Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 7
Лица, совершившие квартирные кражи, с большим пренебрежением относятся к социальным нормам и этическим ценностям, их социальная адаптация хуже, чем у других категорий воров. По психологической характеристике и степени выраженности личностных свойств они наиболее близки к лицам, совершившим насильственные преступления. Это объясняется в определенной степени тем, что в преступлениях квартирных воров есть элементы насилия, но это насилие применяется не к конкретному физическому лицу, а к тому, что мешает овладеть имуществом (замки, двери и т. д.). Очевидно, поэтому некоторые квартирные кражи легко перерастают в грабеж, разбой, а иногда и в убийство, т. е. квартирный вор психологически готов к применению насилия в том случае, если это поможет ему захватить чужое имущество.
Что же касается корыстно-насильственных преступников, то наиболее характерной их чертой являются импульсивность поведения и низкий самоконтроль, которые могут приводить к внезапным агрессивным поступкам. Другими словами, корыстно-насильственные преступники — наиболее неуправляемые в силу своих психологических особенностей, выделяющих их из всех остальных преступников, что снижает эффективность любых корректирующих воздействий.
Особенностью личности рассматриваемых преступников (это характерно в основном для воров, а в последнее время и для лиц, совершивших грабеж) является то, что их преступная деятельность начинается раньше, чем у многих других правонарушителей. Следовательно, они уже в более молодом возрасте включаются в соответствующие отношения как с обществом в лице его правоохранительных органов, так и с теми, кто также нарушает уголовно-правовые запреты. У них рано накапливается значительный антиобщественный опыт, формируются соответствующие взгляды и представления, склонности и привычки к антиобщественному образу жизни, разрешению возникающих жизненных трудностей противоправным путем. Раннее включение в противоправную деятельность приводит к тому, что данная категория преступников, по сравнению с другими, находится в большей социально-психологической изоляции от микросреды, ее ценностей, позитивного общения.
Давая обобщенную характеристику личности преступников, совершающих рассматриваемые виды имущественных преступлений, следует иметь в виду, что в этот контингент входят лица, существенно различающиеся по возрасту, социальному статусу, развитости и стойкости нравственной деформации личности, ее антиобщественной ориентации и готовности к повторяющемуся выбору варианта преступного поведения. Исходя из этого различия, в юридической литературе выделяются следующие типы корыстных преступников.
Случайный тип. К нему относятся лица, не обладающие ярко выраженными корыстными устремлениями, стойкой антиобщественной ориентацией. Как правило, они сознают противоправность своих действий, раскаиваются в них. К этому типу относятся, прежде всего, начинающие преступники, в большинстве случаев несовершеннолетние. Поэтому наряду с корыстью, мотивом совершения рассматриваемых преступлений для данной категории лиц может быть ложная романтика, демонстрация ловкости перед сверстниками, удовлетворение сиюминутных желаний.
Ситуационный тип. К нему относятся лица, совершающие преступления, чаще всего кражи и грабежи, когда ситуация способствует этому, вследствие неспособности удержаться от соблазна, легкомыслия либо неумения противостоять давлению группы. Относительно большой процент среди преступников данного типа составляют также несовершеннолетние.
Злостный тип. К нему относятся лица, неоднократно совершающие преступления, судимые, а, следовательно, «повысившие» свою квалификацию в исправительных учреждениях. Средства, получаемые от преступной деятельности, являются одним из основных источников существования. Преступники данного типа обладают определенными профессиональными навыками, однако стойкая криминальная специализация еще не завершена, поэтому они могут совершать и иные преступления. Их также отличает сформированность и яркая выраженность корыстной направленности.
Особо злостный тип. К нему относятся особо опасные рецидивисты, профессиональные преступники. Их отличительная черта — стойкая антисоциальная направленность; высокий уровень специального рецидива, преступная деятельность — основной источник их доходов. В нравственной характеристике рецидивистов решающую роль играют черты эгоцентризма, принципиальная ориентация на преступный образ жизни, противопоставление себя требованиям и нормам общества, соблюдение законов и правил преступной среды. Большую часть преступников данного типа отличает узкая и стойкая специализация в способах совершения преступлений (например среди воров наиболее распространены следующие специализации: карманники, домушники, магазинники, воры автомашин, похитители антиквариата).
Классификация мошенников еще более разнообразна, чем воровская. Самыми распространенными специальностями являются: шулера, наперсточники, кукольники и иные специалисты обмана. Среди преступников, специализирующихся на открытом хищении имущества, выделяются три основные категории:
— совершающие захват денежных средств на объектах финансовой системы;
— похищающие имущество граждан в их жилищах;
— завладевающие автомашинами путем нападения на их владельцев.
В криминологии разработана и иная классификация личности корыстных преступников: утверждающийся, дезадаптированный и алкогольный, игровой, семейный.
3. Причины и условия корыстной преступности.
Обстоятельства общего характера.
Поскольку побудительной силой человеческой активности служат потребности, а возможность их удовлетворения определяется социальными отношениями, местом индивидов в системе общественного производства, включая распределение и потребление, то противоречие между осознанными потребностями людей и возможностями их удовлетворения является одним из основных источников преступности. Следует также отметить, что в детерминации корыстной преступности решающим обстоятельством выступает не сам по себе уровень удовлетворения материальных потребностей, а степень различий в их удовлетворении различными социальными группами, т. е. имущественное неравенство.
В настоящее время в условиях перехода к рынку имущественное расслоение значительно увеличивается. Имущественное неравенство и порождает в конечном итоге корысть как социально-психологическое явление. Пока существуют люди, выделяющиеся своим материальным достатком, будут появляться и отдельные индивиды, стремящиеся преступным путем уравнять свое положение или хотя бы приблизиться к желаемому уровню благополучия. А поскольку в обществе еще сильны идеи популизма, уравнительности и конфискаций (грабь награбленное) и не удовлетворяются насущные потребности значительной части населения, то дальнейшее расслоение общества большинством будет восприниматься болезненно. К тому же в бытовом сознании высокий уровень жизни отождествляется с преступными доходами.
Имущественное неравенство обусловливает и существование другого противоречия — между материальными потребностями и легальными возможностями их удовлетворения. Потребность материального порядка формируется под воздействием достатка наиболее обеспеченных слоев населения, а возможность легального удовлетворения определяется рамками доходов той социальной группы, к которой индивиды относятся.15 Постоянный же рост числа безработных в последнее время еще более ограничивает возможности удовлетворения материальных потребностей значительной группы населения правомерным путем.
Существующее в обществе противоречие между официальными нормами поведения и фактическим поведением части населения объясняет, почему отдельные индивиды решаются на совершение преступления. Отмечающийся сейчас процесс «овеществления» общественных отношений, преобладания материальных ценностей над духовными способствует развитию антисоциальной направленности личности. Корыстная ориентация лиц, совершающих имущественные преступления, формируется под влиянием неблагоприятных факторов социальной среды. В семье, например, могут иметь место отрицательные примеры отношения к чужой собственности со стороны родителей и других лиц в ближайшем окружении, атмосфера приобретательства, ориентация только на материальные блага, наличие эгоистических взглядов, снисходительное отношение к имущественным правонарушениям и т. д.
К тому же в настоящее время увеличивается число случаев жестокого обращения с детьми, что приводит к интенсивному «вытеснению» детей и подростков из семьи на улицу и дает толчок новому увеличению противоправного поведения несовершеннолетних, чаще всего имущественного характера. Проведенные исследования свидетельствуют, что степень влияния семейного неблагополучия у подростков, совершивших имущественные преступления, выше, чем у других несовершеннолетних преступников.
На антисоциальное формирование личности по месту работы (учебы) оказывают влияние главным образом бесхозяйственность и бесконтрольность, неприятие соответствующих мер к виновным, совершившим противоправные деяния. Это создает представление об обычности незаконного приобретения материальных благ, вследствие чего возникает иллюзия безнаказанности подобных действий.
Следует подчеркнуть особую криминогенность такого фактора, как воздействие на несовершеннолетних преступных элементов, обучающих их приемам совершения имущественных преступлений, поскольку эта категория преступников обладает высоким уровнем профессионализма. Показательно, что 3/5 карманников стали таковыми при активном содействии рецидивистов. Наличие дворовых и уличных групп с отрицательной ориентацией, объединяющих молодежь, вышедшую из-под контроля и влияния семьи, учебных и трудовых коллективов, также приводит к формированию взглядов и установок, лежащих в основе преступного поведения. Нередки и случаи, когда лицо, входящее в подобную группу, придерживается другой системы ценностей, но совершает преступление вопреки собственным взглядам, приспосабливаясь к групповому решению. Если же личность внутренне готова к совершению преступления, то наличие такой группы обеспечивает психологическую поддержку и уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление преступных склонностей.
В криминологической литературе встречается точка зрения о влиянии СМИ в культивировании «воровской» идеологии. В связи с этим отмечается, что, во-первых, идет нагнетание страха перед преступностью на фоне информации, полной ужасов и зачастую далекой от реальной действительности.
Во-вторых, не меньший вред причиняют романтизация преступной жизни и морали, изображение преступника чуть ли не героем общества на страницах публикаций СМИ. Это приводит к тому, что среди населения, в особенности молодежи и подростков, негативное социальное поведение приобрело привлекательность. Появляются мнения о возможности «союзнических» отношении с преступниками. Высказываются идеи о том, что воровской мир, «воры в законе» — это часть российской культуры, а воровские «правильные» понятия легче и разумнее законов.
И наконец, СМИ активно способствуют разрушению духовной сферы жизни общества в целом: порождают безнравственность, насилие, порнографию, воспитывают людей на идеалах вседозволенности.
Условиями, способствующими совершению имущественных преступлений, являются, нарушение правил хранения, перевозки и передачи материальных ценностей, недостатки в организации труда и подборке кадров. Так, 42 % лиц, совершивших кражи на железнодорожном транспорте, являлись работниками транспорта. Быстрое развитие нелегального рынка торговли оружием в определенной степени способствует совершению разбойных нападений.
Ширбкое распространение торговли на улицах частными лицами создает благоприятную обстановку для реализации предметов и ценностей, добытых преступным путем. Определенное значение для совершения имущественных преступлений имеет поведение самих потерпевших. Значительная часть уличных грабежей осуществляется в отношении лиц, находящихся в сильной степени опьянения или легкомысленно принимающих приглашение незнакомых людей отправиться к ним в гости. По-прежнему встречаются факты, когда потерпевшие сами создавали обстановку, облегчающую доступ преступникам в жилище: оставляли ключи в легкодоступных местах, забывали закрывать форточки и окна и т. д.
Общеуголовная корыстная преступность против собственности как составная часть целостного явления преступности определяется системой социально-экономических отношений, ее типом. Вместе с тем взаимодействие указанной системы и рассматриваемого вида преступности обладает важной особенностью. Эта особенность заключается в том, что в отличие от многих других видов преступлений общеуголовная корыстная преступность против собственности органически связана с социально-экономической системой (формацией), ее отношениями. Объясняется это тем, что сущность любой формации составляют, как известно, отношения собственности. Таким образом, этот вид преступности генетически связан с определенной системой отношений собственности.