Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объема деятельности учреждения, определенного планом развития учреждения, и фактического его исполнения за предшествующий период. Размеры операционных расходов определяются на основе норм расходов, т. е. затрат на расчетную единицу. Установлены материальные (в натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных) нормы расходов. Правильно установленные типовые нормы расходов имеют важное значение для распределения бюджетных ассигнований на народное образование, здравоохранение, культуру, науку по отдельным регионам страны.
При составлении проекта сметы бюджетные учреждения для обоснования требуемых сумм расходов дают более подробную их номенклатуру, выделяя внутри статьи отдельные расходы. Например, по статье «Канцелярские и хозяйственные расходы» выделяют: канцелярские расходы, расходы на вневедомственную охрану, расходы на связь, на приобретение литературы, на наем помещения, по содержанию и найму транспорта, затраты на оплату информационно-вычислительных услуг, предоставленных для аппарата управления.
Обоснование отдельных сумм расходов по смете приводится в приложении к ней. Так, приложение к смете расходов школы открывается сведениями о количестве классов и учащихся по состоянию на 1 января и 1 сентября планируемого года, затем следует расчет фонда заработной платы, а также расчеты по другим статьям классификации расходов. Заключают приложение к смете расходов общие сведения, используемые при расчетах (общая кубатура всех строений по наружному обмеру, внутренняя площадь здания, количество и площадь классных комнат и др.).
Сметы расходов, составляемые территориальным комитетом по каждому параграфу классификации расходов называют индивидуальными. В Карагандинском территориальном комитете составляются общие сметы. В общих сметах расходы планируются в целом - по группам однотипных учреждений. Для определения и финансирования затрат на проведение совещаний, конференций, приобретение литературы и другие мероприятия министерства, ведомства и управления (отделы) местной администрации составляют сметы на централизованные мероприятия. Путем суммирования всех расходов на содержание министерства или ведомства, включая все индивидуальные, общие расходы и сметы на централизованные мероприятия, составляется сводная смета.
Все расходы, включаемые в смету группируются по видам и целевому назначению, при определении их суммы необходимо строго соблюдать режим экономии. При утверждении смет проверяются необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, соответствие их объему работы учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого оно финансируется. Утверждение оформляется подписью руководителя организации, утвердившей смету, указывается дата утверждения и проставляется оттиск печати на всех экземплярах сметы с указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете, в том числе с выделением фонда заработной платы работников штатного и нештатного состава.