Файл: Экологические основы принципов лесного законодательства.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 4
Лесное право
Лесное право - самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения по использованию и охране лесных ресурсов. Наряду с другими природо ресурсными отраслями входит в комплексную отрасль экологического права.
Лесные отношения — отношения, содержание и понятие которых не определяются в должной мере соответствующей нормой права (в частности, ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации), прежде всего связаны с использованием, охраной, воспроизводством и управлением в первую очередь именно лесами, а также — землями, занятыми лесами. Лесные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права «отношения по использованию, охране и защите лесов, отношения, возникающие при организации воспроизводства лесов, лесоустройства, управления лесами и т. д.[1]
Предметом Лесное право выступает область лесных общественных отношений. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения).[2]
В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли. Клееным относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею. но предназначенные для ее восстановления (вырубки. гари. погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами).
К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда) земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли.
Объектами лесных отношений по ст. 6 ЛК являются лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими леса. не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность. Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве[3]. По общему правилу оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов возможно лишь в той мере, в какой это предусмотрено ЛК. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой их отчуждение. запрещены.[4]
Субъектами Лесное право -участниками лесных отношений являются: РФ. субъекты РФ. муниципальные образования. граждане и юридические лица. Последние две категории субъектов вступают в лесные отношения в тех случаях, когда они ведут лесное хозяйство и (или) используют лесной фонд, а также леса, не входящие в лесной фонд (см. также Лесопользователь).
Метод Лесное право является преимущественно императивным (установление запретов. конкретных разрешений, ограничений. конкретных мер юридической ответственности). что отражает активную роль государства в обеспечении рационального использования и охраны лесных ресурсов. Вместе с тем в связи с развитием рыночных отношений более широкое применение, чем в советское время, получил диспозитивный метод, что выражается, в частности, во включении в новое лесное законодательство институтов лесного конкурса и аукциона, договоров аренды, концессии, и безвозмездного пользования участками лесного фонда в качестве оснований возникновения правлесопользования. Кроме того, в Л.п. используется метод гарантии (например. ст. 84 ЛК гарантирует; права лесопользователей).[5]
Система современного Лесное права. может быть представлена в виде общей и особенной части.
Общая часть. Лесное права включает следующие правовые институты: общие положения Л.п.: право собственности на леса: государственное управление лесными ресурсами. Охраной и воспроизводством лесов: правовое регулирование организации лесного хозяйства и финансирования расходов на ведение лесного хозяйства: право лесопользования: правовое регулирование охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения; юридическая ответственность за лесонарушения.[6]
Особенная часть Лесное права. объединяет правовой режим: лесов, входящих в лесной фонд; лесов, расположенных на землях поселений: лесов, расположенных на землях обороны: государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, находящихся на территории лесного фонда: лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организации; древесно-кустарниковой растительности.[7]
В соответствии с Конституцией РФ лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. [8]
Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Лесным кодексом РФ, применяются правила международного договора.[9]
Особенностями Лесного кодекса РФ является то, что кодексом устанавливаются параметры и пределы действия административного законодательства, законодательства о животном мире. Все это немаловажно, т. к. необходимо отграничить разные виды отношений (лесные, имущественные, отношения недропользования и другие) друг от друга, обеспечить их законодательное регулирование в интересах рационального лесопользования, обеспечения прав и свобод человека. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах[10]. Таким образом, приоритет лесного законодательства в регулировании указанных отношений закрепляется не только Лесным кодексом РФ, но и Гражданским кодексом РФ.
Экологические основы принципов лесного законодательства
Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 24.04.2020), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Основополагающие положения для конструирования принципов лесного права содержатся в Конституции РФ, значение которой заключается в том, что правовые нормы, содержащиеся в ней, являются определяющими для всех иных источников правового регулирования лесных отношений. Так, например, ст. 9 Конституции РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.[11]
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения;
6) улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности;
7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
9) использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями;
10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
11) платность использования лесов.
Под принципами права в теории права понимают «выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни», как руководящие, направляющие и основополагающие идеи и рекомендации. В специальных исследованиях высказывается точка зрения, в соответствии с которой принципы лесного права представляют собой «выраженные в нормах, пронизывающие и объединяющие все институты этой отрасли права такие ее качественные особенности (руководящие начала).[12]
Весьма значимо для целей исследования и то, что принцип устойчивого управления лесами, положенный в основу государственного управления лесами, выражен в проведении единой скоординированной, целенаправленной и комплексной лесной политики — важнейшего социального явления, а именно — тщательно разработанной стратегии, разработанной органами государственной власти в сфере политического управления лесами во благо общества на основе общей экологической и социально-экономической политики страны. Вообще же, следует признать, что политология государственного управления лесами представляет собой весьма интересный самостоятельный предмет для исследования. Лесная политика Российской Федерации является не только основой для разработки соответствующего законодательства, устойчивого ведения лесного хозяйства, а также базисом для его эффективного экономического развития, но и, в первую очередь, она должна быть рассмотрена с духовно-ценностных, аксиологических позиций.
Принцип многоцелевого использования лесов находит наиболее яркое свое отражение в нраве граждан свободно находиться в лесах (ст. 11 ЛК РФ). С этой целью Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”» были внесены изменения в ЛК РФ, согласно которым лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (ч. 8 ст. 11 ЛК РФ). Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных ЛК РФ. При этом такие случаи ЛК РФ не предусмотрены.[13]
Данный принцип реализуется и в ч. 2 ст. 25 ЛК РФ, согласно которой леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ч. 1 ст. 25 ЛК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.[14]
Принцип непрерывности и неистощителыюсти лесопользования проявляется в том, что все лесные богатства должны непрерывно использоваться для удовлетворения все возрастающих потребностей общества в древесине и иной лесной продукции. В то же время при определении размера рубки древесины необходимо исходить из требований расчетной лесосеки. Это и обеспечит не только непрерывность, но и неистощительность лесопользования.
Принцип участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством РФ порядке и формах, предусмотренный и. 7 ст. 1 ЛК РФ, носит декларационный характер. В ЛК РФ практически отсутствуют нормы, его реализующие. Учитывая ухудшающуюся экологическую обстановку, широкомасштабную вырубку лесов, необходим общественный контроль за использованием лесов. Общество является наиболее заинтересованной стороной в обеспечении благоприятной окружающей среды.
Тесную связь основных принципов лесного законодательства с основными принципами охраны окружающей среды, закрепленными в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Лесное законодательство и законодательство об охране окружающей среды являются смежными. С точки зрения отрасли права они взаимосвязаны под эгидой экологического права (как его составные части): природоохранительного законодательства, к которому относится Федеральный закон "Об охране окружающей среды", и природоресурсного законодательства, к которому относится Лесной кодекс РФ.[15]