Файл: МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемым государством в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением. Аналогичный запрет установлен и в случае, если запрашиваемая сторона имеет существенные основания полагать, что просьба о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин, в соответствии со ст.3 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 г.

Российская Федерация в соответствии с Федеральным законом от25 октября 1999 г. № 190-ФЗ оставила за собой право отказать в выдаче:

если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные соответствующими международными договорами о правах человека;

если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные соответствующими международными договорами о правах человека,

исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья,

если выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам России.

В целом условия, когда выдача лица иностранному государству не допускается или в такой выдаче может быть отказано, установлены ст.464 УПК.

При осуществлении выдачи по просьбе государств могут передаваться друг другу: а) предметы, которые были использованы при совершении преступления, влекущего выдачу лица, в том числе орудия преступления, предметы, которые были приобретены в результате преступления или в качестве вознаграждения за него, или же предметы, которые преступник получил взамен предметов, приобретенных таким образом; б) предметы, которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле. Эти предметы передаются и в том случае, если выдача преступника не может быть осуществлена.


Выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или подвергаться заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи.

В целях выдачи лиц, совершивших преступление, предусматривается их заключение под стражу, что является гарантией предотвращения уклонения от следствия и суда. Основанием для этого является принятое в установленном порядке компетентными органами зарубежного государства решение о заключении под стражу.

При решении данных вопросов следует руководствоваться ст.466УПК, а также непосредственно нормами международных договоров, и в первую очередь Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. и ст.60, 61, 62 Минской конвенции 1993 г.

Согласно ст.16 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. предусматривается возможность задержания лица, в отношении которого поручение о выдаче еще не направлено, но в обязательном порядке будет направлено. Такое задержание называется временным задержанием или предварительным арестом. Просьба о предварительном аресте направляется компетентными органами запрашивающего государства по дипломатическим каналам или непосредственно по почте или телеграфу, или через посредство Международной организации уголовной полиции, а именно Интерпол.

Лицо, взятое под стражу в порядке меры пресечения в целях выдачи на основании Минской конвенции 1993 г., должно быть освобождено, если требование о его выдаче не поступит в течение одного месяца со дня взятия под стражу. Этот срок может быть продлен еще до одного месяца по ходатайству запрашиваемой стороны. Если она не представит в установленный срок дополнительных сведений, то запрашиваемая сторона должна освободить лицо, взятое под стражу.

Временное задержание по Конвенции о выдаче 1957 г. осуществляется в иные сроки и в конечном счете не должно превышать 40 дней со дня такого задержания. Вместе с тем в Конвенции сказано, что «возможность временного освобождения в любое время не исключается, однако запрашиваемая Сторона принимает любые меры, которые она считает необходимыми, для предотвращения побега разыскиваемого лица», а именно в ст.16.

При помещении указанных лиц в места заключения под стражу органы, производившие задержание, должны представить туда следующие документы: постановление об аресте и розыске обвиняемого страной — инициатором поручения, копию телеграммы- уведомления инициатора розыска о задержании, а также подтверждение намерения о направлении поручения об экстрадиции.[9]


Под передачей лица, осужденного к лишению свободы, в отличие от выдачи следует понимать передачу осужденного, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, для отбывания им наказания в государстве, гражданином которого он является, что указано в ст.469 УПК.

Положения УПК, предусматривающие передачу осужденного к лишению свободы, сформулированы на основании ч.2 ст.63 Конституции РФ, многосторонних и двусторонних договоров Российской Федерации. Передача осужденных может осуществляться также на основе принципа взаимности. Россия как правопреемница СССР руководствуется при решении данных вопросов Конвенцией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая1978 г.

Передача осужденных регламентируется также следующими двухсторонними международными договорами Российской Федерации: Договором между РФ и Королевством Испания от 16 января 1998 г.; Договором между РФ и Республикой Кипр от 8 ноября1996г.; Договором между СССР и Финляндской Республикой от 8 ноября 1990г.; Договором между РФ и Туркменистаном от 18 мая 1995 г.; Договором между РФ и Азербайджанской Республикой от 26 мая 1994 г.; Договором между РФ и Латвийской Республикой от 4марта 1993 г. и др.

Передача осужденных осуществляется по взаимному согласию государств, между которыми заключен международный договор, а именно ст.1 Конвенции о передаче осужденных 1978 г. Гражданином государства — участника Конвенции о передаче осужденных1978 г. является лицо, которое по закону этого государства имеет гражданство данного государства.

Передача лица, осужденного в Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, допускается до отбытия им наказания в виде лишения свободы по ходатайству осужденного либо его представителя, а также по просьбе компетентного органа соответствующего государства с согласия осужденного. Такая передача может быть осуществлена только после вступления приговора в законную силу по решению Генерального прокурора РФ или его заместителя, которые сообщают о состоявшейся передаче суду, вынесшему приговор в соответствии со ст.470УПК.

Помимо названных обстоятельств следует учитывать, что осужденный, переданный для отбывания наказания в государство, гражданином которого он является, не может быть вновь привлечен к уголовной ответственности за то же деяние, за исключением случаев, когда после передачи осужденного для отбывания наказания приговор в государстве, где он был вынесен, отменен и предусмотрено новое расследование или судебное разбирательство, согласно ст.3 Конвенции о передаче осужденных 1978 г.


В данном случае копия решения об этом и другие материалы, необходимые для нового рассмотрения дела, направляются компетентному органу государства, которому передан осужденный, для решения вопроса о привлечении его к ответственности по законодательству этого государства.

В случае необходимости органы государства, гражданином которого является осужденный, могут запросить дополнительные документы или сведения. Компетентный орган государства, гражданином которого является осужденный, обязан в возможно короткий срок уведомить компетентный орган государства, суд которого вынес приговор, о согласии либо отказе принять осужденного, что указано в ст.8 Конвенции о передаче осужденных1978 г.

Каждое государство — участник Конвенции о передаче осужденных1978 г. в соответствии со ст.16 разрешает транзитную перевозку по своей территории осужденных, передаваемых в соответствии с данной Конвенцией, третьему государству-участнику, которая осуществляется по просьбе государства, гражданином которого является осужденный.

Место, время и порядок передачи осужденного определяются путем договоренности между компетентными органами заинтересованных государств, в соответствии со ст.9 Конвенции о передаче осужденных 1978 г… Все расходы, возникшие до передачи осужденного, для государств — участников Конвенции о передаче осужденных 1978 г. несут те государства, у которых они возникли. Другие расходы, связанные с передачей осужденного, в том числе по его транзитной перевозке, несет государство, гражданином которого является осужденный, и указаны они в ст.17.

Право решать вопросы о передаче осужденного предоставлено Генеральной прокуратуре РФ.

В передаче осужденного к лишению свободы судом Российской Федерации для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является, в соответствии со ст.471 УПК может быть отказано в случаях, если: [10]

1) ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный;

2) наказание не может быть исполнено в иностранном государстве вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;

3) от осужденного или от иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска;

4) не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международными договорами;

5) осужденный имеет постоянное место жительства в Российской Федерации.


Приоритетными направлениями развития правового регулирования международного сотрудничества в сфере уголовного процесса (уголовного судопроизводства) являются, во-первых, совершенствование его процессуальной процедуры за счет расширения в уголовно-процессуальном законодательстве круга норм и правовых институтов, детально регламентирующих цели и предмет такого сотрудничества, понятие и содержание его отдельных направлений и видов, права и обязанности участвующих в нем лиц, его особенности по отдельным категориям уголовных дел, а во-вторых, формирование в отечественном уголовном процессе правовых основ реализации его новых направлений, формирование которых на международно-правовом уровне уже ведется, в том числе и с участием РФ. Данные приоритеты в полной мере соответствуют общемировым тенденциям развития правового регулирования уголовно-процессуальных аспектов международного сотрудничества и отвечают интересам страны.

Предложение о правовом механизме отражения норм международного права, относящихся к сфере уголовного процесса, в законах России. В соответствии с ним: при наличии в международном договоре норм о необходимости принятия мер по совершенствованию внутреннего законодательства- они подлежат обязательному исполнению; в случае создания международным договором правовых основ новых институтов, направлений или видов международного сотрудничества в сфере уголовного процесса, ранее неизвестных уголовно — процессуальному законодательству, имеющийся в последнем пробел подлежит устранению путем национально-правовой имплементации норм международно — правовых документов в УПК РФ, с обязательным нормативным формированием соответствующей процессуальной формы; при введении нормой международного договора по конкретному вопросу правил, противоречащих норме законодательства, регулирующего порядок уголовного судопроизводства, в соответствии с ч.3 ст.1 УПК РФ подлежат применению правила международного договора, а возникшая коллизия должна быть, по возможности, устранена законодательным путем.

В связи с созданием международными договорами правовых основ новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса, ранее неизвестных отечественному уголовно- процессуальному законодательству, имеющийся в последнем пробел подлежит устранению путем национально — правовой имплементации их норм в УПК РФ, с обязательным нормативным формированием соответствующих процессуальных форм: