Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
3.1 Государственная тайна
«Закон о государственной тайне» основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и четко определяет основные понятия относящиеся к государственной тайне.
К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения:
1) сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций.
2) сведения в области экономики, науки и техники: – то есть о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению вооружения и военной техники, об объемах поставок и о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении и фактических размерах государственных материальных резервов;
– об использовании инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения ее обороноспособности и безопасности;
– о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, ее финансах и бюджетной политике (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов).
3) сведения в области внешней политики и экономики: – то есть о внешнеполитической и внешнеэкономической (торговой, кредитной и валютной) деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб ее интересам
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: – то есть о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.
Что такое государственная тайна можно узнать из закона «О государственной тайне», от 21.07.1993 г. №5485–1. Согласно закону, государственные секреты это сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности России, а также конституционным правам и свободам граждан.
На практике при подготовке материалов у журналистов довольно часто возникают проблемы, связанные с тайнами. Любой журналист, на какую тему бы он не писал, должен знать, какие сведения могут быть отнесены к тайнам (государственной, служебной, коммерческой, профессиональной, тайне личной жизни граждан). Эта «таинственная» информация определена многими нормативными актами.
Заключение
Все-таки есть у нас в России свобода слова или нет? С одной стороны, статья 29 Конституции уверяет, что есть, и давно – как минимум с момента принятия этой самой Конституции 12 декабря 1993 г. С другой стороны, телевидение публично заявляет, что свободы слова у нас нет. Во всяком случае, на телевидении. Кому верить? Я лично верю обоим этим источникам. И не вижу здесь ни малейшего противоречия.
Начнем с Конституции: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». И правда, каждый наш гражданин (и даже иностранец) может думать про наши порядки любую мысль, которую ему вздумается. Никого его мысли не интересуют. И слова может говорить любые. Но только самому себе, жене, детям. А вот говорить любые слова друзьям и знакомым я бы уже не советовала. А отсюда следует, что даже за высказывание на интернет-форуме или в малопосещаемом блоге могут запросто привлечь к ответу.
Хорошо еще, что высшая судебная инстанция повелела отличать «сведения», которые нельзя сообщать хотя бы и одному лицу, от «мнений», против которых в суд не пойдешь. Действительно, ну как потребовать опровержения такой, скажем, сентенции: «Я думаю, что свободы слова у нас нет». Чистой воды мнение. Даже без признаков оскорбления, ибо ни о какой «неприличной форме» (а она является обязательным признаком оскорбления) говорить не приходится. Нельзя же судебным решением обязать человека думать, что свобода слова у нас есть. Да и Конституция не велит: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
Как бороться с пренебрежением нормами Конституции и закона? Ответ один – чтобы навести порядок в стране, нужны независимая пресса и сильное гражданское общество. О том же говорит и Конституция, признающая и гарантирующая (статьи 13, 29) и идеологическое разнообразие, и политическое разнообразие, и многопартийность, и свободу массовой информации, и запрет цензуры.
Список использованных источников и литературы
1. Политическая история России: Хрестоматия для вузов / Сост.: Коваленко В.И. – М.: 1996. С. 575.
2. Свобода слова. В.Н. Кудрявцев; Рос. Академия наук. – М.: Наука, 2006. С91, 95.
3. Документ Московского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ. Протокол от 3 октября 1991 года. – п. 19.2
4. Любимов А.П. Комментарий к Конституции РФ – М.: Экзамен, 2005 г.
5. Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Сухарева, М.: Инфра-М, 2007 г.
6. Лебедев А.В. политические права и свободы граждан Российской федерации (конституционно-правовое исследование): Дис, … канд. юрид. наук. Челябинск, 2003.
7. Права человека: учебник. А.Н. Головастикова, Л.Ю. Грудцына. – М.: Эскимо, 2006. – С. 141 – 142.
8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Карповича В.Д. – М.: Юрайт-М, Новая Правовая культура, 2002
9. Права человека в России: Учебное пособие. С.И. Глушкова. – М.: Юристъ, 2006. – С. 294
10. Реализация гражданских и политических прав и свобод в Российской Федерации: конституционные гарантии и ограничения. Жабин. А.Я. Дис, … канн. Юрид. Наук. М., 2004.
11. Права человека: Учебник для вузов. Отв. ред. А.Е. Лукашева. М.: 2002. С. 48.
12. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
13. Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
14. Федеральный закон от 04.04.2005 №32-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «Об Общественной палате Российской Федерации» (принятого ГД ФС РФ 16.03.2005)
15. Устав Союза Беларуси и России» (совершено в Москве 23.05.1997)
16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М: Юристъ. – 2003.
17. СЗ РФ, 2001, №2, ст. 163
18. Права человека. Учебник для вузов. / Под ред. Е.А. Лукашева. – М.: Изд. Норма, 2003. Стр. 86
19. Хургин В.М. Право на доступ к информации, или Как (и чем) сражаться с бюрократом // Информационное общество. 2001. №4. С. 35 – 43.
20. Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам круглого стола в Центре ИРЛ РАН) // Государство и право. 2003. №5. С. 23–29.
21. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. С. 617.
22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изм. и доп. от 6 февраля 2007 г.) // «Российская газета» от 28 декабря 1995 г.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. №3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // > Собрание законодательства РФ. 2000. №9. Ст. 1066.
24. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006)