Файл: Отраслевые особенности организации финансов предприятий.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 5
Эффективность использования оборотных средств зависит от:
- своевременной поставки продукции;
- сокращения запасов продукции в готовом виде;
- оплаты в положенные сроки счетов поставщиков;
- ликвидации задержек в документообороте по расчетам;
- внедрения научно-обоснованных нормативов расхода семян и кормов, горючего и смазочного материалов, электроэнергии, минеральных удобрений.
Организация финансов транспорта
Транспорт, как отрасль экономики, включает:
- железнодорожный;
- автомобильный;
- речной;
- морской;
- нефтепроводный;
- воздушный.
Особенности функционирования транспортных предприятий:
- продукция транспорта не имеет вещественной формы, т.к. транспорт не производит, а лишь перемещает товары и продукцию, созданную в других отраслях экономики;
- цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;
- продукция транспорта не накапливается в запасах, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность дорог;
- транспорт не добавляет и не создает ничего вещественного к перевозимому товару, поэтому из формы кругооборота капитала выпадает товар Т в виде вещи, т.к. продается сам производственный процесс;
- в составе средств производства на транспорте нет сырья;
- характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств.
Продукция транспорта имеет стоимостную оценку. Чем больше объем перевозок, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.
Производственный процесс на транспорте состоит из следующих этапов:
- погрузка грузов в подвижной состав;
- перемещение между пунктами отправления и назначения;
- выгрузка в пункте назначения.
Эффективность транспортного процесса зависит от продолжительности выполнения каждого элемента.
Транспорт используется не только для осуществления внешних перевозок, но и для перевозок внутри производства (внутрипроизводственный транспорт), издержки которого являются частью производственных издержек предприятия. Внутрипроизводственный транспорт является частью отрасли, в которой он функционирует.
Особенности и преимущества технико-экономических характеристик видов транспорта.
Железнодорожный транспорт:
- занимает ведущее место в транспортной системе страны, находится в собственности государства;
- регулярность грузовых и пассажирских перевозок не зависит от климатических условий, времени года и суток;
- высокая пропускная и провозная способность, измеряемая миллионами тонн грузов и пассажиров и скорость доставки;
- невысокая себестоимость перевозок, более короткий путь движения по сравнению с речным и морским транспортом и высокая эффективность.
Автомобильный транспорт:
- более высокая маневренность и скорость доставки грузов, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте;
- дает возможность доставлять грузы от склада отправителя до склада получателя, минуя пере погрузочные операции;
- требует небольших по сравнению с железнодорожным транспортом капитальных вложений;
- отличается высокой себестоимостью, выгоден для транспортировки грузов на короткие расстояния (до 300 км) и небольшими партиями.
Речной транспорт:
- невысокая себестоимость и большая провозная способность на глубоководных реках;
- невысокие капитальные затраты, расход топлива и металла;
- недостатками являются: несовпадение направления течения реки с грузопотоками, нерегулярность перевозок в течение года, меньшая скорость доставки;
- используется для доставки массовых грузов (нефти, леса, хлебных и строительных);
- эффективен при совмещении с железнодорожным транспортом.
Морской транспорт:
- дает возможность обеспечить массовые межконтинентальные перевозки грузов внешнеторгового оборота, меж бассейновых и внутри бассейновых перевозок грузов и пассажиров между портами;
- низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния и высокая скорость движения по сравнению с речным транспортом;
- меньшие капитальные затраты по сравнению с речным и железнодорожным транспортом при массовых перевозках на дальние расстояния.
Воздушный транспорт:
- большая скорость, малые сроки доставки грузов и пассажиров;
- наиболее эффективен для перевозки пассажиров и скоропортящихся грузов на дальние расстояния;
- используется в районах, где отсутствует наземный и водный транспорт.
Высокий удельный вес в себестоимости предприятий транспорта занимает заработная плата, затраты на топливо, электрическую энергию, амортизация, ремонт, что обусловлено постоянным движением транспортных средств.
Расчеты осуществляются по статьям затрат, аналогичным затратам промышленным предприятиям, но дополнительно включаются следующие статьи:
- на морском и речном транспорте - расходы на текущий ремонт флота, платежи в бюджет по инвалютным расходам;
- на воздушном - текущий ремонт самолетного парка, аэропортовые расходы;
- на автомобильном - текущий ремонт и техническое обслуживание;
Выручка предприятий транспорта включает доходы, полученные:
- от перевозок;
- выполнения погрузочно-разгрузочных операций;
- экспедирования и прочих работ и услуг.
Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен.
В основе транспортного тарифа лежит вид транспорта, класс перевозимого груза и расстояние. Цены зависят от спроса и предложения конкретного вида подвижного состава.
Тарифы в зависимости от степени регулирования классифицируют на:
- фиксированные, которые используются на железнодорожном транспорте и устанавливаются Министерством путей сообщения РФ по согласованию с государственными органами;
- регулируемые, которые предприятия транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия;
- договорные тарифы устанавливаются по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки и уровня рентабельности, регулируемого и утвержденного государственными органами (около 35% расходов);
- свободные тарифы устанавливаются самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг. Решение об их введении принимают государственные органы.
Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии с законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Льготы при уплате налогов являются общими для всех отраслей народного хозяйства.
Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных предприятий, используется на развитие производственной базы, социальное развитие и материальные выплаты.
Заключение
Как экономическая категория финансы организаций (предприятий) – это система финансовых или денежных отношений, возникающих в процессе формирования основного и оборотного капиталов, фондов денежных средств организации (предприятия) и их использования. Они носят распределительный и перераспределительный характер и оказывают непосредственное воздействие на воспроизводственный процесс.
Финансы организаций (предприятий) являются самостоятельным звеном финансовой системы, обслуживающий материальной производство и услуги. Именно в этом звене финансовой системы формируется значительная часть национального дохода страны, осуществляется их распределение внутри организаций и частичное перераспределение через бюджетную систему и систему внебюджетных фондов.