Файл: История русского и зарубежного изобразительного искусства.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
Введение
Для начала, что из себя представляет “Монументальная пропаганда” - план монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития. Ввел эту идею (развития) Ленин. Для того, чтобы развивать искусство и подтекста для закончившийся революции. Для некоторых скульпторов новое введение было стимулом творить.
Один русский скульптор (Л.Шервуд) дал комментарий на новую пропаганду:
<< Я был не только обрадован, но и изумлен тем, что, несмотря на громадные материальные лишения, которые мы тогда испытывали, молодому советскому государству понадобилась скульптура, потребность в которой всегда связывалась с избытком средств индивидуального заказчика или общественной организации. Теперь, конечно, для нас понятно, что ленинский план “Монументальной пропаганды” был органически связан с великим делом культурной революции, с колоссальной перестройкой человеческого сознания, которую сделали возможной великие дни Октября>>.
Поэтому за короткие сроки лучшими советскими скульпторами было возведено множество памятников деятелям революции и культуры. К сожалению, большинство из них не сохранилось из-за дешевизны примененных материалов.
Лучшие произведения, созданные по плану “Монументальной пропаганды” :
Новой формой политико-воспитательной работы стала монументальная пропаганда. В соответствии с ленинским планом (весна 1918 г.) в первые годы после революции развернулось создание памятников известным мыслителям, революционерам, деятелям культуры ( за этим последовало разрушение памятников дореволюционной эпохи как не имевших художественного значения). В осуществление этой программы приняли участие Н.Ф Андреев, Л.В. Шервуд, С.Д.Меркуров, В.И. МУхина и др. скульпторы, приобретшие известность до революции. В 20-е гг. они создавали новые произведения, проникнутые революционным романтизмом и характеризовавшиеся монументализмом.
Работы скульпторов С. Коненкова, Н. Андреева, С. Меркурова, В. Мухиной:
Сергей Тимофеевич Конёнков
(10 июля 1874-1971 г. 9 декабря)
Самые популярные его работы:
1) “Камнебоец”, бронза 1898.
Глядя на скульптуру, можно увидеть элемент рассказа, в которой выделяется главное - нравственная сила и достоинство человека труда.
2) “Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин”, мрамор, 1906.
3) “Атеист” , песчаник, 1906.
Коненков любил исполнять символические работы, участвовал в революционных событиях (одна из 1905г).
4) “Нике” 1906г.
Девушка, радостно устремленная навстречу победе, прекрасному будущему, жадно вдыхая воздух свободы. Простое девичье лицо с чисто русской характерностью черт озаряется счастливой улыбкой.
Так, впервые в творчестве Коненкова появляется символический образ юности. Олицетворение веры и обновление жизни.
5) Коненков начинает создавать галерею портретов музыкантов, где главное место занимает Паганини. Скульптор выражает идею всепоглощающей творческой страсти, одержимости, стремился слить воедино свое представление о личности музыканта и свое восприятие музыки.
6) “Старичок-полевичок” 1910. -
дерево
“Еруслан Лазаревич” 1913. -
Здесь отчетливо выступает оригинальность мышления Коненкова, принципов его работы с деревом. Он обыгрывает природную структуру и фактуру этого материала, его цвет и рисунок. Большие объемные головы сочетаются с короткими уплощенными туловищами - отдельные части скульптуры уподобляются горельефу.
7) В США Коненков создает портреты известных артистов, музыкантов, ученых, знаменитостей - А. Эйнштейн 1938 ;
“Авиатор Чарльз Линдберг” 1926 ;
“Илена Серра - Каприола (спортсменка) 1928;
“Художник Н.А.Фешин” 1934.
Творчество Коненкова было высоко оценено Родиной. Он получил звание народного художника СССР и звание Героя Социалистического Труда. Награжден двумя орденами Ленина и медалью. Мастер сумел выразить в пластически полнокровных образах героически-созидательный дух своего народа.
Николай Андреевич Андреев
(14 октября 1873 г., - 24 декабря 1932 г.)
Самые популярные его работы:
1) “Памятник Николаю Гоголю” 1909
Андреев создал живой и противоречивый образ человека, творчество которого хорошо знал и любил. Созданию памятника предшествовал очень важный подготовительный период - период рождения художественного образа.
Свою работу Андреев начал с путешествия на Полтавщину, где длительное время прожил в селе Шишаки, стоящем на реке Псел. На Украине он даже встретился с сестрой Гоголя. Эта встреча сыграла основополагающее значение в процессе формирования художественного образа писателя.
2) “Памятник доктору Федору Гаазу” 1909
Бронзовый бюст Гаазу установлен на постаменте в форме прямоугольной призмы из чёрного полированного гранита. Выполнен в стиле импрессионизма: Андреев обращает большее внимание на игру света и тени, на живописность.
3) “Памятники Герцену и Огареву” 1922
Памятники изготовлены из бетона с мраморной крошкой. А. И. Герцен изображен стоящим в полный рост со скрещенными на груди руками. На правом плече у него плащ, ниспадающий декоративными складками.
Расположив памятники ближе к боковым крыльям фасада так, что их можно рассматривать в основном с трёх точек: с фаса и правого и левого профилей, художник избежал излишней декоративной „преданности“ монументов зданию, включив их в общий ансамбль как самостоятельные компоненты.
4) Скульптура «Рабочий» 1925
Бетонная скульптура изображает рабочего в полный рост. Он в фартуке и с кепкой на голове. Правой рукой мастер упирается в бок, в левой у него находится деталь, на которую его пристально смотрит. Позади его ног расположены другие крупные технические детали. Монумент установлен на прямоугольный пьедестал, на котором расположена памятная табличка с надписью: «Скульптура “Рабочий”.
5) Памятник Александру Островскому 1926 - 1929 гг
Памятник выполнен с портретным сходством и изображает Островского в творческом процессе: сидя на роскошном мягком стуле в тёплом домашнем халате, драматург задумчиво смотрит перед собой; в его руках - острый карандаш и записная книжка, на лбу - глубокая морщина. Грузная фигура монументальна и тяжеловесно, словно подпирает собой стену Малого театра. Бронзовая скульптура установлена на массивном гранитном постаменте и окружена ограждением из тяжёлых цепей на низких фигурных устоях.
После 1917 года скульптор активно сотрудничал с советской властью, участвовал в реализации плана монументальной пропаганды. В пределах этой программы им созданы памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву (1918—1922).
В 1923 году Николай Андреев принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.
Также он является создателем графических образов Ульянова (Ленина), один из которых был размещен в партийном билете КПСС.
Меркуров Сергей Дмитриевич
(7 ноября 1881 г -8 июня 1952 г. (70 лет)
Самые популярные его работы:
1) В 1951 году на исходе Сталинской эпохи на родине Меркурова в Армении был воздвигнут самый грандиозный памятник Вождю всех народов сорока девяти метровый монумент из кованой меди
Монумент Сталину в Ереване.
2) Был у него еще один проект - невоплощенный.
На месте снесенного “Храма Христа Спасителя” планировалось построить Дворец Советов высотой 415 метров, который должна была венчать восьмидесяти метровая статуя Ленина.
3) “Мысль” судьба этого произведения Меркурова, удивительно схожа с судьбой роденовского «Мыслителя».
Нравится мне эта скульптура своими гладкими ровными линиями. Она не кажется слишком рельефной, живой из-за складок. Но она выполнена гладко и прямолинейно. Она вызывает эмоции, а это основное, что нужно вызвать у зрителя, чтобы ей восхищаться.
Вера Игнатьевна Мухина
(1 июля 1889 г - 6 октября 1953 г. (64 года)
Самые популярные Работы:
1)Скульптура «Наука»
Здание МГУ невозможно представить без величественных скульптур юноши и девушки, сидящих напротив друг друга с раскрытыми книгами. Монумент был создан в 1952 году и украсил фасад главного храма науки. Мухинские студенты ничем не уступают по стати и порыву другим представителям социалистического общества, подчеркивая, что стремление к знаниям – один из главных идеалов советской страны.
2)Памятник композитору Петру Чайковскому (1840-1893).
Первоначальный вариант скульптуры изображал композитора, дирижирующего стоя. Но такой монумент требовал большого пространства, и от него отказались. Второй эскиз изображал Петра Ильича сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Композицию дополняла фигурка пастушка, говорящая об интересе композитора к народному творчеству. Из-за некоторой двусмысленности пастуха заменили на фигуру крестьянина, а затем убрали и его.
3)Скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница"
Свою легендарную скульптуру Вера Мухина создала для Всемирной выставки 1937 года. «Идеал и символ советской эпохи» отправили в Париж частями - фрагменты статуи заняли 28 вагонов. Позже Вера Мухина вспоминала: «Впечатление, произведенное этой работой в Париже, дало мне все, что может пожелать художник». В 1947 году скульптура стала эмблемой «Мосфильма».
4) «Земля» и «Вода»
На территории Олимпийского комплекса, на Лужнецкой набережной, установлены аллегорические скульптуры «Земля» и «Вода», выполненные в 1957 году, уже после смерти Веры Мухиной, по её проекту. Композиция «Земля» изображает сидящую обнаженную женщину, поддерживающую корзину с овощами и фруктами. Монумент «Вода» представляет собой мужскую фигуру, с силой удерживающую в руках огромную рыбу. Скульптура демонстрирует податливость стихии человеку. Долгое время произведения находились в плачевном состоянии, им грозило разрушение. Реставрация была проведена только в 2010 году.
5) Скульптура «Хлеб»
Одной из известных работ Мухиной в 30-е годы стала скульптура «Хлеб», выполненная для выставки «Пищевая индустрия» в 1939 году. Первоначально, по просьбе архитектора Алексея Щусева, скульптор готовила четыре эскиза композиций для Москворецкого моста, но работа была прервана. Скульптура «Хлеб» стала единственной, к эскизам которой автор вернулась и воплотила идею в жизнь. Мухина изобразила фигуры двух девушек, передающих друг другу сноп пшеницы. По мнению искусствоведов, в композиции «звучит» музыка труда, но труда свободного и гармоничного.
Вера Мухина пять раз за 11 лет получала Сталинскую премию «За достижения в области литературы и искусства».
2
Значение искусства в жизни человека может выполнять разные функции:
- Воспитательную, помогая сформировать представления о нравственности;
- Познавательную, выступая источником информации о внешнем и внутреннем мире;
- Социальную, призывая людей к общению и взаимодействию;
- Эстетическую - через формирование представлений о прекрасном;
- Гедонистическую, позволяя человеку наслаждаться, любуясь произведениями искусства;
- Развлекательную. Через эмоциональных переживаний, счастья.
Какие же сходства философии и искусства?
Философия отражает глубинные основания деятельности. Искусство же выражается в художественных образах. При этом между двумя данными культурологическими сферами -- прочная связь.
Они имеют в своем фундаменте общую культуру. Так, творчество поднимает философские проблемы, а философия превращается в искусство.
Философия концептуальна, творчество – образно;
Художеству свойственна спонтанность, а Философия более последовательна.
Во времена средних веков люди еще не осознавали такую цель искусства, как доставление эстетического наслаждения. Теория создания шедевров отождествлялась с теорией ремесла. Очень часто оно принимало религиозную или символическую формы.
Жизнь людей во многом направлялась и управлялась религией, которая накладывала отпечаток и на характер искусства. Так, оно использовало символы и аллегории, потому что большинство мировых религий говорили, что земные вещи не могут в полной мере отобразить небесное. Некоторые религии - например, ислам - запрещали использовать изображения людей.
Люди всегда находятся в движении, в поиске чего-то высшего. Они выражают это в творчестве, философии. Даже науке. Человек изучает мир различными способами.
Искусство содержит личное видение картины мира, идейно-эмоциональный смысл.
Человек передает через работы личные эстетические переживания, взывая к чувственной стороне людей, к интеллектуальной и духовной. Напряженную духовную жизнь философы считают истинной.