Файл: ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 655

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Россия, как единое государство имеет давнюю, более чем пятисотлетнюю историю, тогда как понятие конституционализма представляется сравнительно новым для государственного устройства нашей страны.

При этом, несмотря на то, что первые конституционные институты начали формироваться лишь в период первой русской революции 1905 - 1907 годов, отечественными учеными все же высказывается идея о том, что конституционное развитие России началось гораздо раньше этого срока.

В этом отношении под конституционализмом, как правило, понимается специфическое представление о модели справедливого устройства государства и общества, которое с развитием каждого государства меняется и дополняется.

Надо сказать, что конституционное развитие России не завершилось принятием ныне действующей Конституции от 12 декабря 1993 года. Данный вопрос актуален и сейчас. Буквально несколько лет назад проблема изменения Конституции РФ была широко обсуждаема как на уровне федеральных государственных органов, так и на уровне общества, а количество публикаций на эту тему в средствах массовой информации было весьма значительным. Не стоит также забывать, что сравнительно недавно, в 2008 году действующая Конституция претерпела изменения в части сроков исполнения полномочий отдельных высших органов государственной власти. Вышеуказанные обстоятельства позволяют утверждать, что конституционное развитие Российской Федерации продолжается и сейчас.

При этом, на наш взгляд, в данный процесс должны включаться не только такие важнейшие события как принятие конституционных актов, становление новых конституционных институтов, но и косвенный процесс формирования и укрепления ранее не существовавших общественных тенденций, которые, в свою очередь, и приводят к указанным событиям.

Современная Конституция рецепирует международный опыт, что, однако, не позволяет учитывать национальную правовую специфику.

Настоящая работа делится на части в соответствие с общепринятым в науке разделением конституционного развития России на этапы. Однако стоит отметить, что последний, современный этап далеко не всегда указывается отечественными учеными в качестве вехи развития российского конституционализма.

Объектом исследования данной работы является развитие конституционных основ в Российском государстве.

Цель работы - анализ развития российского конституционализма и на основе анализа выявить проблемы правового развития Российской Федерации в современном обществе.


Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) выявить особенности развития конституционализма в дореволюционный период;

2) изучить основные положения конституций советского периода;

3) выполнить тщательный анализ ныне действующей Конституции 1993 года;

4) определить проблемы конституционного строя современной России.

Предмет – этапы становления конституционного строя в Российской Федерации.

Методы работы:

1) Просмотр различных источников и научной литературы по данной теме;

2) Анализ точек зрения авторов статей и научных работ по данной теме;

3) Анализ нормативно правовых актов Российской федерации, Конституции Российской Федерации, касающихся данной темы и правового регулирования данной темы.

1. Конституционное развитие России до 1917 года, истоки российского конституционализма.

Как известно, наиболее ранней, но все еще действующей конституцией является Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года, хотя мировой конституционализм знает и более ранние конституционные акты, такие как Статут Великого Княжества Литовского 1529 года или Конституцию Филиппа Орлика 1710 года.

Что касается России, то в отношении начала ее конституционного развития ученые расходятся во мнениях. Так, В.А. Лебедев указывает, что первые конституционные идеи и проекты появились в России лишь в ХVIII веке. Некоторые же ученые относят первый опыт российского конституционализма к 1730 году, когда верховниками была предпринята попытка создать cословную конституцию, ограничивающую самодержавную власть посредством представительного органа и дающую дворянству сословные права, в связи с чем императрицей Екатериной II даже была созвана Уложенная комиссия.

Как бы там ни было, наиболее известными первыми конституционными проектами являются работы графа Н.И. Панина, А.Р. Воронцова. Внимание указанным вопросам также уделяли С.Е. Десницкий, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Ф.В. Кречетов. Дворянское сословие в конце ХVIII - начале ХIХ веков все больше начинает склоняться к идеям конституционной монархии, ограниченной парламентом, республиканского обустройства России, отмены крепостного права, развития местного самоуправления и так далее.


Наиболее известным проектом конституционного акта того времени, утверждавшим идею республиканской формы правления на территории России, является "Русская правда" П.И. Пестеля. Кроме того, в этом отношении также примечателен проект Н.М. Муравьева, утверждавший федерацию в качестве формы российского территориального устройства. Начало ХIХ века ознаменовалось декабристским движением, многие участники которого также активно принимали участие в развитии идей конституционализма и разрабатывали собственные проекты конституционных актов. Именно в этот период разрабатывались знаменитые конституционные проекты Н.Н. Новосильцева и М.М. Сперанского.

При этом проект последнего представляет наибольшее значение. В нем решалось три основные задачи: обоснование необходимости замены самодержавного правления конституционно-правовым государством; введение института разделения властей; определение соотношения прав, свобод и обязанностей личности.

Наиболее известным проектом Основного закона того времени является проект М.Т. Лорис-Меликова от 11 апреля 1881 года. .2 Конституционализм в России 1905-1917 годов Исходя из анализа конституционного развития России до 1905 года, можно сделать вывод о том, что российский конституционализм вполне может быть истолкован как внутрисистемный реформизм, имевший целью преобразовать самодержавие в правовое государство.

Первым в этом отношении актом является Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка, принятый императором Николаем II 17 октября 1905 года. Данный документ провозглашал "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов".

Таким образом, Манифест являлся первым официальным российским документом о гражданских свободах. Надо сказать, что пункт 2 Манифеста также предусматривал необходимость создания бессословного законодательного органа, Государственной думы, так как устанавливал возможность привлечения к участию в Думе тех классов населения, которые были лишены избирательных прав, "предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку". Можно утверждать, что Манифест по большей части вводил основы конституционализма на официальном уровне, что способствовало началу развития последнего. Некоторые авторы даже связывают возникновение самого процесса конституционного развития России именно с принятием этого рассматриваемого Манифеста.


Вторым важнейшим конституционным актом того периода является Свод основных государственных законов 1906 года и, прежде всего, «Учреждение Государственной думы», «Учреждение Государственного совета», «Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов» и так далее. Основные законы учредили двухпалатную парламентскую систему при сохранении сильной власти царя. Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царем и ответственный только перед ним.

Для избрания Государственной думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Государственной думе, которая должна была избираться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые, однако, могли приниматься и царем, но с одобрения обеих палат парламента. Указанный период неоднозначно оценивается в научной литературе.

Кроме того, конституционные реформы указанного периода так и не привели к принятию письменной конституции. Таким образом, на основании анализа дореволюционного конституционного опыта России можно провести своеобразную его этапизацию.

Некоторые ученые склоны проводить ее следующим образом. Конец XVIII - начало 60х годов XIX века: учреждение конституционными актами институтов верховной государственной власти. Начало 60х годов XIX века - февраль 1917 года: значительные демократические преобразования, учреждение института разделения властей, расширение прав и свобод, а также первый опыт утверждения писанных конституционных актов. Нам же более интересна следующая этапизация.

Предварительный этап (конец XVIII века - 1905 год): формирование идей российского конституционализма и создание первых проектов конституционных актов.

Этап дополнения самодержавия совещательными учреждениями представительного характера (принятие Высочайшего манифеста от 6 августа 1905 года об учреждении Государственной думы).

Этап конституционного ограничения царской власти (1905 - 1907 годы): принятие рассмотренных нами выше конституционных актов, ограничение самодержавия, утверждение некоторых гражданских прав.

Этап Февральской революции 1917 года, связанный с деятельностью Временного правительства: установление демократических институтов в сфере прав и свобод граждан, провозглашение в России республиканской формы правления. Основными документами конституционного характера этого этапа являются акты "О печати", "О свободе совести", "О собраниях и союзах" и так далее. Однако, четвертый этап вряд ли можно с полной уверенностью назвать эффективным, так как Временное правительство при разработке своих актов больше опиралось на опыт передовых буржуазных стран, чем на российскую действительность и ее исторические предпосылки.


Таким образом, в завершение настоящей главы можно сделать вывод о том, что в России, начиная с конца XVIII века, предпринимались весьма активные попытки отдельных конституционных преобразований, которые, однако, не привели к кардинальным изменениям в отечественном конституционном развитии.

2. Советский период в конституционном развитии России, первая советская конституция и нормативные акты конституционного значения.

Во время Октябрьской революции 1917 года государственная власть от Временного правительства перешла к Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Второй Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов от 7 ноября 1917 года принял ряд документов конституционного характера, в которых «было заложено видение нового общественного и государственного строя».

Надо сказать, что до принятия первой советской Конституции РСФСР 1918 года, подобные временные акты имели большое значение. Так, в Обращении к рабочим, солдатам и крестьянам о победе революции и ее ближайших задачах от 25 октября 1917 года была провозглашена программа переустройства России: безвозмездная передача помещичьих и монастырских земель крестьянским комитетам, рабочий контроль над производством, право наций на самоопределение и так далее.

В Обращении о полноте власти Советов от 8 ноября 1917 года устанавливалось, что вся власть на местах переходит к Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Одними из наиболее важных конституционных актов того времени являются Декрет об образовании Рабочего и Крестьянского правительства и Декрет о земле от 8 ноября 1917 года.

Первый документ установил новую систему государственной власти в России: для управления страной образовывался Совет народных комиссаров, контроль за его деятельностью осуществлял Всероссийский съезд рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, а между съездами - Центральный исполнительный комитет съезда, или ЦИК.

Декрет о земле же отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа. В соответствие со вторым разделом данного Декрета, отменялась частная собственность на землю, а вся земля и полезные ископаемые переходили в исключительную собственность государства.