Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Глава 2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Раздел 2.1. Суверенитет народа
Раздел 2.2. Верховенство закона
Раздел 2.3. Разделение властей
Раздел 2.4. Гражданское общество
Раздел 2.5. Высший приоритет прав и свобод гражданина
Раздел 2.6. Взаимная ответственность личности и государства
Раздел 2.7. Политический и идеологический плюрализм
Раздел 2.8. Стабильность законности и правопорядка в обществе
ВВЕДЕНИЕ
В части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, говорится, что Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Данная правовая норма дает определение Российской Федерации, перечисляя ряд важнейших признаков, которые конкретизируются в последующих статьях Конституции. В рамках данной работы будет рассматриваться Российская Федерация как правовое государство.
Идея господства права выражается в главе 1 Конституции Российской Федерации в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17 КРФ), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2 КРФ). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18 КРФ). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.
Правовая государственность служит отражением такого состояния государственно-правового и общественного развития, при котором реализуется принцип формального равенства лиц, демократическая конституция и правовые законы "связывают" и "ограничивают" государство, а в содержании самих законов (как и конституции) превалирует идея народного суверенитета. Вместе с тем трансформация современной демократии дает основания рассматривать ее не традиционно как власть народа, а как сочетание полномочий органов государственной власти и права народа оказывать влияние на их деятельность.
Правовым является такое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимость суда, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Понятие «правовое государство» — это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.
Значение идеи правового государства заключается в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Правовое государство как социальное явление невероятно многомерно. Представление о правовом государстве не является неким застывшим идеальным образом. Напротив, это представление постоянно развивается, наполняясь новым содержанием, приобретая с течением времени все новые признаки. Основополагающей остается лишь идея о связанности правового государства с правом.
Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в строго очерченных законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан. По сути это форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, выражающаяся в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.
Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:
? производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнёром государства в политико-правовой сфере;
? режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
? высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
? юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
? важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.
Для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего, нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией.
Глава 2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Раздел 2.1. Суверенитет народа
С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным пунктом в содержании теории правового государства.
Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является его многонациональный народ, осуществляющий свою власть, наряду с другими организационно-правовыми формами и через органы государственной власти
Демократическое государство - основная форма реализации полновластия народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.
Особое место в этой системе занимает государство. Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативно-правовых актов.
Характерным признаком всякого государства является наличие на его территории совокупности людей - населения. Государственная организация общества обусловливает придание населению юридического статуса гражданства, иностранных граждан и лиц без гражданства. Решающую роль в организации и деятельности государства играют его граждане, составляющие в своей совокупности народ - носитель суверенитета государства.
Суверенитет народа означает, что только народ - источник всей той власти, которой располагает государство.
Раздел 2.2. Верховенство закона
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни, выражается в ограничении государства законом. Верховенство закона проявляется в обязанности государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан в своей деятельности подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны соответствовать представлениям общества о справедливости и приниматься, в соответствии с законно установленной процедурой, компетентными органами, уполномоченными на то народом.
Такой признак правового государства, как господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.
Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права.
В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.
Раздел 2.3. Разделение властей
Разделение властей, как фундаментальный принцип деятельности органов правового государства, проявляющийся в разделении власти на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную, и основывающийся на системе сдержек и противовесов, взаимоограничении и взаимном контроле всех ветвей власти.
Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти.
Суть концепции разделения властей заключается в разграничении функций органов государственной власти: законодательная деятельность, исполнение законов, отправление правосудия должны осуществляться самостоятельно. С помощью разделения властей государственные органы действуют в рамках своей компетенции самостоятельно, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, предусматриваются формы воздействия во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власти.
В ст. 10 Конституции РФ говорится, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Раздел 2.4. Гражданское общество
Развитое гражданское общество и правовое государство формируются при условии ориентации на социальную справедливость, освобожденную от крайностей эгалитаризма. В современном значении этого слова правовое государство непременно должно являться социальным, предполагающим достаточно высокий уровень жизни. Там, где человеку не обеспечено право на достойное существование, нет и не может быть правового государства.
Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.